Факты
Людмила Монастырская

«Я стояла на сцене, а моя дочь под обстрелами ехала эвакопоездом»: оперная прима Людмила Монастырская о пережитом за время большой войны

23.12.2023 12:20

Солистка Национальной оперы Украины, обладательница одного из лучших сопрано мира Людмила Монастырская признается, что силы черпает только находясь на родной земле. Ее график расписан на месяцы вперед, директор Метрополитен-опера лично приглашает ее для выступлений, но каждый раз Людмила думает лишь о том, когда вновь сможет вернуться в Киев. Накануне Нового года Монастырская пела на сцене родной Национальной оперы, выступала в Днепре, участвовала в рождественских концертах. А 2024-й год она встретит в Нью-Йорке, где вновь будет блистать на сцене Метрополитен. Ранее «ФАКТЫ» писали об оперной певице Алене Гребенюк, которая посте вторжения стала водителем: «Доставляла людей на работу, а потом развозила по домам».

В эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» Людмила Монастырская рассказала о тяжелой депрессии, отношениях с детьми и новогоднем желании.

«Сейчас уже никто не продвигает русских певцов»

— Слава Богу, в Киеве стало спокойнее, по сравнению с прошлой зимой, — сказала Людмила. — Спасибо за это, конечно, нашим военным. За то, что мы получили возможность планировать, репетировать, давать представления. Стало меньше историй, когда нам приходится останавливать спектакли и спускаться в бомбоубежище от обстрелов. Залы наполняются зрителями, искусство живет.

— Хотя у вас наверняка было много предложений остаться работать за границей.

- Как бы то ни было, для меня удовольствие — иметь возможность исполнять любимые роли здесь, в Киеве. Мои заграничные контракты всегда достаточно длительные — месяц-два. Я так много времени провожу за рубежом, что использую любую возможность вернуться домой. Здесь моя семья, родные, друзья. Меня сюда всегда тянет. Украина дает мне силу. Так было и до большой войны, и сейчас.

— Даже несмотря на страх?

— Это был, скорее, страх за близких, которые оставались в Киеве. Первые месяцы полномасштабного вторжения я провела в Варшаве. Тогда мне приходилось часто летать, а из Варшавы это было гораздо проще сделать. Один за другим по всей Европе шли концерты в поддержку Украины, и я принимала в них участие.

В роли принцессы Турандот

— Где вы встретили полномасштабное вторжение?

- В Неаполе. 23 февраля у меня был спектакль. Мой контракт как раз заканчивался. 26 февраля у меня был последний спектакль, и уехать я могла только на следующий день. Конечно, все, что случилось 24 февраля, было для меня шоком. Признаюсь, я в то время совершенно не задумывалась, что в цивилизованном мире возможно подобное варварство. Тогда еще была жива моя мама, она как раз находилась у меня дома, в Киеве. Сын был за рубежом, куда уехал по работе за два месяца до начала войны. Кстати, он вернулся в Украину уже в апреле. Дочь на третий день вторжения сумела выехать вместе с животными из столицы эвакуационным поездом. Помню, я все время была с ней на связи. Это сложно передать, что я тогда переживала. Их поезд останавливали, потому что велись обстрелы. Всех выводили и просили прятаться. И представьте, в это время я стояла на сцене, и мне надо было петь. Слова просто вылетали из головы!

— Насколько сильной была тогда поддержка нашей страны за границей?

- Одной из первых принципиальную позицию заняла Метрополитен-опера, разорвав контракты с ключевыми деятелями российской культуры — Гергиевым, Нетребко, Абдразаковым. Несмотря на то, что потом им пришлось выплатить компенсацию. Известно, что Нетребко подала в суд и ей заплатили приличную сумму. Что касается не таких заметных театров, то ситуация складывается по-разному. Однако, сейчас уже никто не продвигает русских певцов.

Людмила Монастырская на сцене Метрополитен-опера с украинским флагом

«Я стояла, закутанная во флаг и думала, как бы не заплакать»

— В первые месяцы большой войны ваша фотография на сцене Метрополитен-опера с украинским флагом разлетелась по всему миру.

- Это был апрель 2022 года. Я пела партию Турандот вместо Нетребко. Меня лично пригласил директор Метрополитен Питер Гелб, что было достаточно удивительно. Вопросы приглашения артистов обычно решаются через менеджера. Помню, я была в смятении, говорю, что эту роль уже не исполняю восемь лет, а это огромный срок для творчества. Но Питер возразил: «Ты должна ее спеть, мы приглашаем тебя вместо Анны. Это как политическая акция». В начале, речь о том, что я выйду с флагом, не шла — для этого надо было просить разрешения у театра — таковы правила. Но перед премьерой Питер сам принес мне флаг Украины. Он был огромный. Таким образом театр высказал поддержку Украине и свою позицию. Я стояла, закутанная во флаг на сцене, а на балконах в это же время тоже развернули флаги.

— Что вы чувствовали в тот момент?

— Это было невероятно трогательно. Просто не передать словами. Думала, как бы не заплакать, потому что тогда потечет грим. Я еле сдерживалась, как никогда ощущая себя в тот момент частью нашей страны.

Читайте также: Литва лишит гражданства знаменитую балерину Лиепу из-за поддержки путина

— Помните свое первое возвращение в Киев после начала полномасштабного вторжения?

— Я вернулась в ноябре 2022 года. Я приехала в Киев, когда ветки деревьев уже были во льду. Первые дни просто не могла надышаться городом. Ходила по своим любимым улицам в центре Киева, возле Золотых Ворот. Я просто набиралась силы. Несмотря на войну, тревоги, проблемы со светом. Через несколько недель я уехала к родителям в Черкасскую область. Там отключали свет с 16 до 18 вечера. Помню, как мы с мамой сидели с фонариками и читали книги друг другу в слух.

— Что до сих пор питает ваши силы?

— Знаете, меня очень подкосила смерть мамы. Это стало большой трагедией для всей семьи. Вокруг тоже много смертей… Я восстанавливаюсь только благодаря профессии. Она просто вытянула меня из безнадеги. Наверное, подобное чувствовали многие люди творческих профессий. В этом смысле мне повезло, и моя психика осталась стабильной.

— Голос реагировал на внутреннее состояние?

— Конечно, в организме все связано. Бывает, когда нервничаешь, перехватывает дыхание и стоит комок в горле. Справляться с этим сложно, а петь просто невозможно. Но я стараюсь подобного не допускать. Понимаю, что, если нахожусь в профессии, должна работать. Тем более от меня зависят другие люди — партнеры, музыканты. Поэтому, выходя на сцену, я просто отключаюсь и транспортируюсь в другой образ.

Читайте также: «Это была провокация»: Анатолий Соловьяненко о репертуаре театров во время войны

— Вы не были против того, чтобы сын возвращался в Украину?

- Андрей достаточно взрослый молодой человек, ему 25 лет, и он принимает решения сам. Дочь Анна долгое время была в Румынии, потом Испании, сейчас тоже в Киеве. Конечно, я, как мать, говорила сыну, что возвращение опасно. Но при этом всегда добавляла: «Это твой выбор». Я всегда давала детям свободу и поддерживала во всем. Они знают, что всегда могут ко мне обратиться за помощью.

— Идеальная мама…

— Не считаю себя такой. Бывали периоды, когда я работала очень интенсивно и могла быть дома всего несколько недель за год. Нам не хватало общения, но карьеры по-другому не сделаешь. Так что в нашей семье были разные времена, но мы нашли решения. Главное — я уважаю их выбор.

— Где вы встретите Новый год?

— В Нью-Йорке. В Метрополитен уже 27 декабря у меня репетиция «Набукко», на который полностью раскуплены билеты до февраля. А сам Новый год встречу с друзьями, которые уже давно живут в Нью-Йорке.

— Знаете, что загадаете под елочкой?

— Конечно, буду просить о мире, нашей победе, здоровье для близких. И что-то личное для себя…

Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с экс-депутатом госдумы рф и оперной дивой Марией Максаковой, которая рассказала о женщинах путина, промахе Кабаевой и главной хранительнице пикантных тайн диктатора.