Факты

В конце года киевляне начнут оплачивать проезд в транспорте пластиковыми карточками

Валерий ДЕРКАЧ «ФАКТЫ»

05.09.2006 0:00

Обладатель нового проездного сможет с его помощью вносить квартплату и получать скидки в супермаркетах

Из обихода столичных пассажиров постепенно исчезнут разовые талончики на проезд в общественном транспорте. Со временем перестанут продавать и жетоны на станциях метрополитена. Не будет в салонах автобусов, трамваев и троллейбусов привычных кондукторов — они сменят специализацию и станут контролерами. А оплачивать свой проезд киевляне и гости города начнут специальными пластиковыми карточками. Причем не только в коммунальном транспорте, но и в маршрутках. Правда, до этого в салонах машин установят считывающие терминалы, а пассажиров снабдят новыми проездными.

В мэрии планируют, что выдавать их бесплатно будут льготникам и пенсионерам, остальным придется платить залоговую цену за карточку — от 7 до 20 гривен. Если пассажир сдает проездной в кассу (при условии, что карточка не повреждена), ему возвращают сумму залога. Запустить пилотный проект системы оплаты проезда на столичном транспорте чиновники планируют до конца нынешнего года. Не исключено, что новые проездные выдадут сначала студентам и ученикам, а уже затем начнут продавать пассажирам. На полное внедрение системы, оборудование подвижного состава считывающими элементами, а киоски и кассы — устройствами для пополнения карточек понадобится несколько лет.

- Со временем при оплате за проезд не будут использовать наличные деньги, — отмечает заместитель главы столичной горгосадминистрации Иван Салий.  — Пластиковые карточки оснастят микрочипом с информацией о льготах пассажира или имеющейся на его счету суммы. Проездные будут бесконтактными: то есть человек заходит в салон, подносит карточку к считывающему устройству, и за доли секунды автомат снимает плату за проезд. Если же это льготник, то система его просто зарегистрирует. Зато мы будем знать, сколько бесплатных пассажиров и на каких маршрутах проехали. Ведь сейчас пересчитать всех льготников невозможно. Тогда во всех микроавтобусах льготники смогут ездить бесплатно без каких-либо ограничений, ведь водитель получит компенсацию за каждого такого пассажира. И люди перестанут жаловаться на перевозчиков. А сейчас таких заявлений от пожилых людей очень много: нередко их грубо выталкивают из маршруток.

Одновременно обладатель нового проездного сможет с его помощью воспользоваться всем спектром банковских услуг: вносить квартплату, получать те или иные скидки в аптеках, супермаркетах — вся эта информация вполне может поместиться на микрочипе. А еще после внедрения новой системы проезда пассажир будет платить исключительно за расстояние, которое он проехал,  — как в коммунальном транспорте, так и в маршрутке.

- Если сейчас вы садитесь в маршрутку, где стоимость проезда, скажем, 1,75 гривни, — уточняет Иван Салий, — значит, этот маршрут длиной около 15 километров. Но даже проехав в маршрутном такси одну-две остановки, пассажир все равно должен заплатить наравне с теми, кто едет от конечной до конечной. Когда же внедрят электронные бесконтактные карточки, такого не будет. При входе в салон с проездного автомат действительно снимет всю сумму, то есть 1,75. Но при выходе человек снова подносит карточку к считывающему терминалу, и часть денег ему автоматически вернут на счет. Такая система оплаты начнет действовать также в автобусах, троллейбусах и трамваях. Контролировать, оплатили пассажиры проезд или нет, в маршрутках смогут водители — считывающие устройства оборудуют возле их кабины, а в наземном транспорте — контролеры. В Минске, например, контролеры могут останавливать машину посреди маршрута. Ведь когда пассажир подносит проездной к терминалу, получает небольшой чек: есть на руках такая квитанция, значит, оплатил проезд, если она отсутствует — штрафуют.

Для иногородних пассажиров планируют внедрить одноразовые карточки на одну-две поездки. Будут существовать электронные проездные на несколько дней, неделю, месяц, квартал. Прослужит карточка около 10 лет — владельцу необходимо лишь периодически пополнять счет.

Такую систему оплаты проезда сейчас пытается внедрить столичный метрополитен: киевлянам уже продали почти 10 тысяч бесконтактных карточек. Правда, при нынешней плате за проезд (50 копеек) предоставлять пассажирам скидки, по мнению руководства подземки, нецелесообразно. Но когда тариф изменится, владельцы новых проездных почувствуют разницу: одна поездка будет обходиться им гораздо дешевле, чем пассажирам, пользующимся жетонами. Скажем, если жетон обойдется в гривню, то стоимость поездки по карточке — в 80 копеек. Чем больше поездок оплачено, тем выше скидка. К тому же через год-полтора в метро намерены взимать плату за расстояние, которое проехал пассажир. Так, при тарифе одна гривня при входе на станцию «Лыбедская» с карточки снимут всю сумму проезда, но если владелец проездного проехал не до конечной, то часть денег ему вернут.