Факты
супермаркет продукты

Гляди в оба

На полках магазинов все труднее найти продукты, у которых совпадают данные, указанные на упаковке, и реальный вес

Ирина РЫБИНСКАЯ, «ФАКТЫ»

09.09.2015 3:30

В последнее время большинство украинцев стали экономить на продуктах питания. Пытаясь выбрать товар подешевле, люди часто не замечают, что привычные на вид литровая бутылка молока или пакет кефира на самом деле содержат 900 граммов продукции. Причем производители честно пишут об этом на упаковке. Но люди не глядя берут «килограмм» гречки или риса, в котором на 100−200 граммов меньше.

В крупном супермаркете вижу пожилую женщину, которая в отделе самообслуживания взвешивает маленький пакет сметаны.

— Решила проверить, действительно ли здесь 200 граммов, как написано на упаковке, — поясняет 60-летняя пенсионерка Тамара Степановна Полушко. — Я теперь все продукты взвешиваю. А то взяли моду продавать 900 граммов молока в литровой упаковке. Обычно вес совпадает, но мало ли. С одной стороны, хорошо, что в магазинах появились пол-литровые пачки молока и 200-граммовые сметаны. Это удобно. Но зачем же хитрить с упаковкой? Мало того что приходится брать с собой в магазин лупу, потому что все данные о товаре пишут мелким шрифтом, так еще и обманывают по весу. Крупы я покупаю только на развес — так получается дешевле, если пересчитать цену за килограмм в упаковке, где содержится 800 граммов.

К тому же сейчас почти невозможно купить литр подсолнечного масла. Как правило, продают литровые по размеру бутылки, а вот масла в них граммов 800−900. Цена при этом — как за литр. Не люблю, когда меня обманывают.

Кстати, уменьшать вес продуктов в упаковках стали еще в 2010 году. Это было сделано в связи с постоянным подорожанием — чтобы не пугать покупателей высокими ценами. На одном из круглых столов, посвященных спекулятивным ценам, представитель объединения производителей молока на вопрос журналистов, почему литровая упаковка содержит 900 граммов молока, лишь пожал плечами: «А что тут такого, это всего лишь маркетинговый ход».

Так изящно оправдывая обман, производители не задумываются о том, что покупатели рано или поздно все поймут. И все больше людей попросту отказываются покупать продукцию с заниженным весом или лживой маркировкой, когда, например, на упаковке не то масла, не то спреда пишут «Вершкове», не уточняя содержание молочных жиров в продукте. Причем, чем выше становятся цены, тем меньше сметаны кладут производители в стаканчик, рассчитанный на 350 граммов. И тем объемнее становятся коробки конфет, в которых лежит от силы десять штук. Порой в привычный для покупателя «килограммовый» пакет с гречкой насыпают крупы на 30 процентов меньше. И это не значит, что потребителя обвешивают. Просто это такой… маркетинговый ход.

И действительно, когда на прилавке стоят две упаковки, похожие по содержанию и наполнению, а цена отличается на три-четыре гривни, многие покупатели выбирают то, что дешевле. При этом в 100-граммовом стаканчике мороженого может оказаться всего 60 граммов. А в привычной шоколадной плитке не больше 80 граммов.

Привлечь производителей к ответственности невозможно, ведь они действуют в рамках закона. А нам остается только выбирать: покупать товар не глядя или все-таки внимательно читать, что на нем написано.