Факты

Скрипку в вишневой косточке волынский «левша» валентин полищук делал без увеличительных стекол и микроскопа

Сергей КОЛОМЕЕЦ «ФАКТЫ» (Луцк)

01.10.2003 0:00

Четыре струны мастер изготовил из капронового волокна -- человеческий волос оказался слишком большого диаметра

Особое место в коллекции уникальных изделий 66-летнего жителя районного центра Любешов Волынской области Валентина Полищука занимает скрипка-рекордсменка. Точных копий настоящих смычковых музыкальных инструментов, помещенных в разрезанную пополам вишневую косточку, у него две. Одна больше другой примерно на миллиметр. Длина той, что поменьше, шесть миллиметров. Своими размерами она уступает лишь скрипочке, выполненной известным украинским умельцем Николаем Сядристым, длина которой составляет 3,45 миллиметра. На третьем месте 9-миллиметровая скрипка еще одного украинского «левши» Михаила Свидюка.

«Работать приходилось на пределе возможностей человеческого глаза»

Инструмент волынского мастера состоит из 13 деталей. Дека изготовлена из скорлупы грецкого ореха, гриф -- из груши, четыре струны -- из капронового волокна. Сначала Валентин Михайлович хотел сделать струны из человеческого волоса, но этот материал оказался… слишком толстым. Мастер признается, что работать приходилось на пределе возможностей человеческого глаза, поэтапно. Сначала появилась скрипка, помещавшаяся в абрикосовую, а затем в сливовую, косточки. И только потом -- в вишневую.

-- Время, потраченное на изготовление одной скрипки, я не засекал, -- говорит Валентин Полищук. -- Иногда в прессе пишут, что тот или иной мастер делал миниатюру несколько лет. Не буду спорить, но у меня иная ситуация. Я трудился в свое удовольствие в свободное от основной работы время: то в обеденный перерыв полчаса выкроишь, то вечером…

Творческая жилка у Валентина Полищука проявилась в раннем детстве. Тяга к резьбе по дереву передалась ему от отца -- высококвалифицированного столяра. Маленьким будущий «левша» часами простаивал в мастерской у станка, горящими глазами наблюдая за удивительным процессом превращения грубых кусков дерева в скамейки, столы, табуреты и многие другие нужные в хозяйстве вещи. В роли волшебника выступал отец мальчика.

-- Я очень хотел потрогать все своими руками, -- улыбается Валентин Михайлович. -- Естественно, отец запрещал лезть куда не следует. Однажды он сделал на заказ скамейку. На какую-то минуту оставшись в мастерской один, я схватил рубанок и существенно «подправил» резную деревянную конструкцию. Получил тогда от отца…

Самостоятельно вырезать из дерева я начал в школьном возрасте. Первые работы миниатюрными никак не назовешь, но постепенно набивал руку, изделия уменьшались. Так появились шахматы в вишневой косточке.

Шахматная доска с фигурками, расставленными в правильном порядке, разместилась в половинке вишневой косточки. Резных, покрытых лаком короля, ферзя, коня, ладью, слона, пешку можно рассмотреть лишь сквозь увеличительное стекло. Доска ювелирно, шашечка к шашечке, склеена из двухцветных кусочков дерева.

Чтобы удостовериться, что бочка внутри бутылки настоящая, ее… просвечивали рентгеновскими лучами

Не менее тщательно выполнена деревянная бочка, установленная на дне стеклянной бутылки. Стенки бочонка, диаметр которого в шесть раз больше бутылочного горлышка, изнутри скреплены металлическими обручами. Служит бочонок для хранения миниатюрных столярных инструментов (рубанков, ножовок, молотков и так далее).

-- Я скреплял и склеивал бочку в бутылке с помощью переделанных велосипедных спиц, сверл, выточенных из канцелярских скрепок, различных крючков и пилочек, -- рассказывает Валентин Полищук. -- Многие не верили, что бутылка не клееная, а бочечка настоящая. Даже просвечивали ее рентгеновскими лучами. На снимке четко отпечатались металлические обручи, деревянные же части не видны. Пожалуй, бочонок дался мне труднее всех остальных поделок. Начиная над ним работу, я сказал себе: если не получится -- забуду о своем хобби. Получилось…

Достойное место среди изделий мастера занимает действующий прядильный станок, свободно помещающийся на ладони (его высота -- всего 10 сантиметров). Есть и еще один удивительный экспонат: обычный, на первый взгляд, набор -- пара чашек, по две ложки и вилки, соединенные между собой деревянной цепью. Весь секрет в том, что вырезан набор из цельного березового бруска, в нем отсутствует клей и прочие вспомогательные материалы. Эти изделия -- единственные в своем роде. По крайней мере, в прессе и специальной литературе информация о чем-то подобном до сих пор не встречалась.

Валентин Михайлович достает из кармана грецкий орех, раскрывает створки и извлекает малюсенькие столярные инструменты (рубанок, молоток, пилу), металлические части которых изготовлены из высококачественной стали. Еще один аналогичный набор, только поменьше, хранится в шкатулке из косточки абрикоса.

Инструменты для работы с миниатюрными изделиями Валентин Полищук изготавливал сам. Для этого использовал лобзиковые пилочки, велосипедные спицы, переделывая их на свой лад. Для особо тонкой работы идеально подходят усовершенствованные стальные наконечники стоматологических бормашин.

Особые условия труда Валентину Полищуку не требуются. Главное в его деле -- это терпение и точность движений. Очень важное условие -- достаточное и правильное освещение. И еще -- чтобы никто не мешал. Мастер признается, что во время работы его особенно достают насекомые. Если вдруг на поверхность, где разложен инструмент и детали будущего изделия, садится, скажем, муха, он замирает и терпеливо ждет, пока она улетит. Если насекомое спугнуть, может случиться такой беспорядок, что до конца дня не разберешься. Бывало, от взмахов крылышек мухи микродетальки «сдувались» со стола, и приходилось корпеть над ними заново.

Но самое удивительное, что и скрипка, и шахматы в вишневых косточках, и другие миниатюрные поделки изготовлены мастером без применения какой-либо оптики или микроскопа, в отличие от его украинских и зарубежных коллег.

-- У меня было превосходное зрение, -- вздыхает мой собеседник, -- а сейчас, к сожалению, былой остротой уже не похвастаюсь -- возраст…

С другими известными «левшами» Валентин Полищук не встречался, но знает о них все. Киевлянина Николай Сядристого, с помощью микроскопа подковавшего блоху и просверлившего человеческий волос, считает феноменальной личностью. Хотя и добавляет: имей он микроскоп, возросли бы его возможности и, соответственно, результат.

Свои работы Валентин Михайлович не продает, хотя выгодные предложения, в том числе из-за рубежа, поступали ему неоднократно. Творит, как говорится, для души. Очень много раздал друзьям и знакомым. Уверен, что есть ценности, которые неизмеримо дороже денег.

В ближайших планах Валентина Полищука -- изготовить настенные часы с «изюминкой»: металлической в них будет только пружина. Все остальное, в том числе шестерни, он сделает из дерева.