Закончить проверку на складе готовой продукции ревизорам помешало руководство завода «изумруд»
Анатолий ГАВРИШ «ФАКТЫ»
26.07.2007 0:00
Тем не менее по результатам даже незавершенной ревизии прокуратура возбудила уголовное дело
Киевский государственный завод «Изумруд» — уникальное в своем роде предприятие по огранке алмазов и изготовлению бриллиантов и алмазных инструментов — не раз привлекал к себе внимание журналистов. Что и понятно: в Украине, кроме него, есть еще только одно подобное предприятие — винницкий «Кристалл». Но если ситуация на «Кристалле», пережившем наряду с киевским заводом трудные времена, потихоньку стабилизировалась, топ-менеджмент «Изумруда» много лет подряд дает поводы для вопросов относительно не только эффективности, но и законности своей деятельности.
Заключая контракты, руководители госпредприятия даже не пытались защитить его интересы
На днях премьер-министру Украины Виктору Януковичу была передана коллективная жалоба огранщиков и других специалистов предприятий, работающих на территории «Изумруда». Они просят с целью предупреждения банкротства завода создать комиссию с привлечением специалистов Кабмина, а также поручить контрольно-ревизионному управлению (КРУ) Минпромполитики и другим заинтересованным структурам рассмотреть изложенные в жалобе факты и провести общую проверку находящихся на складе готовой продукции бриллиантов по качественным характеристикам. Подписанты этого обращения к премьеру надеются, что таким образом удастся установить размер реального ущерба, нанесенного предприятию неэффективными действиями его руководства.
Как стало известно «ФАКТАМ», в ходе предыдущей ревизии, состоявшейся на заводе в конце прошлого года, комиссия КРУ Минпромполитики смогла проверить только 0,7 процента остатков бриллиантов на складе готовой продукции (общее их количество составляло 67931 штука). К сожалению, завершить проверку тогда не удалось, так как руководство «Изумруда» не допустило членов комиссии на склад, сообщается в промежуточном акте КРУ. Однако и этого количества продукции оказалось достаточно, чтобы установить: на складе у 69,5 процента проверенных бриллиантов выявлены заниженные качественно-цветные и дефектные характеристики по сравнению с учетными. Убытки, нанесенные тем самым государству, составляют 17446,03 гривни. Можно только догадываться, какая сумма ущерба будет выявлена, если проверить весь склад. Возможно, именно по этой причине руководство завода было категорически против полной ревизии склада готовой продукции.
В результате этой проверки прокуратура Святошинского района столицы возбудила уголовное дело по фактам превышения служебных полномочий, повлекшего тяжкие последствия, и хищения путем злоупотребления служебным положением, совершенного должностными лицами Киевского государственного предприятия «Изумруд».
Однако нарушения, обнаруженные на складе, — лишь одно из звеньев в цепи обходов законодательства, которые, по мнению ревизоров, были направлены на доведение уникального предприятия до банкротства. Еще в 1999 году в условиях отсутствия на заводе оборотных средств его бывший гендиректор Василий Кочубко заключил с одним из банков пятилетний договор о передаче принадлежащих «Изумруду» 500 тысяч долларов. Банк обанкротился, и деньги, конечно же, заводу никто не вернул. А в 2005 году следующий директор предприятия Николай Суржко заключил с одной из российских компаний договор на поставку алмазов на сумму около 200 тысяч долларов. Сейчас 2007-й, однако ни денег, ни камней «Изумруд» так и не получил. Более того, по оценке юристов Министерства промышленной политики Украины, которые осуществляли проверку завода, этот контракт противоречит нормам украинского законодательства. В частности, в нем нет ни одного пункта, защищающего интересы государственного предприятия в случае невыполнения российской стороной условий договора. Полностью отсутствует, например, ответственность этой стороны за нарушение условий контракта. Результатом такой «сверхдоверчивости» топ-менеджера стал нанесенный заводу материальный ущерб.
На складе «Изумруда» настоящие бриллианты подменяли синтетическими?
По назначению прокуратуры Святошинского района и по приказу КРУ Минпромполитики, Пробирная палата и Геммологический центр Министерства финансов провели повторную проверку деятельности завода, в результате которой выяснилось, что в период с конца 1998-го по май 2002 годов — при гендиректоре Василии Кочубко — предприятию нанесен ущерб на сумму около 12 миллионов гривен. А при упомянутом уже Николае Суржко в другой период — с апреля 2005-го по август 2006 годов — родной завод был «облегчен» еще на 8 миллионов гривен.
Как им это удалось? Секрет прост: в 1999 году правительство, пытаясь вывести предприятие из состояния убыточности, выдало распоряжение Ь 563-р, которым разрешило переоценить остатки бриллиантов, а сумму дооценки, полученной от их реализации, направить на пополнение оборотных средств
«Изумруда». Но вместо этого получило подмену качественных камней на бриллианты низких характеристик, что привело к появлению на складе готовой продукции синтетических и некачественных бриллиантов. А ведь это уже не только финансовые убытки, но и удар по престижу государства. Кто осуществлял эти подмены, достоверно не известно, но тот факт, что руководство допускало подобное, достаточно красноречиво свидетельствует о качестве контроля с его стороны. Кстати, вынести камни с «Изумруда» не так просто, как может показаться. Система охраны в прежние времена была строжайшая. Получается, что искусственные бриллианты взялись из ниоткуда.
Комиссия выяснила механизм сокрытия подмены: используемые заводом технические условия производства и оценки бриллиантов предприятие не имеет права использовать в производственном процессе, так как они не прошли рецензирование в уполномоченном органе — Геммологическом центре Минфина. Кому-то на руку то, что
«Изумруд» использует фактически незаконные условия, разработанные частным предприятием?
Установленные КРУ объемы убытков специалисты Минпромполитики Украины объясняют тем, что уровень производительности труда на заводе неуклонно снижается — невзирая на низкие зарплаты и многочисленные сокращения сотрудников. В частности, площади предприятия используются нерационально. Из 25 производственных участков на «Изумруде» функционирует только один, свыше 20 процентов площадей пустуют, несмотря на то, что на территории завода работают более 33 фирм-арендаторов. Но это тоже не добавляет денег в казну.
Проанализировав упомянутые факты, Министерство промышленной политики Украины пришло к выводу о том, что «Изумруд» сейчас является скрытым банкротом. В депеше министерства, направленной в Святошинскую прокуратуру, говорится: «Выборочный анализ цен реализации бриллиантов, осуществленный на примере последних продаж, показал, что реализация камней происходит по ценам, значительно ниже учетных. Таким образом, убытки, заложенные в учетных ценах предприятия, аккумулируются в остатках продукции на складе и тем самым увеличивают ожидаемые убытки в будущем. Такой порядок формирования учетных цен создает видимость улучшения деятельности предприятия и дает возможность продолжать неэффективную деятельность, которая в будущем может привести к значительным финансовым потерям». Согласно выводам министерской проверки, на заводе создаются все условия для разворовывания качественных бриллиантов путем замены на менее качественные. Несмотря на вполне однозначные результаты ревизии, руководство «Изумруда» не только скрывает выявленные недостатки, но и рапортует в своих депешах в Кабмин о победной поступи предприятия. Например, о проведении реконструкции цехов и оборудования и заключении договоров с иностранными компаниями на поставку сырья на сумму 700 миллионов долларов.
Чем предприятие, фактически признанное скрытым банкротом, будет рассчитываться с поставщиками, знает, возможно, новый руководитель завода — господин Москаленко, занявший этот пост в 2006 году. Ранее он уже работал на «Изумруде» — заместителем директора по агропромышленному комплексу. Теперь же прошлые директора ходят у него в заместителях. Впрочем, люди сведущие утверждают, что господин Москаленко по-прежнему подконтролен бывшим шефам, уже продемонстрировавшим свою эффективность в качестве топ-менеджеров и трепетное отношение к закону. Значит, надежды на улучшение ситуации нет?