Факты
На ивана купала матери сжигали на костре сорочки больных детей, надеясь, что малыши поправятся

На ивана купала матери сжигали на костре сорочки больных детей, надеясь, что малыши поправятся

Татьяна САГУЛА, Анна ВЫСОЦКАЯ «ФАКТЫ»

05.07.2007 0:00

В ночь с 6 на 7 июля гадали на суженого, собирали лекарственные травы и искали волшебный цветок папоротника

За несколько дней до окончания Петровского поста православный люд отмечает Рождество Иоанна Предтечи. В народе этот день, а точнее, ночь с 6 на 7 июля издревле называют Ивана Купала. С этим праздником связано множество таинственных традиций, но до наших дней дошли самые красивые и запоминающиеся. Например, в эту ночь влюбленные, взявшись за руки, прыгают через костер, красавицы пускают на воду венки, а смельчаки ищут цветок папоротника…

В купальский огонь обязательно бросали освященные в церкви ветки вишни и крапиву, чтобы прогнать злых духов

Так уж повелось, что отмечать Ивана Купала начинали заранее — с вечера 6 июля. Основные символы этого торжества — купальский огонь и пара кукол: соломенное чучело, именуемое Купалой, — символ мужского начала, и кукла Мара, или Марена — символ женственности и плодородия.

Купалу полагалось изготовлять юношам, а Мареной занимались девчата. На Купалу надевали мужскую сорочку и штаны, Марену обряжали в костюм замужней женщины, но голову украшали девичьим венком с лентами. К слову, в разных областях Украины Марену изготовляли по-разному. На Средней Надднепрянщине, Подолье и Волыни ее делали из веток вербы или молодого деревца, которое украшали цветами, венками и лентами. На Полтавщине кукла была соломенной, но ее называли Ладой в честь языческой богини любви. Наверное, именно поэтому, украсив куклу лентами и венками, девчата водили вокруг Лады-Марены хороводы и пели купальские песни о любви и будущем браке.

Помимо купальской куклы, наряжали и самую красивую девушку, которая должна была предсказать, каким будет следующий год для села. Красавице завязывали глаза и отводили в лес, где опускали в заранее приготовленную яму с венками из свежих и увядших цветов. Вытащит «живой» венок — село ожидают богатство и достаток. Достанет сухой — жди голода и несчастий.

С наряженными куклами молодежь ходила по селу, а вечером Купала и Марена становились героями мини-спектаклей, после которых их либо топили, либо сжигали на купальском костре. Огонь и вода уничтожали злые чары, сглаз и порчу, «деланные» против влюбленных.

На Подолье сжигали только Купалу, а Марену в виде ритуального деревца полагалось нести к реке. После купания Марену с криком и смехом ломали так, чтоб каждой девушке досталась веточка. Самые ловкие старались отломать вершок, который должен был принести счастье. Щепки от Марены несли на огороды и оставляли там, чтобы лучше росли огурцы. Иногда ветки закрепляли под крышей — чтобы богатство было, или бросали в реку — чтобы дождь шел. Еще была широко распространена традиция обвязывать ветку плодами вишни или черешни. Такой гостинец дарили детям и пожилым людям.

Что касается купальского костра, то разводили его по особым правилам. В ночь перед праздником на холмах около озера или реки парубки складывали большие кучи сухих веток. Именно берег водоема становился центром купальских гуляний. Село, в котором не было реки, считалось обделенным Богом: «Кров Божа сюди не тече»,- говорили о нем люди. Поджечь хворост поручали трем старейшим в селе мужчинам, которые должны были до появления вечерней звезды добыть огонь древним (то есть языческим) способом. В костер обязательно бросали освященные в церкви ветки вишни и крапиву, чтобы прогнать злых духов.

Наши предки наделяли купальские костры магической силой. Верили, что, прыгая через них, можно избавиться от болезней, наговоров и бесплодия. В ночь на Ивана Купала матери сжигали на костре сорочки больных детей, надеясь, что после этого малыши выздоровеют. А молодые люди брались за руки и прыгали через огонь. Если пара не разнимала рук, это был знак, что она скоро поженится. Сквозь огонь прогоняли скот — «чтобы ведьмы не отбирали молоко и мор не цеплялся». И еще магические костры не гасили — они должны были дотлеть до последней искорки.

Девушка, чей венок поплывет быстрее всех, раньше других выйдет замуж

Очистившись огнем, семейные пары усаживались на берегу за общий стол, на который ставили постные блюда (ведь до праздника Петра и Павла есть скоромную пищу не полагалось): вареники с картошкой и грибами, гречневые голубцы, коржики и бублики-свистуны. Несмотря на Петровский пост, угощались и горячительными напитками — застолье начиналось с чарки горилки, настоянной на травах.

Молодежь за стол не садилась, а отправлялась к реке — там девушки гадали на суженого. Каждая опускала в воду венок с зажженными свечами и наблюдала за тем, как он движется. Верили, что девушка, чей венок плывет быстрее всех, раньше других выйдет замуж. Замечали, к какому берегу он пристанет, ведь оттуда должны были и сваты прийти. Скорое замужество предвещала и другая примета — венок плывет ровно и свеча не гаснет. Закрутится венок на месте — красавица еще «дiвуватиме», а потухнет свеча — жених бедный попадется. Если же венок утонет — готовьтесь к похоронам.

На Полтавщине существовал еще и такой обычай. Пущенный на воду венок старался перехватить парень (»перехмець») — суженый девушки. Чтобы парубок ничего не перепутал, красавица вплетала в венок свои ленты и большой цветок — красный или белый. А на Гуцульщине девушки гадали так: на ночь на крышу дома, забор или ворота вешали небольшой веночек, а утром смотрели, не зацепился ли за цветы и травы волосок и какого он цвета. По этому и узнавали, блондином или брюнетом будет будущий муж.

Купальскую ночь считают волшебной. Верят, что в это время пробуждается нечистая сила и срывает магический цветок папоротника, который Господь посылает людям в помощь. С папоротником связано множество поверий. Считалось, что человек, которому посчастливится найти и сорвать красный цветок, станет знахарем и будет легко находить сокровища.

Между тем, по народным поверьям, клады бывали двух типов: «заклятые» и «незаклятые». Владельцем последнего может стать каждый, кто его найдет. А вот чтобы завладеть «заклятым» кладом, нужно выполнить ряд условий. Порой очень страшных. Например, сокровища могут быть заколдованы «на смерть» матери или отца того, кто найдет клад. Как только человек возьмет в руки выкопанные драгоценности, сразу же лишится одного из ближайших родственников. Иногда нужно просто знать слова заклинания, произнесенного при закапывании клада. Для этого достаточно их подслушать… А бывает, сокровища предстают перед ищущим в виде… старика, лошади, собаки или петуха. Стоит лишь до них дотронуться — и они рассыпаются деньгами. Но как же угадать, что нужно сделать или сказать, чтобы вмиг стать богачом? Вот для этого и нужен таинственный цветок папоротника. Имеющий его знает все. Однако далеко не каждый храбрец решится в одиночестве отправиться ночью в лес на поиски. Ведьмы, черти, нетопыри, оборотни, домовые, лешие и русалки — все они окружат кладоискателя и поднимут такой вой, хохот и крик, что волосы у человека встанут дыбом от ужаса… Защититься от нечисти можно только одним способом: у выбранного папоротника еще с вечера расстелить скатерть, на которой 12 раз освятили пасхальный кулич, а вокруг самого кладоискателя нужно 12 раз очертить круг освященным ножом. Окропить все святой водой и молиться. Ночью, если смельчак не обернется к атакующей его нечисти, а будет неустанно молиться, черт не сможет перейти круг — и цветок с куста упадет прямо на скатерть. Вот тут нужно не растеряться, а быстро свернуть холст, спрятать под рубашку и бежать без оглядки.

Травы, собранные в Иван-день, хранили за иконами

Что и говорить, ночь на Ивана Купала насыщена событиями. Однако не стоит думать, что на праздник (собственно 7 июля) люди отсыпались. Например, жители Каменец-Подольского отправлялись на базар. В этот день в городе (где до XX века был красивейший собор Ивана Предтечи) справляли храмовый праздник, к которому приурочивали большую ярмарку. В соседних селах после посещения торжища по традиции делали первый «зажинок» — срезали и вязали в сноп колосья молодой ржи, что должно было благодатно повлиять на будущий урожай.

На Ивана Купала лечились росой. Даже тяжелобольные вставали как можно раньше и отправлялись на луг, чтобы пройти по целительной купальской росе хоть несколько шагов. С этим обычаем связана поговорка: «Хто рано встах, тому й Бог дах». Также в росе смачивали холщовые рубашки, которые затем высушивали и хранили в «скринях» на случай, если кто-нибудь из домочадцев подхватит кожное заболевание.

В Закарпатье на Купалу мужчины шли в лес и ломали верхушку смереки — царя. С таким царем глава семьи обходил пастбище, огород, чтобы уберечь свое хозяйство от мора, засухи и неурожая. Потом верхушку смереки прикрепляли над входной дверью — от ведьм, злых духов, молний: «Iлько-громовик обминах ту хижу, де х царi».

А вообще, сбор лекарственных трав был исключительно женским занятием. Прежде чем сорвать растение, хозяйки говорили: «Земля-мати, благослови мене траву брати». Зелье называлось иванками, его освящали в церкви и хранили за иконами. Во время грозы пучки иванков выбрасывали на улицу, чтобы в дом не ударила молния. Череду запасали, чтобы лечиться от золотухи, медвежье ушко — от нарывов, ромашку — детей поить, полынь — от живота, а тысячелистник — для аппетита, подорожник и цветы бузины — от кашля. На Буковине, собирая зелье в Иван-день, люди становились лицом к восходу солнца, крестились с молитвой, а потом поворачивались на запад и приговаривали: «Мати Божа ходила, зiлля родила, вiдром поливала — нам на помiч давала!»

У детворы были свои забавы в Иванов день. В длинных сорочках и с венками на головках они отправлялись в гости к родственникам и крестным, чтобы поздравить их купальскими песнями. Крестные угощали детишек ягодами, одаривали булочками и мелкими деньгами.

Кстати, детские венки плелись из ромашек — «щоб таким же гарним та сонячним сердечко росло та розвивалося у грудях». Эти венки относили в огород и надевали на капусту, чтобы кочаны большие выросли. Прыгали шалуны и через костер, только не настоящий, а сложенный из колючих веток чертополоха и крапивы. После забавы бурьян бросали в воду, приговаривая: «Iван купався та й у воду впав!»