Факты

«заменить монополию жэков на монополию приватных структур, приближенных к власти? Это дискредитация реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве! »

Валерий ДЕРКАЧ «ФАКТЫ»

07.08.2007 0:00

Таким был один из выводов круглого стола «Дорожная карта ЖКХ: как побороть монополизм и коррупцию в отрасли» Реформа жилищно-коммунального хозяйства в Украине становится все более актуальной, а ее внедрение — неизбежным. К примеру, только в нынешнем году на реализацию Программы реорганизации отрасли правительство намерено выделить три миллиарда бюджетных средств, а в ближайшие несколько лет эта сумма может увеличиться до 80 миллиардов. Несмотря на столь впечатляющую, казалось бы, цифру, масштабная реформа жилищно-коммунального хозяйства потребует куда больших усилий и затрат…

Треть всех лифтов в Украине уже отработали свой ресурс и стали потенциально опасными

Оставляет желать лучшего техническое состояние основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ): практически не обновляются в многоэтажках лифты, хотя треть из них уже отработали свой ресурс и стали потенциально опасными. Серьезный ремонт требуется трети водопроводных сетей, теплосистем — «плановые» потери воды и тепла вынуждены оплачивать потребители. При этом эффективное сотрудничество горожан и чиновников не всегда получается. Реформирование же порой сводится к созданию коммунальных монополий, подконтрольных мэрии. Обо всем этом говорили на состоявшемся в столице круглом столе «Дорожная карта ЖКХ: как побороть монополизм и коррупцию в отрасли», организованном «Коммуникационной группой «ESG» и Всеукраинской благотворительной организацией «Институт местного развития».

Обсуждались ключевые наболевшие вопросы: подходы к реформированию ЖКХ с позиции властей и общественности на правила и стандарты оказания коммунальных услуг; контроль за выполнением работ со стороны жильцов; законодательное обеспечение реформ в отрасли; привлечение в коммунальную сферу частного бизнеса.

Чаще всего участники круглого стола обращались к вопросу: «Как же сделать жильцов настоящими собственниками жилья?» Ведь в условиях реформы ЖКХ людям придется заботиться не только о собственной квартире, но и о подъезде, лестничной клетке, крыше дома, благоустройстве дворовой территории, своевременной оплате услуг.

- Нас, без сомнения, волнует проблема коррупции в отрасли, — отметил министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины Александр Попов.  — Причина здесь, на мой взгляд, в монополизации рынка коммунальной сферы. Необходимо внедрять рыночные механизмы предоставления услуг. И тогда жильцы, создав общество совладельцев многоквартирных домов, смогли бы решать, кто и по какой цене будет обслуживать их дом, подавать тепло или воду, вывозить мусор… А конкуренция в этой сфере позволит выбирать лучших.

«Самое главное, нет гарантий, что в случае увеличения тарифов качество услуг повысится!»

Однако, по мнению участников дискуссии, подобный механизм станет эффективным лишь при условии прозрачных правил игры на рынке. То есть когда общественность получит возможность не только выбирать на открытых конкурсах поставщиков услуг, но и контролировать их. Пока же попытки реформировать ЖКХ сводятся к ликвидации жэков и созданию взамен других коммунальных монополистов, лишая тем самым общества совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) права выбора… Так случилось, к примеру, в Харькове.

- Одним росчерком пера мэрия, распустив жэки, создала КП «Жилкомсервис», — говорит председатель общественной организации «Харьковчанин» Владислав Протас.  — С общественностью никто не советовался, и если раньше жильцы зависели от начальников жэков, не имея рычагов воздействия на эти конторы, то теперь появился другой искусственный монополист, который одновременно и заказчик, и контролер услуг, и единый распорядитель коммунальных денежных потоков. Влиять на него общественность Харькова не может. Значит, потребитель вновь оказался заложником. Зато в руках властей города сосредоточены огромные финансовые резервы, а самое главное, нет гарантий, что в случае увеличения тарифов качество услуг повысится!

- Реформирование ЖКХ стало вопросом национальной безопасности, — уверен председатель Ровенской облгосадминистрации Виктор Матчук.  — Ведь эта проблема касается каждого гражданина страны. Привлекать в сферу ЖКХ частный бизнес необходимо исключительно под контролем общественности и государства, выбирая компании, имеющие опыт работы и соответствующие ресурсы.

Владислав Протас обратил внимание участников круглого стола, что ОСМД нуждается в поддержке местных властей. Ведь сейчас кондоминиумы вынуждены зачастую самостоятельно решать многие коммунальные проблемы. Организациям совладельцев, к примеру, средства на капитальный ремонт жилых домов из городского бюджета практически не выделяют. Вместе с тем, по законодательству, при переходе дома в собственность ОСМД власти должны провести капитальный ремонт всего здания. А на сегодня большая часть жилых помещений — аварийная. К тому же эксплуатационные службы и поставщики услуг остаются под контролем местных органов. Нередко чиновники вообще препятствуют созданию обществ совладельцев домов, боясь потерять контроль над финансовыми ресурсами! Бывают, правда, исключения, но лишь в некоторых городах.

Причин, по которым люди отказываются создавать общества совладельцев, по мнению специалистов, немало. Поэтому в проекте обращения к правительству участников круглого стола нашла свое отражение инициатива общественной организации «Харьковчанин» о поддержке института ОСМД органами центральной и местной власти. В частности, необходима государственная программа развития кондоминиумов, гарантии четкого и прозрачного механизма их регистрации, запрет блокирования местными органами власти создания ОСМД и соблюдение их прав. Тогда будет возможна гибкая тарифная политика, конкуренция среди поставщиков коммунальных услуг и контроль за выполнением работ со стороны общественности, которая и является заказчиком этих услуг.