Факты
Покупая дорогие зимние шины, нужно учитывать, что на второй сезон их может не хватить

Покупая дорогие зимние шины, нужно учитывать, что на второй сезон их может не хватить

Тарас ТКАЧУК «ФАКТЫ»

08.11.2008 0:00

Профессионалы рекомендуют не ждать первого снега и гололеда, а «переобувать» машины уже сейчас, когда температура опустилась ниже плюс четырех градусов

«Готовь сани летом» — это не про автомобилистов. К снегу и морозам мы в лучшем случае начинаем готовиться в начале ноября. Правда, и сейчас на авторынках не особенно людно — продавцы зимней резины пока активно зазывают «зайти-посмотреть» любого, кто забредает в ряды, где торгуют покрышками. Выбор довольно большой, но цены — «мама не горюй», даже считая в долларах (часть торговцев принимает оплату по курсу «6», но есть и те, кто согласен на «5,8»). По сравнению с прошлым годом цены в долларах поднялись процентов на 10-15, в гривнях — процентов на 25. Впрочем, «отечественный продукт» подорожал меньше.

«Бэушные» шины в этом году в дефиците

Простенькие украинские шины, которые спрашивают в основном владельцы «Жигулей» (13-й радиус), стоят от 190-200 гривен. Если присматривать что-то поприличнее, например Amtel или Matador, то придется отдать минимум 45-50 долларов. Цены импортных шин 14-го радиуса начинаются с 57-60 долларов (от производителя классом повыше — порядка 75-80 долларов). Стоимость раскрученных и особо полюбившихся моделей вроде Gislaved Nord Frost 3 может достигать и 100 долларов. Покрышки 15-го радиуса стоят от 70-75 до 100-115 долларов. Продавцы говорят: всему виной таможня. Не секрет, что еще пару лет назад большую часть шин завозили к нам в страну контрабандой. Сейчас «краник» прикрутили. «Если раньше мы за фуру отдавали на границе пять тысяч, то теперь приходится платить все двадцать», — пояснил один из продавцов. Поэтому недорогие шины (не говоря уже о «бэушных) стало ввозить не особенно интересно.

Если говорить о марках, то в глаза бросается почти полное отсутствие недорогих восточноевропейских шин Barum — одного из хитов прошлых лет. Вместо них почти на каждой точке активно «толкают» словацкий Matador (все продавцы клянутся, что это именно словацкая шина, а не российская, которая пользуется весьма недоброй славой). Если покупатель хочет чего-то посолиднее, многие продавцы сразу же пытаются предложить Nokian. Настораживает, что цену почему-то называют в гривнях и просят относительно недорого для марки такого уровня, считающейся одной из лучших в мире в производстве зимних шин. По секрету торговцы говорят, что эти покрышки российского производства, причем завезли их давно и в больших количествах — вот и «расталкивают» как могут. Нам посоветовали обязательно проверять дату изготовления, которая выбита на боковине шины (максимальный срок хранения зимних покрышек — пять лет, после чего они теряют свои свойства — пластичность при низких температурах).

Неприятно удивило и то, что «бэушка», всегда помогавшая пережить зиму тем, кто хотел сэкономить, в этом году в дефиците (говорят, все из-за таможни). Из 14-го радиуса нам не смогли предложить вообще ничего! Комплект еще вполне «живого» 15-го GoodYear Ultra Grip 600 согласились отдать по 55 долларов за колесо.

У качественных покрышек с возрастом почти не уменьшается тормозной путь

Какую модель шины выбрать? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Ведь даже дорогая покрышка далеко не всегда лучшая, если говорить о каждом конкретном случае. Дело в том, что зимние шины подразделяют на два типа: скандинавские и европейские. Скандинавские не только более мягкие, но и, как выражаются специалисты, имеют ярко выраженный протектор — грубо нарубленные крупные шашки, широкие канавки, плотную нарезку ламелями. Часто такая резина имеет отверстия под шипы. Европейские шины жестче — в угоду более комфортной езде у них шашка протектора помельче и закругленные края. Если скандинавские шины лучше «гребут» по снегу и тормозят на льду, то европейские делают автомобиль куда более управляемым и предсказуемым на асфальте — на них не страшно ездить в оттепель.

Единственное, что можно утверждать: даже известные марки шин серьезно отличаются по износостойкости. Это установили независимые немецкие автоэксперты. Они измерили износ различных шин после восьми тысяч километров пробега (столько в среднем наезжают водители за зиму). Меньше всего вытерлись шины Michelin и Dunlop. А вот износ не менее известных брендов Continental и GoodYear оказался гораздо больше ожидаемого. Также шины могут вообще не доходить до конца второго сезона эксплуатации! Так что, покупая покрышки Continental и GoogYear, учитывайте, что служат они великолепно, но весьма недолго.

Немцы обнаружили еще один важный факт: у качественных шин с возрастом почти не уменьшается тормозной путь (если на новых покрышках при замедлении со скорости 50 километров в час он составляет порядка 29-31 метра, то после сезона эксплуатации увеличивается всего на метр-полтора), а вот тяга по снегу уменьшается в среднем почти на треть. Иными словами, «потертые» шины влияют не столько на вашу безопасность, сколько на проходимость машины.