Факты
авто КРАЗ

Экспроприированный КрАЗ: может ли государство быть хорошим хозяином предприятия?

Оксана Ельченко, Экономические новости

25.11.2023 20:19

Более года назад государство открыто отобрало Кременчугский автомобильный завод у его владельцев и кредиторов под предлогом «военных нужд». В результате предприятие почти не функционирует уже более года и за этот период произвело и передало потребителям менее 10 автомобилей из экспроприированных у законных владельцев комплектующих.

АвтоКрАЗ мог бы производить автомашины для фронта, если бы государство грамотно и вовремя построило эффективные отношения с законными собственниками, которые всегда направляли все свои усилия на своевременную помощь ВСУ и силам территориальной обороны.

7 ноября 2022 г. действующая власть приняла решение о национализации (переходе в собственность государства) ряда предприятий со 100% частным капиталом: ЧАО «АвтоКрАЗ», ЧАО «Запорожтрансформатор», ПАО «Мотор Сич». А также ПАО «Укрнафта», в котором государству уже к тому времени принадлежало более 50% акций в уставном капитале и ПАО «Укртатнафта», которая имела большую блокирующую (более 25%) долю государства в своем капитале. Первые три — известные компании крупного машиностроения, еще две объединяют добычу и переработку нефти.

«Эксклюзивом» стало то, что решение об отчуждении было принято на заседании Ставки Верховного главнокомандующего в связи с «военной необходимостью» и согласно закону «О передаче имущества в условиях военного положения». Хотя ту же «Укрнафту» вообще не нужно было национализировать, а нужно было либо тогда в 2022 году, либо еще раньше в 2019 году просто провести общее собрание акционеров и назначить эффективного государственного руководителя компании, где государство имеет более 50% акций.

Изъятые активы приобрели статус военного имущества, управление ими передали Министерству обороны. Отметим, что согласно законодательству после завершения военного положения в Украине такие предприятия могут быть возвращены собственникам или может быть возмещена их стоимость.

Как видим, большинство отчужденных заводов — машиностроительные, ориентированные на важную продукцию либо непосредственно фронту, либо энергетической отрасли. И если случай «Мотор Сичи» можно как-то понять, ведь против владельцев этой компании предъявлены обвинения в деятельности в пользу государства-агрессора, некоторые другие примеры вызывают много вопросов. «АвтоКрАЗ» задолго до большого вторжения «заклятых братьев» попал в затруднительное финансовое положение из-за того, что после 2015 года тогдашние чиновники предпочитали импортную военную автотехнику МАЗ производства Беларуси, где доля комплектующих на более чем 80% состоит из поставок российских производителей. Дееспособные отечественные мощности вдруг стали ненужными.

Среди крупнейших в Европе

Напомним, что Кременчугский автозавод был одним из основных автомобилестроительных производств не только в Украине, но и в Европе. Производство автомашин началось в 1958 году, с тех пор произведено более 800 тыс. грузовых автомобилей. Наиболее известные широкой общественности большегрузные «КрАЗы» различного назначения — от самосвалов до лесовозов и военных фургонов большой емкости, которые много лет широко используются как в Украине, так и приблизительно в 60 странах мира. Производственные мощности позволяют ежегодно выпускать более 7000 автомобилей разных типов.

На шасси «КрАЗа» были созданы такие боевые машины, как САУ «Богдана», береговой ракетный комплекс «Нептун», реактивная система залпового огня «Верба», станция радиотехнической разведки «Кольчуга».

Предприятие разработало разветвленную линейку седельных тягачей, коммунальных машин, прицепной техники, а еще — активно задействованные на фронте бронеавтомобили «Кугуар», «Спартан» и «Шрек».

В целом модельный ряд разработанной автотехники включает 25 базовых моделей и более 150 модификаций с разными колесными формулами. На шасси «КрАЗа» были созданы такие известные боевые машины, как САУ «Богдана» (помогала освобождать остров Змеиный в Черном море), береговой ракетный комплекс «Нептун» (именно с его помощью был уничтожен крейсер «Москва»), реактивная система залпового огня «Ива», станция радиотехнической разведки «Кольчуга». С началом агрессии россии в 2014 году предприятие стало важным поставщиком автомашин для ВСУ и Нацгвардии, для которых в том же году было произведено 700 единиц. В 2014—2018 годах военным и нацгвардейцам поставлено более 2770 различных машин.

Однако постепенно возникли трудности: вместо отечественной продукции «АвтоКрАЗа» государство начало закупать для ВСУ и Нацгвардии белорусские грузовые МАЗы, где 80% комплектующих произведено в россии. Эти машины доукомплектовали на черкасской промплощадке корпорации «Богдан», которую связывали с тогдашним президентом-бизнесменом Петром Порошенко. Однако минский МАЗ де-факто расположен в стране, являющейся пособником агрессора. Кроме того, некоторые боевые машины, разрабатывавшиеся на шасси «КрАЗа», начали переводить на платформу чешской «Татры». Все эти «замены» не только более дорогие (ибо импортные), но и нередко приводят к снижению качества техники. Скажем, МАЗы вообще не очень приспособлены к военным нуждам, не являются военными автомобилями по мнению специалистов и никогда не стояли на вооружении ни одной армии мира, кроме Беларуси. Компоненты же «Татры» нуждаются в тщательной адаптации, которая не всегда успешна.

В 2020 году «КрАЗ» все же получил новые госзаказы, но вскоре столкнулся с ситуацией, связанной с досрочным требованием Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) погасить все кредиты, полученные в банках, которые были признаны неплатежеспособными и переданы ФГВФО. Чтобы избежать этой ситуации, другие кредиторы предприятия ввели процедуру арбитражного управления с последующей санацией завода, чтобы не остановить производство на предприятии в соответствии с нелогичными и экономически необоснованными требованиями ФГВФЛ.

ФГВФЛ вообще в последние годы замечен в махинациях с активами украинских производителей и, в сущности, в незаконных атаках на работающий бизнес, но это уже отдельная история. В итоге КрАЗ перестали допускать к государственным тендерам, государство не подписывало контрактов с предприятием, не перечисляло предоплату по существующим контрактам даже при наличии банковских гарантий государственных банков относительно такой предоплаты и не согласовало цену продукции, которая обеспечивала бы минимальную рентабельность для завода. Но это не остановило предприятие, которое благодаря своим акционерам переориентировало деятельность на экспорт, сохранило рабочие места для более 3000 человек и налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.

С войной стало только хуже

С началом полномасшальной войны государство с одной стороны запретило экспорт продукции внешним потребителям, что понятно в условиях войны, но и не предоставило свои заказы и их финансирование для того, чтобы стратегическое предприятие работало на ВСУ и не остановилось. Все это привело к еще большему ухудшению ситуации на предприятии, которое закончилось фактической экспроприацией завода у законных владельцев. То есть государство само не давало предприятию работать и под этим поводом обвиняло законных владельцев в том, что они не хотят работать во время войны.

Но собственно что дальше? Производство фактически остановилось, новоназначенный государственный менеджмент за год, прошедший с момента отчуждения (а фактически экспроприации), не смог предложить путей налаживания производства. И это в условиях тяжелой войны, когда продукция «АвтоКрАЗа» очень нужна на фронте.

За прошедший год предприятие получило заказ от государства на производство около сотни автомобилей, что так и не было выполнено и по сути сорвано. Производство не возобновилось, рабочие места сокращены до минимума. И это с учетом предоставления государством более 1 млрд гривен предоплаты по всем заключенным контрактам после экспроприации предприятия. Непонятно за что работники получали и получают заработную плату из предоплаты, полученной за выше упомянутый государственный заказ. Цена, которую государство заплатило за каждый автомобиль, значительно больше, чем та, за которую «КрАЗ» реально может собирать автомобили и которую ранее предлагало предприятие до его экспроприации. Уплата налогов и сборов производилась на несоответствующем уровне — потому что не из чего платить, хотя государственный бюджет сейчас очень нуждается в поступлениях именно для финансирования ВСУ.

Незадолго до начала полномасштабной войны государство отказалось покупать пять уже изготовленных машин, которые произвел завод при руководстве законных владельцев, но новое назначенное государством руководство продало их с убытком на предприятии уже после его экспроприации. Интересно, что в первые дни войны ряд боевых бронемашин «Спартан» и «Шрек» были оперативно и бесплатно переданы на военные нужды Кременчугской районной военной администрации и Харьковской областной военной администрации. То есть даже в трудных для себя условиях собственники и работники предприятия быстро отреагировали на враждебное вторжение.

Что тут скажешь? Примеров реально успешного государственного управления сложными промышленными объектами очень мало. Очевидно, что таким способом отобрать актив и «посадить» на него государственных руководителей — это большой шанс просто убить завод, как было сделано со многими предприятиями за 30 лет независимости Украины.

К сожалению, после более чем одного года государственного управления этот тезис подтверждается — государство не поддерживает и не развивает актив, ничего не предлагает, не размещает заказов. Иными словами, постепенно уничтожает единственного национального производителя крупногабаритных авто. Непонятно, чего власть добивалась этой национализацией, ведь получилось «как всегда». Во время мирового противостояния Гитлеру и нацистской Германии, США под руководством Ф. Рузвельта и Великобритания под руководством В. Черчилля не проводили национализацию ни одной частной компании, а заключали с ними государственные контракты, сопровождавшиеся соответствующим и своевременным финансированием. Это позволяло эффективно использовать частные и государственные, важные для победы человеческие, профессиональные и материальные ресурсы и поддерживать экономики своих стран. С «АвтоКрАЗом» сейчас все происходит с точностью до наоборот.

Дать заводу работать на победу

На таком невеселом фоне в начале 2023 года акционеры ЧАО «АвтоКрАЗ» обратились с открытым письмом к послам стран «Большой семерки», чтобы привлечь внимание к факту отчуждения в пользу государства, которое они считают незаконным и справедливо сравнивают с экспроприацией. Аналогичные письма были направлены министрам финансов стран G7, президенту Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен, МВФ, ЕБРР. По мнению подписантов, для того чтобы предприятие работало в пользу государства, не нужно отбирать акции — нужны заказы на необходимую продукцию и надлежащее финансирование при соответствующих гарантиях! И дать возможность работать специалистам завода — то есть тем специалистам, которые работают в области тяжелого автомобилестроения десятилетиями и которые не будут «играть» с производством в тяжелое для страны время, а хорошо знают свое дело и приложат все усилия для эффективного выполнения производственных задач.

В конце концов, хорошо известно, что отечественный частный бизнес все больше участвует в обеспечении обороноспособности государства. Частные фирмы производят дроны и запчасти, негосударственные фонды активно собирают средства для разнообразного вооружения и оборудования. Все это происходит не «спустя рукава», а в координации и взаимодействии с Силами обороны и отвечает их действительным потребностям. Нет никаких сомнений, что частный капитал может и должен активно участвовать в помощи фронта и в работе на победу. «АвтоКрАЗ» может стать очень полезной составляющей этого процесса — если будет лишен неэффективного госменеджмента, сетей бюрократии и различных закулисных игр «министерств и ведомств».

В настоящее время многие успешные инициативы привлекают ресурсы на крайне необходимую поддержку защитников страны. Если бы все задействованные в экспоприации «инстанции» исправили свои ошибки и вернули большой завод в руки законных владельцев, положительный эффект для государства и фронта был бы заметен в ближайшее время.