Врачи, лечившие молодую женщину от бесплодия, вместо здоровой яйцеклетки вырастили Злокачественную опухоль
Инна РОГОМАН «ФАКТЫ»
19.11.2003 0:00
Онкологи считают, что справиться с болезнью женщине помогло ее жизнелюбие, а также работа, которая не позволила впасть в депрессию
«Родные скрывали, что у меня онкозаболевание»
-- Четыре года назад у меня обнаружили злокачественную опухоль. Об этом врачи сообщили моим маме и мужу. Мне некогда было болеть, -- вспоминает Юлия. -- На носу как раз был сезон купальников (я их на базаре продавала), поэтому летом не могла позволить себе спокойно отлеживаться. Курс химиотерапии проходила в течение двух недель, столько же времени у меня был перерыв. В эти периоды я работала, даже ездила в командировки за товаром. Если и оставалась дома, то обязательно находила себе занятие: консервировала на зиму огурцы, помидоры. В общем, умирать не собиралась.
У Юлии была агрессивная опухоль, которая поражает лимфатическую систему (лимфома).
-- Когда Юлия попала к нам, болезнь была уже запущена, -- рассказывает научный сотрудник Института экспериментальной патологии, онкологии и радиобиологии им. Р. Кавецкого доктор медицинских наук Ольга Пономарева. -- Девушку лечили от бесплодия при помощи гормонов и простимулировали рост опухоли. Она поразила селезенку, поэтому орган пришлось удалить. Прогноз был не самый благоприятный, но мне нередко приходится видеть, как больной, у которого есть все основания рассчитывать на выздоровление, умирает, а тот, у кого уже третья-четвертая стадия болезни, выкарабкивается. Жаклин Кеннеди-Онассис за четыре месяца умерла от аналогичной болезни. А ее лечили лучшие специалисты, в их распоряжении были самые современные и дорогие лекарства. Но увы. Как это ни парадоксально звучит, самую значимую работу в выздоровлении делают больные, а врачи им лишь помогают. Наша психика контролирует все процессы в организме. У Юли была агрессивная форма болезни, но женщина дала себе установку: надо бороться. С этой мыслью шаг за шагом мы дошли до окончания лечения. Я видела, что для этой пациентки очень важна ее работа -- это та зацепка, которая постоянно подогревала ее интерес к жизни, давала силы. Поэтому я не требовала придерживаться постельного режима, при котором могла развиться депрессия, и Юля опустила бы руки. А тогда медики уже бессильны.
-- Рассказываю о том времени, а меня не покидает ощущение, что я говорю не о себе, а о совершенно постороннем человеке. Наверное, потому, что я не позволила себе уйти в болезнь, даже не приняла свой диагноз. Я верила всему, что мне говорили родные. Когда спросила маму, почему я лежу в онкологической клинике, она объяснила, что здесь работает ее хорошая знакомая, вот она с ней и договорилась. Как-то заглянула в свою медицинскую карту и прочитала, что у меня злокачественная лимфома. Спросила мужа прямо: у меня рак? Он сказал, что это был предположительный диагноз, но он не подтвердился. Меня легко было успокоить.
«За полгода селезенка увеличилась с 300 граммов до трех килограммов»
-- Иногда я чувствовала недомогание, но всегда находила этому состоянию какое-то объяснение. Когда была слабость, думала, это из-за строгой диеты и занятий в тренажерном зале. Потом узнала, что ограничения в еде, физические нагрузки провоцировали развитие болезни, -- вспоминает Юлия. -- По вечерам у меня поднималась температура, я считала, что это зуб мудрости растет. Когда лечилась от бесплодия, у меня было ощущение, словно в позвоночнике змеи ползают. Потом у меня начала отниматься левая рука. Решив, что ущемлен нерв, я пошла к мануальному терапевту. Наконец, мне сделали УЗИ внутренних органов и обнаружили, что селезенку нужно срочно удалять. Врач, назначивший мне гормональное лечение от бесплодия, контролировал мое состояние, три раза в неделю делал УЗИ, но не увидел, что другой орган болен. А за полгода селезенка увеличилась с 300 граммов до трех килограммов.
Сразу после операции все лимфоузлы «вышли» наружу. На шее, под мышками, под коленями надулись шары размером с куриное яйцо. Меня повезли на консультацию к онкологу. Врач говорила с родителями и мужем, а мне сказала единственное: «Настраивайтесь на длительное лечение». Я не понимала всю серьезность своего положения. Меня спасло то, что я не знала значение моего диагноза. Одно слово «рак» подействовало бы на меня убийственно, хотя характер у меня сильный, напористый. Но очень трудно совладать с мыслями о смерти. А так я все время строила планы на будущее.
-- Наш организм так мудро устроен, что пока человек сам внутренне не сломается, его ничто не победит, -- говорит Ольга Пономарева. -- Я не скрываю от больных диагноз, так как по опыту знаю, что пациент может узнать эту информацию от соседей по палате. Однако стараюсь смягчить подробности состояния больного. Юля постоянно искала подтверждение того, что у нее не онкозаболевание -- так сработала защитная реакция. Она не впустила в свое сознание разрушительную мысль. Ведь слова «рак», «онкология» у любого ассоциируется со смертью, обреченностью.
«И радостные и горестные переживания могут спровоцировать развитие болезни»
-- Когда я лежала в больнице, не интересовалась подробностями лечения, мысли были только об одном -- о брошенном бизнесе, -- продолжает Юлия. -- Чтобы купить дорогостоящие препараты, муж продал квартиру, и мы переехали в гостинку. Я не знаю, что ему говорили врачи тогда, но когда выписалась из больницы, обнаружила, что мои соседи на базаре начали продавать тот же товар, что и я. Оказалось, мой муж им сказал, что я больше полугода не проживу. Пришлось воевать за место под солнцем. В это время муж встретил другую женщину. Чтобы мне ничего не напоминало о нем, решила сделать ремонт, пригласила мастера -- так познакомилась со своим вторым супругом. Но после этих переживаний болезнь возобновилась. Во второй раз химиотерапию перенесла легче. Я уже понимала, что значит диагноз злокачественная лимфома, но чувствовала себя достаточно сильной, чтобы победить болезнь. Даже могла совмещать лечение и работу. Вообще сильные эмоциональные потрясения, будь они радостные или горестные, не проходят бесследно для нас. Со мной в палате лежала девушка, которая вышла замуж, а через две недели у нее проявилось онкологическое заболевание. У пожилой женщины, которая перенесла рак в молодости, болезнь обострилась после того, как она похоронила мужа.
-- У каждого человека есть слабое место. Можно даже сказать, что все носят в себе бомбу замедленного действия, механизм которой заводится, как только для этого создаются благоприятные условия, -- рассказывает Ольга Пономарева. -- Как правило, провоцирует развитие онкологических заболеваний хронический стресс: человек занимается нелюбимым делом, у него не ладятся отношения с начальником или сотрудниками, наступил кризис семейных отношений. Если эти ситуации не решаются длительное время, то постоянно угнетают человека. А капля камень точит.
-- На что нужно обратить внимание, чтобы не пропустить начало болезни?
-- Онкологические заболевания очень коварны, могут не давать знать о себе годами, а потом стремительно развиваются в течение нескольких недель. Но все же есть симптомы, которые могут насторожить: резкое снижение веса, повышенное потоотделение, субфебрильная (невысокая) температура. Причины этих симптомов могут быть разные: инфекционное заболевание, хронический воспалительный процесс, но в любом случае это повод пройти обследование. Нужно изучать свою наследственность. Так можно предположить, какое место в организме нуждается в защите. А лучшая профилактика заболеваний -- здоровый образ жизни. В нашей стране сейчас популяризируется установка: съешь таблетку -- избавься от всех проблем. Так многие хотят похудеть, помолодеть и даже вылечить рак. Людям навязывается пассивное отношение к своему здоровью. И больные часто соглашаются принять «помощь» от шарлатана, который дает самые нелепые рецепты. А лечение болезней, тем более онкологических, требует огромных усилий со стороны больного. Многих пугает, что во время химиотерапии выпадают волосы, появляется тошнота. Метод жесткий, но эффективный, к сожалению, альтернативы пока нет. Химиопрепараты убивают раковые клетки, а состояние тошноты можно снять современными противорвотными средствами.
Как уберечься от рака
У вас должен быть семейный врач, которому вы доверяете. Наблюдая пациента длительное время, врач сможет обнаружить начало болезни.
Не занимайтесь самолечением. Советуйтесь с врачом даже по поводу профилактических мер. Сейчас появилось много препаратов (БАДов), в аннотациях к которым можно прочитать, что они предотвращают онкологические заболевания. Биодобавки продаются в аптеках без рецептов. Однако их, как и любое другое лекарство, должен назначать врач.
Придерживайтесь разумной диеты. Отдавайте предпочтение морепродуктам, кисломолочному, овощам и фруктам, которые произрастают в вашем регионе. По возможности исключите из рациона копчености и продукты длительного хранения. Нежирное мясо можно есть два раза в неделю.
У каждого человека своя защита от стресса. Кто-то откладывает все дела и ложится спать, а потом на свежую голову решает проблемы. Другому человеку нужно побыть одному на природе, чтобы прийти в норму. Противостоять стрессу помогают умеренные физические нагрузки, ритмичная ходьба. Главное, не зацикливаться на негативном.