Факты
После октябрьской революции конструктор знаменитого крейсера «аврора» ксаверий ратник раздал свое золото крестьянам. Чтобы не досталось большевикам

После октябрьской революции конструктор знаменитого крейсера «аврора» ксаверий ратник раздал свое золото крестьянам. Чтобы не досталось большевикам

Игорь ОСИПЧУК «ФАКТЫ»

05.11.2005 0:00

Поселок Боровая под Киевом стал для генерал-лейтенанта второй родиной Несмотря на то, что крейсер «Аврора» является одним из символов Октябрьской революции (ее годовщину приверженцы коммунистической идеи будут отмечать в понедельник), имя конструктора этого корабля, уроженца Украины генерал-лейтенанта Ксаверия Ратника при советской власти было предано забвению. Его сына Никанора расстреляли в 1937 году из-за дворянского происхождения. А дочери Вере, жившей в Киеве, пришлось вплоть до смерти Сталина скрывать от своего сына Алексея, кем был его дед.

Генерал открыл приют для бездомных, где бродяги имели возможность зарабатывать на хлеб

- Вы знаете, что создатель крейсера «Аврора» генерал-лейтенант Ксаверий Ратник жил под Киевом в нашем поселке Боровая? — спросила позвонившая в редакцию «ФАКТОВ» Людмила Каленченко.  — Сохранился даже его дом. Ратник спроектировал его по аналогии с кораблем: комнаты считались каютами, а балкон, проходивший по трем сторонам здания, генерал-лейтенант называл капитанским мостиком. По рассказам старожилов, он любил выходить на балкон с биноклем и осматривать свои владения. Эти живописные места в районе Фастова до революции считались курортными, здесь строили дачи самые богатые киевляне, например знаменитый сахарозаводчик Терещенко. Недаром ведь после Октябрьской революции в доме Ратника открыли санаторий. Да вы приезжайте, мы все покажем и расскажем.

У дома, когда-то принадлежавшего генерал-лейтенанту Ксаверию Ратнику, нас встретил директор Киевской опытной станции Института овощеводства и бахчеводства Академии аграрных наук Украины Александр Горкуценко.

- Нашу станцию разместили в доме Ратника еще в 1939 году, — рассказал он.  — А когда в середине 1960-х я поступил сюда на работу, то вместе с тогдашним заместителем директора по научной части Николаем Гущей попытался было организовать комнату-музей конструктора «Авроры». Но «компетентные товарищи» остудили наш пыл, заявив: «Хлопцч, вам це не треба».

В 1905 году, после поражения русского флота в Цусимском сражении, в котором участвовала «Аврора», начался поиск крайних: нужно ведь было возложить на кого-то вину. Пытались предъявить претензии и Ратнику. Возможно, поэтому он отошел от дел. Родом Ратник был из Николаева, но поселиться с семьей решил в курортном месте под Киевом. Построил дом, разбил парк, создал пруды, занимался сельским хозяйством, организовал приют для бездомных. Но даром бродяги у Ратника хлеб не получали, он предоставлял им возможность зарабатывать на пропитание. Соседкой Ратников была внебрачная дочь сахарозаводчика Терещенко Елена. Розы из ее хозяйства поставляли даже в Париж. Старожилы рассказывали, что для этого цветы с еще не раскрывшимися бутонами срезали обязательно вечером и помещали в двойные цилиндры, между стенками которых засыпали дробленый лед. На железнодорожной станции уже дожидался вагон-ледник — его стены и пол были выложены кусками льда. Через сутки розы были в Париже.

05s06 avrora1.jpg (20824 bytes)- А мне односельчанин Андрей Шевченко, доживший до 97 лет (он дружил с младшим сыном Ратника Петром), рассказывал, что создатель «Авроры» впервые высадил в наших краях южные растения: арбузы, дыни, помидоры и черешни, — говорит местная жительница Оксана Гончарук.  — Ратника в селе любили и даже называли отцом родным, ведь он помогал многим крестьянам. Оплачивал панихиду умершим из малоимущих семей, построил часовню. Я верующая, руковожу хором в здешней церкви. Молюсь и записочки в храме кладу за упокой души Ксаверия Ратника. Почувствовала духовную связь с ним, он ведь тоже был человеком глубоко верующим, к тому же мы земляки — я родом с юга Украины. Начала искать могилу Ратника — он умер в 1924 году и похоронен здесь, в Боровой. Через полтора года после начала поисков одна пожилая прихожанка сказала, что знает, где его могила. Потом на это же погребение мне указали еще двое старожилов. А председатель поселкового совета Юрий Янковский помог деньгами на изготовление нового креста. Установим его в воскресенье, 6 ноября. Освятить крест приедет священник из Санкт-Петербурга, из корабельной церкви, открывшейся на крейсере «Аврора».

В первые годы советской власти младший сын Ратника Петр бежал в Польшу

- От деда Андрея стало известно и о судьбе его друга Петра Ратника, — продолжает Оксана Гончарук.  — В первые годы советской власти Петр и Андрей работали на местной лесопилке, время от времени их направляли сопровождать вагоны с лесом до польской границы. По словам деда Андрея, много людей тогда по ночам перебегало на польскую сторону. Пограничники стреляли по ним наугад. Однажды Петр заявил, что им с Андреем тоже пора совершить побег, и показал свой потайной пояс, набитый червонцами. Но Андрей так и не решился бежать. Петр ночью ушел в Польшу. Я уж думаю: не попытаться ли разыскать детей и внуков Петра Ратника через передачу «Жди меня», ведь телеканал ОРТ транслируют и в дальнем зарубежье. А о семейных драгоценностях Ратников дед Андрей и другие сельчане рассказывали такое: когда в Боровую дошли вести о революции, генерал-лейтенант раздал золото крестьянам, чтобы большевикам не досталось. Некоторые семьи по сей день живут в домах, построенных за золото Ратника.

В Киеве живет внук Ксаверия Ратника 77-летний Алексей Кучук. К сожалению, пообщаться с ним удалось только по телефону: Алексей Иванович болеет. О своем деде он узнал в 26 лет. До этого мать, опасаясь репрессий, скрывала от сына, что он потомок дворян. Молодой человек был немало удивлен: выбранная им профессия — конструктор кораблей — оказалась потомственной, ведь тем же занимался и дед.

О Ксаверии Ратнике известно, что, окончив техническое училище, он посвятил себя морскому делу и вскоре дослужился до начальника Балтийского судостроительного завода. По его проектам построили четыре корабля. К работе над «Авророй» Ратник приступил в 1895 году. Корабль строили очень быстро: нужно было срочно усиливать российский флот на Дальнем Востоке. Участвуя в Цусимском сражении, «Аврора» получила средние повреждения, хотя в нее угодило около 20 снарядов. После Русско-японской войны крейсер стал учебным кораблем Морского корпуса. С 1907 по 1913 год кадеты и гардемарины побывали на нем в десятках приморских городов Европы и Африки, ходили в Индийский и Тихий океаны. В Первую мировую войну «Аврору» использовали для выполнения различных боевых заданий, а в 1916-м поставили на капитальный ремонт в Петрограде. Общаясь с рабочими, моряки попали под влияние революционных агитаторов, поэтому не удивительно, что команда крейсера активно участвовала в Февральской революции 1917 года. Тогда моряки убили капитана, подняли красный флаг и подались в город помогать народу добывать власть. А накануне большевистской революции ремонт корабля был практически завершен, поэтому его команде Петроградский совет поручил привести крейсер в Неву и холостым выстрелом дать сигнал к штурму Зимнего дворца.

После гражданской войны знаменитый крейсер поставили на консервацию, затем использовали как учебный корабль и, наконец, в годы Великой Отечественной войны «Аврора» участвовала в обороне Ленинграда. В 1944 году было решено восстановить ее как памятник революции в том виде, который она имела в 1917 году.