Факты

«когда мне позвонили из нью-йоркской галереи и сообщили, что две мои картины купил сам пирс броснан, я удивленно спросил: «а кто он такой? »

Ольга СМЕТАНСКАЯ «ФАКТЫ»

19.07.2007 0:00

В киевской галерее «Арт-Фокстрот» открылась выставка самого дорогого украинского графика Виктора Трубчанинова, работы которого коллекционирует знаменитый исполнитель роли агента 007 Джеймса Бонда

Картины черниговского графика Виктора Трубчанинова из коллекции Пирса Броснана можно увидеть в знаменитом голливудском фильме «Афера Томаса Крауна». Они украшают спальню главного героя триллера — миллиардера Томаса Крауна — знатока искусства, который похищает из крупного музея картину Клода Моне стоимостью 100 миллионов долларов! Нарисованные карандашом картины очень эротичны.

«Машины у меня нет — в Киев из Чернигова я приехал на маршрутке за 15 гривен»

Как большинство художников, Виктор Трубчанинов  — человек «не от мира сего». Чтобы узнать номер своего мобильного, он обзванивает с десяток знакомых. А фильм «Афера Томаса Крауна» Виктор Иванович увидел лишь спустя три года после его выхода в прокат — и то после того, как картину уже посмотрели все его знакомые и из «несмотревших» остался он… один.

В домашней коллекции DVD Виктора Трубчанинова фильма «Афера Томаса Крауна» тоже не оказалось. Потому, отправляясь на интервью, я захватила в подарок художнику диск с этим нашумевшим в свое время фильмом.

- Виктор Иванович, и как же ваши работы оказались в коллекции Пирса Броснана?

- В конце 1990-х в одной из нью-йоркских галерей у меня проходила персональная выставка. И вот мне звонят оттуда и сообщают, что две мои работы купил сам Пирс Броснан. Я удивленно спросил тогда: «А кто он такой?»

- И что вам ответили?

- «Ничего-ничего, раз вы не знаете, вам этого и не надо знать… » — рассмеялась в телефонную трубку галеристка. Но я действительно не знал! А потом уже ребята мне сказали, что он — знаменитый исполнитель роли агента 007 Джеймса Бонда. А фильм я посмотрел только года через три после его выхода…

- За сколько же были проданы ваши работы?

- Понятия не имею! Я знаю только, что получаю одну треть или даже четвертую часть галерейной стоимости работы. (Задумывается. ) На руки получил, кажется, тысяч десять долларов за обе работы. Пять тысяч отдал дочке на учебу — она тогда училась во Франции — в высшей школе искусств Рубе. Купил компьютер. В Киеве же в то время мои работы продавались по сто долларов примерно. Но как только вышел фильм, их закупило американское посольство… практически «оптом». Забрали все выставленное в галереях! Все! И не по сто долларов — по пятьсот! В галереях тут же подняли цены. Пирс Броснан, можно сказать, составил мне протекцию (улыбается).

- Он ведь не только исполнитель главной роли в «Афере Томаса Крауна», он режиссер этого фильма…

- Наверное, именно поэтому он лично очень тщательно отбирал работы, ходил по галереям не один день. Подобрать картины для интерьера миллиардера, который коллекционирует шедевры искусства, — поверьте, задача не из простых…

- У кого еще из знаменитостей есть ваши картины в коллекциях?

- Мне из нью-йоркской галереи звонили, рассказывали про каких-то миллионеров и голливудских звезд, но для меня их имена — пустой звук. Миллионеры себе и миллионеры. Что мне с этого?

- Как это что? Слава, деньги… Вы из Чернигова, кстати, на чем приехали в Киев?

- На маршрутке — за 15 гривен!

- У вас что — нет машины?

- Она мне ни к чему. В технике я полный идиот — еле с компьютером и мобильным телефоном разобрался! (Улыбается. ) Знаете, я живу в другом мире, мне интересно совершенно

другое…

- Еще скажите, что деньги вас абсолютно не интересуют!

- Ну почему же? Хочется, например, иногда выпить дорогого французского вина…

- Ведете богемный образ жизни?

- Богемный! Дома практически не живу — в основном в мастерской. Проснулся в любое время суток — и уже могу работать. Ничего даже включать не надо! Все включено: свет, компьютер… Я могу не есть, не пить — творить круглосуточно 24 часа! Но если пить или есть — то исключительно качественные продукты и напитки. Моя дочь Ольга так меня приучила, она живет во Франции. У нас ведь вино — это что? Компот, спирт и сахар. И чем больше сахара, тем «вкуснее» вино. Во Франции же оно  — из винограда. Ощутив разницу, станешь гурманом поневоле… (Улыбается. )

«Марк Шагал шутил, что не настолько богат, чтобы держать у себя дома свои картины»

- Жена у вас тоже художница?

- Она так думает! (Смеется. )

- К натурщицам вас ревнует?

- Нет! Это же работа. В голове столько задач, что каких-то других мыслей нет вообще! Знаете анекдот?

Приходит натурщица к художнику. Он ей говорит: «Сегодня работать не будем. Но ты на всякий случай разденься, чтобы жена ничего не заподозрила… »

- Натурщицы много получают?

- От десяти долларов в час. Все зависит от ситуации.

- Если, допустим, вам срочно деньги нужны, можете свою картину быстро продать — как говорится, «сегодня на сегодня»?

- Да. Но только в два раза дешевле, чем в обычной ситуации. Лучше это дело все-таки доверить галеристам, чтобы они «втюхали» покупателям, что картина гениальная. Что в ней многосложная философия и мифология! (Смеется. ) Без этого никакая работа не стоит тех денег, которые за нее одни просят, а другие отдают. Что есть картина? Обыкновенная бумага. Краски или, как в моем случае, карандаш. Продается миф!

- А дарите картины часто?

- Картина — такая штука, что может ведь не понравиться! Если же человек купил ее, то вряд ли она будет пылиться на чердаке…

- Говорят, не всякая картина приносит владельцу счастье…

- Ой, я по этому поводу вам историю расскажу! Как-то подарил знакомому художнику свою картину. А у художников ведь как: работы покупаются, покупаются, потом — бац! И ничего не продается. Почему? Никто объяснить не может. Проходит несколько лет — опять спрос. Так вот: я ему подарил картину, когда ни у него, ни у меня ничего не покупалось. Он повесил ее в мастерской. И вдруг его работы стали буквально разлетаться!

- Прямо мистика…

- Да. А потом неожиданно дела у него пошли неважнецки. Я пришел, смотрю: картина моя под столом валяется, пылью припорошилась. Только после того, как коллега ее опять вернул на стену, дела у него пошли хорошо…

- У вас дома много картин в интерьере — ваших, других художников?

- Никаких! Вообще! «Голяк» полный. На одной стене — фотография внучки. На другой — бумажки с номерами телефонов… Многие знакомые удивляются: как это в доме нет ни одной моей картины? Знаете, когда к Марку Шагалу зашли в мастерскую и попросили показать его работы, он ответил: «Я не настолько богат, чтобы держать свои работы в мастерской». Так примерно и я.

«У меня за каждой юбкой голова поворачивается!»

- Вы что-то коллекционируете?

- Имеете в виду произведения искусства? Нет смысла. Я любой обычный предмет могу превратить в произведение искусства. Вот, например, купил недавно электронные часы, конфискованные на границе. Вместо циферблата вставил… полтинник — 50 копеек. Импровизацию назвал «Время — деньги». Все, кто бывает у меня в гостях, приходят в восторг… Для художника весь мир — искусство. Я каждую секунду вижу в нем уникальные «экспонаты», при этом не тратя и копейки.

- По миру много путешествуете?

- Больше по Украине. Я эти путешествия очень люблю! За границей без знания иностранного языка чувствую себя мертвым. Только в музеях ощущаю себя на родине. А вышел из музея — и дискомфорт полнейший…

- Считается, художники — «странные» люди. Какие у вас «причуды»?

- (Задумывается. ) У меня есть одна привычка, как… у летчиков-истребителей Второй мировой войны. Из-за отсутствия зеркала заднего вида пилоты каждую минуту оборачивались назад… У меня так голова поворачивается за каждой юбкой! Иногда даже становится неудобно — тогда я останавливаюсь и делаю вид, что собираюсь идти в обратную сторону. Смотрю на женщину, как на художественный объект: как ноги устроены, как ягодицы… Соответствует ли выражение лица женщины ее фигуре.

- Интересно…

- Ну коне-ечно! Многие потрясающие женщины себя ведь недооценивают, а другие переоценивают — и только по одной причине: им повезло с мужем. Мужчина внушил женщине, что она красавица. И она уверена, что так считают и все остальные. И так себя «несет»! Еще одна, наверное, моя «странность» — оборачиваясь на женщин, мужчин вообще вокруг не замечаю. Они для меня не существуют… Поэтому и рисую их крайне редко (улыбается).