Уже в декабре нынешнего года может начаться строительство семикилометрового мостового перехода между столичным подолом и воскресенкой
Валерий ДЕРКАЧ «ФАКТЫ»
19.11.2003 0:00
На одном уровне моста обустроят шестиполосную автомобильную магистраль, на втором -- линию метрополитена
Похоже, у нового мостового перехода, который должен соединить Подол и Воскресенку, появились наиболее реальные за последние два десятка лет перспективы быть построенным. Об этом на прошлой неделе с уверенностью заговорили руководители столицы, воодушевленные подписанием протокола о намерениях между киевским городским головой Александром Омельченко и вице-премьер-министром Турции Шабаном Дишли. Турецкая сторона выразила готовность инвестировать масштабный проект, вложив деньги в строительство моста, крайне необходимого Киеву.
Для выполнения всего комплекса работ понадобится, как минимум, 600 миллионов долларов
О сооружении моста начали подумывать еще в середине 80-х, а в 1993 году Кабинет министров даже утвердил проектную и техническую документацию нового перехода. Однако построить его так и не смогли -- не было средств (около 400 миллионов рублей). Спустя десять лет возросла не только стоимость строительства, но и крайняя необходимость моста. Автомобильные пробки на существующих мостовых переходах между левым и правым берегом стали ежедневным явлением, и новый мост с Подола на Воскресенку облегчит жизнь не только водителям, но и всем жителям Левобережья, особенно Троещины и Лесного массива: помимо автомобилей, которым отводят нижний ярус моста, по верхнему поедут поезда метро новой, четвертой, линии столичного метрополитена.
Для всего комплекса работ необходимо как минимум 600 миллионов у. е. , и условия финансирования моста еще окончательно не определены. Возможно, это будет кредитирование или концессия. Некоторую часть средств выделят городской и, видимо, государственные бюджеты. Гарантом средств инвесторов может стать правительство Украины, Национальный банк, предполагают также заложить имущество столичной мэрии.
-- Окончательно с финансированием планируем определиться в середине декабря, когда наши намерения утвердят на правительственном уровне украинские и турецкие власти, -- уточняет киевский городской голова Александр Омельченко. -- Думаю, участие турецкой стороны вполне реальное -- они собираются подключиться к реализации проекта не позже первого полугодия следующего года. К тому времени мы уже выполним подготовительные работы и утвердим все необходимые документы. Сейчас над этим работают все ведущие проектные и строительные институты. Распоряжение о начале строительства я планирую подписать на днях, одновременно будет создана дирекция, координирующая сооружение моста. Ее офис разместится на Подоле, а основное ядро составят от 40 до 60 первоклассных специалистов, имеющих опыт возведения Южного и Московского мостов. До конца года на первоочередные работы выделили из местного бюджета 5 миллионов гривен, не менее 20 миллионов будет выделено в первом квартале 2004 года. За основу возьмем проект моста, утвержденный еще в 1993 году, и продолжим некоторые начатые тогда подготовительные мероприятия.
Как и подобает столь грандиозным стройкам, начнется сооружение моста в декабре с торжественной церемонии закладки первой капсулы в фундамент будущего моста. Затем приступят к подготовке территории на правом и левом берегах. Там, где намечены эстакады, подъезды и съезды с мостового перехода, возведут три небольших локальных мостика через проливы Днепра и Десенки, установят на суше и воде временные сооружения, необходимые для выполнения строительных работ.
Градостроительный совет столицы уже через несколько дней после встречи киевских и турецких высокопоставленных чиновников утвердил проект нового моста.
Будущий мостовой переход длиной 7,1 км начнется на Подоле -- в районе пересечения улиц Межигорской и Набережно-Луговой, -- затем пройдет через Гавань, по Рыбальскому острову, пересечет Днепр, Труханов остров, реку Десенку, урочище Горбачиха, Русановские сады и закончится на бульваре Перова. Около 5 км громадного сооружения пройдет по суше, а почти 2 -- над водой. Кроме самого моста, специалистам необходимо предусмотреть наиболее удобные транспортные магистрали на подъездах к нему, которые на правом берегу пройдут через Воздухофлотский проспект, улицы Чорновола, Глыбочицкую и Татарку. На левом берегу запланирована новая трасса от Русановских садов на бульвар Перова.
На Рыбальском и Трухановом островах откроются новые станции метро
Соорудят эстакаду и на Трухановом острове, где вскоре начнется масштабная реконструкция, и со временем появится огромная экскурсионно-развлекательная зона со множеством водных аттракционов, мини-диснейлендом, крытыми и естественными бассейнами, спортивными и танцевальными площадками, благоустроенными пляжами. Возможно, эстакада появится и на Рыбальском острове. Не исключено, что в проект внесут незначительные изменения, однако существенных постараются избежать -- это скажется на сроках строительства.
На новом двухуровневом мосту предусмотрено шесть автомобильных полос (по три в каждом направлении) и две колеи метро. Магистраль рассчитана на более чем 75 тысяч автомобилей в сутки. По мосту пройдет Подольско-Воскресенская линия метро, которая начнется в Жулянах (недалеко от аэропорта «Киев»), пересечет Севастопольскую площадь, район Центрального железнодорожного вокзала, Подол и выйдет на мост. Пересесть с этой линии на Святошино-Броварскую пассажиры смогут на станции «Вокзальная», пересадочной на Сырецко-Печерской линии станет, скорее всего, «Лукьяновская» (новая станция откроется в районе улиц Артема и Чорновола), а для перехода на Куреневско-Красноармейскую линию планируют обустроить станцию «Тараса Шевченко», построив рядом новую станцию «Подольская».
Станции метро хотят обустроить и на самом мосту: «Судостроительную» на Рыбальском острове, «Труханов остров», а на левобережной части перехода -- между заливом Десенка и Русановскими садами. Далее «мостовую» линию соединят с построенной к тому времени веткой наземного метро, соединяющей Троещину и Воскресенку и выходящей к станции «Левобережная».
Для строительства моста придется перенести некоторые инженерные коммуникации и даже объекты недвижимости, находящиеся на месте будущей трассы. Пострадает также часть Русановских садов, однако владельцам находящихся там земельных участков власти города обещают компенсации. Над решением всех этих вопросов в мэрии уже работают, чтобы они не стали преградой на пути реализации проекта.
-- Для строительства такого сооружения требуется около восьми лет, -- отмечает Александр Омельченко. -- Но если объединить усилия лучших специалистов, организаций, фирм -- как отечественных, так и зарубежных, -- применить новейшие мировые технологии, то вполне реально справиться за три года. Именно о таком сроке -- 36 месяцев -- говорят и наши турецкие партнеры, желающие вести работы очень быстрыми темпами.
P. S. Как альтернатива мостовому переходу рассматривалась возможность сооружения в районе Подола подземного тоннеля под Днепром. Однако от такого проекта пришлось отказаться: могли возникнуть трудности со строительством линии метро -- понадобилось бы несколько отдельных тоннелей для автомобилей и поездов. Кстати, Министерство транспорта продолжает отстаивать проект строительства автомобильно-железнодорожного моста через Днепр в районе Верхней Телички и Березняков. Так что при удачной расстановке сил и средств столица со временем может получить два новых мостовых перехода.