Факты
Купив новый «майбах» за полмиллиона евро, любитель ретромобилей… Разрезал его на части, чтобы переоборудовать салон своей старенькой «чайки»

Купив новый «майбах» за полмиллиона евро, любитель ретромобилей… Разрезал его на части, чтобы переоборудовать салон своей старенькой «чайки»

Тарас ТКАЧУК «ФАКТЫ»

30.09.2005 0:00

В загородном доме известного киевского коллекционера Николая Желтова встречаются собиратели редких машин из разных стран, рассказывая подчас самые удивительные истории

Бывший ведущий специалист «Киевгорнефтепродукта» Николай Желтов увлекся антикварными автомобилями лет пять-шесть назад. Все началось с того, что он решил сделать своему куму, одному из весьма влиятельных людей в Украине, подарок на день рождения (загородная усадьба кума находится рядом с особняком коллекционера — в столичном дачном поселке Осокорки). Специально заказал антикварщикам из кировоградского клуба «Автоветеран» старинный «Мерседес». Когда автомобиль прикатили в Киев, Николай Иванович расстроился. Даже ему за рулем было тесно, а у кума комплекция ого-го! Заказал машину побольше — американский «Бьюик» тридцатых годов. Думал, кум подарку обрадуется. Ведь все дарили ему одно и то же — новенькие черные джипы «Мерседес», прозванные в народе «кубиками». У влиятельного кума на тот момент этих внедорожников стоимостью сто тысяч долларов собралось уже штук шесть или семь. Но именинник подарка «не понял»: сказал, мол, зачем мне этот металлолом? Эпопея с подарком закончилась неудачей, но Николай Иванович, сам того не желая, увлекся старинными машинами.

Раритетный «БМВ» обменяли на горбатый «Запорожец»

Со временем у коллекционера антикварных машин их скопилось около тридцати штук. Места для них уже не хватает. Автомобили стоят по всему участку  — возле бассейна, у домика охраны, около пруда. Специально для своих любимиц Николай Иванович затеял строительство новой усадьбы в пригородной Чапаевке с громадным гаражом в триста квадратных метров!

Есть в коллекции Николая Желтова настоящие раритеты. К примеру, белый спортивный кабриолет «БМВ-327» 1940 года. В Европе такая машинка может оцениваться в несколько сот тысяч долларов. «БМВ» нашли в Херсонской области под водой — кабриолет упал с моста и пролежал в реке шесть лет. Ребята, выловившие машину, обменяли ее на поломанный горбатый «Запорожец».

- В воде автомобили сохраняются неплохо, — говорит Николай Иванович.  — Говорят, в Черкасской области есть еще много антикварных затопленных машин. Ребята ныряют, но достать сложно.

Еще одна жемчужина коллекции — «Мерседес Аденауэр» 1959 года — точно на таком возили Софи Лорен. Машину привез в СССР посол Аргентины и подарил советскому правительству. Какое-то время она стояла в гараже Хрущева. По наследству досталась Брежневу. Потом «Аденауэр» за выдающиеся заслуги был подарен генеральному директору военного завода в Луцке. Директор в автомобиль натуральным образом влюбился. Однако через какое-то время компетентные органы порекомендовали новому владельцу избавиться от чуждого советским людям «Мерседеса». Директор наотрез отказался, за что и был уволен. В конце концов он все-таки расстался с «Аденауэром» — подарил его митрополиту.

- Когда я разбирал эту машину, нашел в каждом карманчике записочки с молитвами, — рассказывает Николай Иванович.

Мастера сейчас восстанавливают автомобиль в «оригинале», то есть ставят на машину все родные детали.

- Запчасти приходится выписывать из Штатов, — вздыхает коллекционер.  — А они недешевы. Многие детали продаются на аукционах — к примеру, начальная цена магнитофона была двести долларов, а продали его за две двести!

Но десятки тысяч долларов, которые придется вбухать в реставрацию машины, окупят себя. Ведь дешевле, чем за триста тысяч евро, отреставрированный «Аденауэр» на европейских аукционах сейчас не продается. Но, чтобы довести автомобиль до «аукционного» состояния, понадобятся годы.

- Каждый мастер хочет заработать минимум 200-300 долларов в месяц, — говорит Николай Иванович.  — А их на реставрации одной машины работают человек пять-шесть. И делают они автомобиль два-три года. Кроме того, мастера бывают разные.

Приехал ко мне года три назад один «специалист». Я ему отдал «БМВ» и тысячи три долларов на запчасти. Деньги он пропил, потом снял с машины фары, продал их и тоже пропил. После чего уехал в Португалию. Звонит сейчас: Николай Иванович, сколько я вам должен? Я говорю: приедешь  — разберемся. А он: нет, лучше я сначала рассчитаюсь, а потом приеду.

Ретромашины дорожают, как и жилье

Среди редкостей — вроде довоенной немецкой «Ауди» и австрийского «Штеер» — попадаются в коллекции и тривиальные машинки, к примеру, двадцать первая «Волга».

- А ее, Николай Иванович, зачем купили?

- Это редкая машина, оборудованная центральной смазкой. Там внутри есть особая педалька. Нажимаешь ее — и все рессоры, вся ходовая часть смазываются маслом из специального бачка. Потом эту систему запретили. Каждый водитель хотел получше смазать автомобиль — и на дорогах стали появляться лужи с маслом! Вообще, раньше за машинами умели следить. Вот этот огромный шестиметровый американский «Олдсмобиль» привез в Молдавию после войны один генерал. Сорок лет он на нем возил пчелиные улики. Машина ни разу не побывала ни в одной аварии и была всего один раз покрашена!

Николай Иванович — человек азартный. Когда для него находят интересную машину, загорается. И, конечно, очень переживает, когда очередное удачное приобретение срывается.

- Звонят мне ребята, мол, нашли ЗИЛ из гаража Совмина, — рассказывает коллекционер.  — На нем Брежнева катали, когда он в Киев на открытие монумента «Родина-мать» приезжал. У машины тогда что-то с мотором случилось, ее в Киеве и оставили. Так вот, предлагают мне купить этот автомобиль по цене металлолома. А в машине полная комплектация — отделка из красного дерева! Но без документов. Пока я думал, ЗИЛ забрали, а через месяц другие люди предлагали ее купить уже за пятьдесят тысяч долларов!

Пока мы гуляли по усадьбе Николая Ивановича и разглядывали его уникальные автомобили, к нему приехали гости — коллекционер из Казахстана вместе с супругой. Александр Алексеевич, человек очень состоятельный, владелец нескольких ресторанов в Алма-Ате, был весьма удивлен, что Николай Иванович принимает у себя журналиста.

- У нас на Востоке не принято афишировать свои коллекции, — сказал он.  — У людей в гаражах стоят по 60-80 машин, но все это огорожено трехметровыми заборами и охраняется автоматчиками. На Востоке не принято жалеть денег. Могут полмиллиона в машину вложить.

- Как это полмиллиона?

- А вот смотри, — улыбнулся Александр Алексеевич,  — один мой знакомый, владелец нескольких казино, купил новый «Майбах», разрезал его на части — вынул мотор, салон, — и все это поставил на «Чайку», цена которой семь тысяч долларов. Так во сколько обошелся ему автомобиль? Только качественно сделать все хромированные детали на «Чайку» стоит двадцать тысяч долларов. Да-да, любят у нас машины. Вот по Москве ездила «Волга» с внутренностями от спортивной «БМВ-850». За полтора миллиона ее продали — теперь она в Алма-Ате.

- Почему же так дорого?

- Такая машина делается от трех до пяти лет. Коллективом из пятнадцати-двадцати человек. Над подгонкой узлов и агрегатов работают целые институты. А одна покраска чего стоит! Красочка — семислойный хамелеон — стоит тысячу восемьсот евро за килограммовую баночку! Но ретромашины — это хорошее вложение. Они дорожают примерно так же, как и жилье.

Сам Александр Алексеевич в настоящее время занят восстановлением «Победы» — кабриолета. Вложил в машину уже тридцать пять тысяч долларов, работы съели у него штук шестьдесят «зеленых». Почему так много? У автомобиля, по словам коллекционера, нет ни одной бэушной детали! Запасливые владельцы старых советских машин покупали в комплекте с ними и запасные детали, которые многие годы хранились в гаражах, что называется, на всякий случай. Теперь эти запчасти, пролежавшие много лет без дела, за большие деньги разыскивают коллекционеры.

На прощание Александр Алексеевич похвалил Украину за открытость и демократизм.

- А в Узбекистане, — сказал он, — за вывоз антикварной машины полагается… расстрел.