Факты
«о красоте рук женщины-гончары могут забыть — кожа пересыхает, маникюр не сделаешь, украшений на работу не наденешь»

«о красоте рук женщины-гончары могут забыть — кожа пересыхает, маникюр не сделаешь, украшений на работу не наденешь»

Анна ВОЛКОВА «ФАКТЫ» (Полтава)

11.07.2009 0:00

В Опошне Полтавской области завершился международный фестиваль-ярмарка искусств

Димка — пятнадцатилетний пацан в золотистых веснушках и весь перепачканный глиной — так быстро крутит босыми ногами гончарный круг, что, кажется, тот аж поет от удовольствия. Лицо юного гончара серьезное и одухотворенное. А руки вытворяют чудеса! За какие-то несколько минут они превращают бесформенный кусок серой глины то в широкую тарелку, то в пузатый кувшин, то в красивую вазу… Залюбуешься! Усердная работа лучшего ученика Государственной специализированной художественной школы-интерната «Коллегиум искусств в Опошне» Димы Москаленко вызывала восхищение всех, кому посчастливилось побывать на праздновании Дня гончара в знаменитой Опошне Зеньковского района Полтавской области.

Маленькую Опошню называют столицей украинского гончарства. Наверное, в каждом дворе стоит гончарный круг, и все жители поселка владеют профессией гончара. Во всяком случае, у меня складывается такое впечатление, когда я вижу выставленные практически возле каждых ворот на трассе «баррикады» опошнянской керамики.

- Да сколько ее там осталось? Настоящих мастеров в Опошне мало, — сетует заслуженный мастер Украины по народному творчеству, лауреат премии имени Ивана Нечуя-Левицкого, старейшина опошнянской гончарной династии 80-летний Николай Гаврилович Пошивайло.  — Может, десять человек, может, двадцать. То, что продается на трассе, ничего общего не имеет с ручной работой. Это все штамповки, которые делаются в Славянске Донецкой области. Наши люди ездят туда, скупают товар по дешевке, а неискушенным покупателям выдают за чистую монету.

- Как отличить настоящее местное изделие от привозного?

- Возьмете в руки и сразу же почувствуете. Изделие из глины тяжелее, чем из других материалов. Кроме того, форма опошнянских кувшинов всегда более выпуклая, тарелки — плоские. Обычно все наши изделия, а особенно вазы, кувшины, различные статуэтки в виде баранчиков, петушков и разной другой живности блестят благодаря специальной обработке. Любое изделие хорошо звенит…

А вот самая «голосистая» свистулька вышла у крымчанина Эльдара Гусенова, который учится в Бахчисарайской детской студии «Гончары». Это определила конкурсная комиссия. Ведь в программе традиционной июльской ярмарки в Опошне не только торговля, но и мастер-классы известных гончаров, различные конкурсы, множество научных, практических, культурных мероприятий.

Учитель Эльдара, Абдюль Сеит-Аметов, принимал участие в конкурсе на самый большой горшок. Из восьми килограммов глины он за пятнадцать минут создал огромную цветочную вазу. Но опошнянский мастер Александр Шкурпела сотворил еще более объемную из того же количества глины. Он и победил. Мастер сделал такую длинную горловину напольной вазе, что едва ли найдется в природе цветок, который достал бы ее дна.

И тем не менее специалисты утверждают, что гончарство уже давно стало делом женских рук. Ни один мужчина не мог превзойти лауреата Всеукраинского конкурса народной игрушки Елену Мороховец в состязании на лучший расписанный горшок.

- Удел женщин в гончарстве — заниматься малыми формами, — говорит Елена Мороховец.  — Нам не под силу поднять столько килограммов глины, сколько мужчины. А о красоте рук вообще можно забыть. Маникюр не сделать, поскольку ногти постоянно стираются. К тому же глина очень сушит кожу. И украшений на пальцы, отправляясь на работу, мы не надеваем — мешают.

Кстати, в Национальном музее-заповеднике украинского гончарства в Опошне мне показали самое большое гончарное изделие, которое было изготовлено несколько лет назад во время проведения одного из конкурсов. Его автор — старейший гончар Опошни, заслуженный мастер Украины по народному творчеству, лауреат премии имени Тараса Шевченко 84-летний Василий Онуфриевич Омельяненко. Он создал двухголового льва, длина которого равняется двум метрам без пяти сантиметров. Уникальность этого экспоната еще и в том, что для его обжига построили специальную печь прямо на территории музея, поскольку перемещать такого большого глиняного льва было невозможно. А сохнул он практически целое лето!

Жаль, не было конкурса на самого веселого гончара. Несомненно, его выиграл бы опошнянец Михаил Остряной, мастер с пятидесятилетним стажем. С шутками и прибаутками Михал Максимыч раздавал свои сырые изделия понравившимся молодым девчатам и, предлагая поучаствовать в процессе их изготовления, запрещал что-то либо говорить. Разрешалось только охать и ахать. Это было похоже на… Догадайтесь сами на что.

Написать отзыв о статье