Факты
«даже если человек не видит, другие органы чувств позволят ему нормально воспитать ребенка»

«даже если человек не видит, другие органы чувств позволят ему нормально воспитать ребенка»

Наталья ГАРМАШ «ФАКТЫ» (Днепропетровск)

17.01.2008 0:00

Незрячие супруги из Днепропетровска Игорь и Юлия взяли из Дома малютки полуторагодовалую малышку, которая сразу стала ходить, говорить и называть их папой и мамой В семье у Юли и мама, и бабушка незрячие, поэтому она с детства знала, что эта беда — наследственная. А взрослея, с ужасом стала понимать, что и ее детей не обойдет такая горькая судьба. Поэтому рассудила по-взрослому: надо прервать роковую генетическую цепочку и никогда не обзаводиться потомством. Но любовь к Игорю внесла в эти планы свои коррективы.

Парень почти 10 километров вслепую греб на лодке, чтобы любимая девушка побывала на острове

Они оба родились в Николаеве, а учились в одной одесской спецшколе для незрячих, только в разные годы. Игорь на восемь лет старше Юли. Во всем же остальном их судьбы и характеры очень похожи. Наверное, имей этот широкоплечий, высокий, громкоголосый парень хорошее зрение, он был бы спортсменом. А светловолосая улыбчивая Юля — учительницей. Но судьба распорядилась иначе, и оба они, закончив спецшколу, пришли работать на николаевское предприятие Украинского общества слепых (УТОС).

Впрочем, познакомились молодые люди немного раньше, когда 16-летняя Юля приехала с мамой на турбазу УТОСа, расположенную на Черном море под Николаевом. Если Игорь различает только свет и тень да смутные контуры предметов, Юля видит немного лучше. Она и разглядела как-то на пляже, где загорала в компании друзей, нерезкие очертания в морской дали. «Что там?» — спросила у подружки. «Какой-то остров», — ответила та. А девичья фантазия уже дополнила эту скудную информацию всем, что знала об островах: таинственный замок, непроходимые дебри, голубая лагуна…

- Я никогда не была на острове, — печально вздохнула Юля.

И Игорь поступил как настоящий мужчина: «Хочешь, поплывем туда на лодке?» Направление движению задавала Юлина подружка, которая видела хорошо. А Игорь на хлипкой лодочке почти пять километров без устали греб в открытое море. Немного погуляв по песчаной косе, отправились обратно. И девушки так и не узнали о кровавых мозолях, которые натер в тот день веслами их «капитан». Когда Юля рассказала маме о своем приключении, та ужаснулась: «А если бы перевернулись? Ты же не умеешь плавать!» Только тогда девушка испугалась. Но и поняла, что рядом с Игорем ей никогда не будет страшно.

Когда три года назад они поженились, николаевское предприятие УТОСа распалось и работы для инвалидов не стало. С этим можно было бы смириться и жить на две небольшие пенсии, тем более что родители готовы были помогать молодой семье. Но Игорь на чужой шее сидеть не захотел. Узнав, что в Днепропетровске такое же предприятие действует, он отправился туда. И не только устроился слесарем-сборщиком на участок, где производят опрыскиватели, но и выхлопотал комнату в семейном общежитии для себя и Юли.

Однако почувствовать себя полноценной семьей без ребятишек им было сложно. Юлечка решила, что собственных детей у нее не будет, но можно ведь взять приемных. И супруги загорелись этой идеей.

«Нам не позволили удочерить Ирочку, поскольку мы не сможем ей… книжки читать»

- Игорь очень хотел сына, а я — девочку, — улыбается 22-летняя Юля.  — В одном Доме малютки нам предложили на выбор трех девочек и шесть мальчиков, в другом были готовы к усыновлению четверо малышей. И хотя мы мечтали взять совсем маленького, новорожденного, нам сказали: таких нет, выбирайте постарше. Сложно это было — хоть всех забирай, так жалко деток. Но бабушки, узнав о наших поисках, чуть не зарыдали в один голос: хотим внучку! Так и познакомились мы с самой маленькой из всех ребятишек — Ирочкой, которой тогда был год и пять месяцев.

Мать оставила малышку в роддоме и скрылась, даже не написав отказную. В возрасте, когда дети уже бегают и начинают произносить первые слова, Ирочка еще не ходила и не говорила. Поэтому на первую прогулку по двору Игорь вынес ее на руках. А потом, держа девочку за руки с двух сторон, они учили ее делать первые шаги. Уже через месяц малышка сама выбегала навстречу будущим родителям и первым делом лезла к Юле в сумку — за гостинцами. А вскоре впервые сказала «мама».

Несмотря на то что малышку им выбрать разрешили, с ее удочерением возникла неожиданная проблема. Первые документы Игорь и Юля подали еще в феврале прошлого года, но в суде почему-то откладывали рассмотрение этого дела. В июле отказали, ссылаясь на то, что в Семейном кодексе нет перечня заболеваний, не дающих право на удочерение. В сентябре на том же основании отказали опять. Супруги чуть ли не каждый день ездили на заседания суда на другой конец города. А потом бежали к Ирочке, и малышка не хотела их отпускать, рыдая и цепляясь за шею папы и мамы.

- Мы знали уже все законы об усыновлении от «а» до «я», — вздыхает Юля, — но каждый раз против решения в нашу пользу находились все новые и новые аргументы. Как-то даже сказали, что нам нельзя отдать Ирочку, поскольку мы не сможем ребенку… книжки читать. Разве объяснишь, что я на память массу сказок, стихов знаю! Да и читать при большом увеличении крупный шрифт тоже смогу. Даже если человек вообще не видит, другие органы чувств позволят ему нормально воспитывать ребенка.

Юля была уверена, что непростая родительская роль им с Игорем вполне под силу. Поэтому супруги мучительно искали выход из ситуации. В конце концов, узнав, что для опекунства решение суда не требуется, забрали документы на усыновление и оформили над малышкой опеку. Правда, они не могут теперь дать дочке свою фамилию и таким образом скрыть от нее впоследствии, что она — неродная. Но главное — они теперь вместе.

«Малышка так быстро освоилась в доме, словно здесь и родилась»

В уютной чистенькой комнате, где в нише за занавеской стоит детская кроватка, а на тумбочке  — аквариум для Ирочки, малышка чувствует себя в центре внимания. Таскает за хвост пушистого рыжего кота Бакса, который безропотно позволяет ей любые шалости, и хитро поглядывает на аквариум.

- А где же рыбки? — спрашиваю у крохи.

- Ай-ай-ай, — отвечает Ирочка, показывая пальчиком на подсвеченный стеклянный куб.

- Да она их уже всех выловила! — смеется Юля.  — Знает, что нельзя, но ей же интересно…

Мама Игоря, которая на первых порах помогает невестке освоиться с непростыми обязанностями, тоже в Иринке души не чает: такая сообразительная, потешная…

- Я боялась, что малышка будет скучать за детьми из Дома малютки, но она за эти два месяца так освоилась в доме, словно здесь и родилась, — не скрывает мама Игоря Лидия Петровна гордости за молодую семью.  — Ей нравится, что игрушки — только для нее, что мы все, в том числе и кот, ее любим, балуем. Родители хоть и плохо видят, но очень много занимаются с Ирочкой, и ребенок каждый день нам выдает новые слова. Может быть, она еще не понимает, что у мамы с папой проблемы со зрением, но, мне кажется, интуитивно восполняет пробелы общения: все время крутится возле них, обнимает, целует. Такое ощущение, что духовная связь между ними даже крепче, теснее, чем у зрячих.

- У нас всех, даже у кота, есть шестое чувство, — подтверждает эти слова Юля.  — Вы не поверите, но Баксик, стоит ему увидеть, что я иду в его сторону, всегда громко муркнет. Словно предупреждает: не наступи. И вообще никогда под ногами не путается. Откуда он знает, что мы не видим?!

… Не разрешив незрячим супругам удочерить Ирочку, в суде, наверное, руководствовались благими намерениями: мол, у ребенка и у приемных родителей-инвалидов могут быть проблемы.

- Сейчас у всех, даже у вполне обеспеченных людей, проблем хватает, — словно отвечая на этот вопрос, пожимает плечами Юля.  — А у нас, представьте себе, их нет! У нас все просто замечательно, и мы счастливы втроем. Даже на днях ордер на свою комнату получили.

Чуть позже, правда, Юля позвонила мне и, словно извиняясь, попросила: «Можно я одну-единственную проблему вам все-таки назову? Но она общая для всего дома, где живут, в основном, незрячие. Телефоны у нас уже несколько месяцев не работают, даже Президенту по этому поводу телеграмму давали. Представляете, каково моим соседям искать таксофон, чтобы врача вызвать… »

О собственных трудностях Юля опять не сказала ни слова. Наверное, все проблемы мира по сравнению с их счастьем кажутся несущественными.