Факты
«мы сделали из стекла настоящие скрипку, домру и балалайку»

«мы сделали из стекла настоящие скрипку, домру и балалайку»

Игорь ОСИПЧУК «ФАКТЫ»

10.10.2006 0:00

Уникальный набор музыкальных инструментов будет занесен в Книгу рекордов Украины

- Наша фирма специализируется на создании изделий из листового стекла, — рассказывает директор одного из харьковских предприятий Александр Хахалкин.  — Стекло — материал очень сложный и интересный, а специалисты, работающие у нас, — мастера своего дела. Так что время от времени придумываем себе разные неординарные задачи. Например, сделать стеклянные шахматы и шахматный столик, туфельки Золушки… Однажды мне в голову пришла идея: почему бы не создать стеклянную скрипку? Но не бутафорскую, а настоящую, чтобы на ней можно было играть. Скрипка — вещь тонкая, специфическая, поэтому мы обратились за помощью к профессионалу, одному из лучших скрипичных мастеров Украины Андрею Гребневу. Его инструменты покупает всемирно известный скрипач и дирижер, руководитель прославленного оркестра «Виртуозы Москвы» Владимир Спиваков.

- Со Спиваковым мы знакомы уже лет 20, — говорит заслуженный мастер народного творчества Украины Андрей Гребнев.  — Владимир играет на скрипке Страдивари. А у меня приобретает инструменты для стипендиатов своего благотворительного фонда — одаренных молодых людей. На моем счету уже 135 музыкальных инструментов, 90 из них — скрипки. Делаю их только на заказ, работой обеспечен на год вперед. Но когда Александр Хахалкин предложил заняться стеклянным инструментом, согласился без раздумий. Ведь интересно испытать свое умение на материале, казалось бы, совершенно непригодном для создания скрипки. Мастерам по работе со стеклом нужно было иметь под рукой образец инструмента, поэтому я дал им обычную деревянную скрипку, разобранную на части. Они вырезали детали из толстого шестимиллиметрового стекла, нагревали до высоких температур и выгибали. Пришлось изрядно повозиться, много раз переделывать. Для соединения деталей использовали какую-то сложную технологию. Меня поразило то, как тщательно отполированы стыки. Рассматриваешь скрипку, и складывается впечатление, что она из цельного куска стекла. Ее создавали целый год!

Безусловно, сделать инструмент полностью стеклянным невозможно. Например, колышки, на которые натягивают струны, изготовили из бронзы. Смычок тоже не стеклянный, обычный. Моя задача состояла в том, чтобы правильно натянуть струны и настроить скрипку. Она получилась тяжеловатая — весит около трех килограммов, а деревянная в 15 раз легче: 200-250 граммов. Какое впечатление на меня произвела игра на этом инструменте? Очень необычное звучание, к тому же тихое.

Один из лучших скрипачей Украины Герман Сафонов считает: стеклянная скрипка не может звучать так, как обычная.

- Известно, что дерево состоит из годичных слоев, — объясняет он.  — Если лето в тот или иной год выдалось холодным, образуется тонкий слой, если теплым — слой будет толще. Когда играешь на скрипке, более твердые тонкие слои (мы их называем зимними) колеблются внутри мягких толстых (летних). Этот эффект позволяет звуку накапливать энергию. Кстати, в XVI-XVIII веках, когда свои инструменты создавали великие итальянские мастера Амати, Гварнери, Страдивари, на Апеннинском полуострове жаркое лето выдавалось нечасто. Поэтому древесина была просто идеальной, обеспечивала скрипкам великолепное звучание.

Заметим, что в Кремоне (город, где работали знаменитые итальянские скрипичные мастера) сохранились запасы древесины, заготовленной 300-400 лет назад. В среднем набор для создания инструмента (для верхней деки — ель, для нижней — клен) стоит 500 долларов. А цена современных скрипок, изготовленных из высококлассной древесины, достигает нескольких тысяч долларов. Андрей Гребнев рассказал, что его скрипки в Украине и ближнем зарубежье стоят около двух тысяч евро, в странах Запада — вдвое дороже.

- Уместен вопрос: раз у деревянных скрипок звучание лучше, есть ли смысл выступать на сцене со стеклянной? — продолжает Андрей Гребнев.  — Пожалуй, да. Но исполнять на ней нужно не классическую музыку, а ультрасовременную синтетическую. Поскольку звучание у стеклянной скрипки тихое, звук лучше выводить через усилитель. Однако долго играть на этом инструменте вряд ли получится: руки устанут, если вы, конечно, не спортсмен.

- Дебют нашей скрипки уже состоялся, — вновь вступает в разговор Александр Хахалкин.  — В Киеве на выставке изделий из стекла на ней сыграла студентка консерватории. Один из слушателей пожелал приобрести инструмент. Но мы не собираемся продавать скрипку, которая является воплощением нашего мастерства. Сейчас она украшает мой кабинет, но вскоре на одной из выставок (какой именно, я пока не решил) вновь покажем ее публике вместе с новинками — стеклянными домрой и балалайкой. Планируем изготовить из стекла и другие музыкальные инструменты.

Признаться, я надеялся, что буду первым, кому пришла идея сделать стеклянную скрипку. Но оказалось, несколько лет назад подобный инструмент создали в Японии. Хотя в данном случае уместна пословица: Федот, да не тот. Японцы применили другую технологию. Собственно, это и дало нам основания подать заявку на регистрацию нашей скрипки в Книге рекордов Украины. Сейчас ее редакция проводит экспертизу нашей заявки. Затем планируем зарегистрировать стеклянные домру и балалайку.

В редакции Книги рекордов Украины сообщили: заявка на регистрацию стеклянной скрипки будет удовлетворена.