Леонид кучма: «мы закрываем предыдущий этап становления самоуправления в украине»
04.10.2003 0:00
На вопрос корреспондентов «ФАКТОВ», будут ли повышены цены и тарифы на коммунальные услуги, Президент ответил: «Они изменятся. Ведь стратегической задачей реформирования коммунальной сферы является ее рыночная трансформация»
На прошлой неделе в столице прошли IX Всеукраинские муниципальные слушания. На заключительном пленарном заседании выступил Президент Леонид Кучма. Его доклад получил высокую оценку муниципальных деятелей. И «ФАКТЫ» обратились к главе государства с просьбой прокомментировать некоторые его аспекты.
«Каждый на своем опыте знает: мы живем в преддверии коммунального кризиса»
-- Глубокоуважаемый господин Президент! В кулуарах Слушаний чаще других можно было услышать такие характеристики Вашего доклада, как «стратегический», «этапный», «четкий и конкретный», «высокопрофессиональный». Пожалуйста, познакомьте наших читателей с основными идеями доклада.
-- Мне приятно слышать, что идеи доклада нашли поддержку в профессиональной среде. Если это так, и идеи поддерживаются теми, кто ежедневно и ежечасно решает проблемы городов и регионов, то мы можем надеяться на реальные перемены к лучшему.
Теперь, в самых общих чертах об основных идеях. Первое -- это стратегическая установка. Главная мысль доклада состояла в том, что политическая реформа, которую мы начали на центральном уровне, обязательно должна быть дополнена реформированием власти на местном и региональном уровнях. Невозможно себе представить, что на общегосударственном уровне мы создали эффективную, открытую и ответственную власть, а на местах все останется по-прежнему. И базовым принципом преобразований в этой сфере будет -- больше власти на места! Говоря более профессиональным языком -- перераспределение функций, компетенций, полномочий и ресурсов в пользу местного самоуправления. А местным органам государственной исполнительной власти останутся только те функции, которые не могут быть переданы органам самоуправления: безопасность, ликвидация последствий стихийных бедствий, управление государственной собственностью на местах и тому подобное.
Решение этой стратегической задачи требует проведения согласованных решений на всех уровнях. Придется вносить изменения в Конституцию страны, готовить и принимать пакеты новых законов, вводить кардинальные изменения в нормативную базу. Задача такого масштаба не под силу узкой группе даже самых лучших профессионалов. Поэтому я предложил профессиональному муниципальному сообществу обсудить эти идеи и, если мы найдем согласие, то совместными усилиями быстро и динамично проведем эту реформу.
Второе. Решение стратегических задач невозможно без развития местной демократии и расширения общественного участия в управлении делами территориальной громады. Если мы говорим о прозрачной и ответственной власти, то мы должны понять, какие механизмы определят эту ответственность. И здесь так же, как и в реформе на центральном уровне, должна быть повышена роль политических партий, общественных организаций и органов самоорганизации граждан, через которые и будет налажен гражданский контроль за деятельностью местной власти.
И, наконец, третье. Слушания были посвящены обсуждению проблем коммунальной реформы. Профессионалы дали свою оценку проекту Общенациональной программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства, подготовленной профильным Госкомитетом. Поэтому первый блок идей относился к реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Нет необходимости читателям рассказывать, в каком состоянии находится эта сфера -- каждый на своем опыте знает: мы живем в преддверии коммунального кризиса. Вспышка эпидемии гепатита в Суходольске, ставшая следствием катастрофического состояния водопроводной и канализационной сетей, только первое серьезное предупреждение о приближающемся кризисе.
Причиной этого, по мнению практически всех экспертов, является то, что рыночные преобразования практически не затронули коммунальное хозяйство. Оно до сих пор продолжает жить по законам социалистической планово-распределительной системы. Проблема только в том, что самой системы уже нет. А реконструкция инженерных сетей и жилищного фонда требует десятков миллиардов гривен.
Но на пути коммунальной реформы стоят не только финансовые проблемы. Придется расставаться также и со многими психологическими стереотипами. Один из них -- это устоявшееся мнение о том, что частный капитал нельзя пускать в коммунальную сферу. Однако мировой опыт свидетельствует о прямо противоположном. Я приводил в пример опыт Швеции, где услуги водоснабжения и канализации предоставляет частная компания, совладельцами которой являются муниципалитет, крупные частные инвесторы и, что самое интересное, -- горожане. Секрет в том, что акции этой компании свободно продаются на фондовом рынке и дают стабильные высокие доходы. Примером для нас может служить также Польша, где за десять лет удалось привести в порядок практически весь жилой фонд. Можно даже не ходить так далеко за примерами. Положительный опыт решения коммунальных проблем есть и у нас -- Одесса, Харьков, Бердянск, Комсомольск, Славутич и другие города уже находят собственные решения. Теперь надо, чтобы уникальный опыт стал общим достоянием.
Стратегической задачей реформирования коммунальной сферы является ее рыночная трансформация. Мы должны создать в этой сфере привлекательные условия для бизнеса и инвестиций и, одновременно, обеспечить весь набор социальных гарантий. Решить эти задачи невозможно без поддержки государства. Поэтому в бюджете 2004 года, впервые за всю историю независимой Украины, заложены средства на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства.
«Если мы будем пытаться за счет государственного и местного бюджетов провести модернизацию, нам на это потребуется лет 200»
-- А как решение этих стратегических планов отразится на жизни людей? Как мы все ощутим новый этап в развития самоуправления, что для каждого из нас будет означать начало коммунальной реформы?
-- Реализация второго этапа политической реформы должна обеспечить решение двух взаимосвязанных задач. Первая -- это создание эффективной системы территориального управления, которая будет способна обеспечить местное и региональное развитие. Вторая -- проведение цикла преобразований, которые создадут условия и дадут ей, этой системе, необходимые для этого ресурсы. Речь идет о проведении реформы межбюджетных отношений, которая призвана наполнить местные бюджеты, реформы административно-территориального устройства, без которой мы не разрешим проблемы эффективной территориальной власти, четкого размежевания функций, компетенций и полномочий. Все это только на первый взгляд кажется очень далеким от проблем конкретного человека. Обострение проблем в абсолютном большинстве населенных мест, будь то города-миллионники, малые города или села, -- и есть результат неурегулированности этих отношений. Нищенские местные бюджеты -- следствие неурегулированности межбюджетных отношений. Коммунальный кризис, о котором мы говорили -- во многом вызван запутанностью отношений собственности. Неразбериха с коммунальными платежами вызвана тем, что нет ясности в том, кто и на каких правовых основаниях их формирует.
Теперь о реформе жилищно-коммунального хозяйства. Есть несколько ключевых задач, которые предстоит решить. Первая -- это появление собственника жилья. Прошла приватизация квартир. И за парадными отчетами об успехах приватизации в этой сфере все как-то забыли о том, что приватизировали мы только квартиры. А кому принадлежат лестницы, чердаки, подвалы, внутридомовые инженерные сети, придомовые территории? Ответ -- городу (или селу, поселку). То есть, внутренность -- наша собственность, а все остальное -- общее. А дальше все понятно -- общее, значит ничье. Поэтому грязь в подъездах, искореженные лифты, разрытые придомовые территории, просто опасные для жизни, и так далее. И главное -- полное непонимание всеми жителями, за что мы платим, кто, чего и сколько за эти деньги нам должен дать или сделать.
Теперь представим другую ситуацию. У дома есть собственник. Например -- это ассоциация владельцев квартир, которая является собственником всего дома. Тогда такой собственник уже сам выберет подрядчика на выполнение ремонтов, на охрану, заключит договоры на водоснабжение. Что будет в результате -- можно увидеть в процветающей Европе. Поскольку то, о чем я говорю, это не наше изобретение. Это опыт всех развитых стран.
Следующее. Бизнес и инвестиции. Если с помощью государства нам удастся сделать жилищно-коммунальное хозяйство экономически привлекательной рыночной отраслью, то туда придут деловая инициатива, современные методы управления, частный капитал и новые технологии. Если нет, то есть если мы будем пытаться за счет государственного и местного бюджетов провести модернизацию, то нам на это потребуется лет 200-300. Если вообще выживем. Вот и вся альтернатива. Поэтому в докладе я сказал -- альтернативы рыночным преобразованиям нет. Другое дело, что мы обязаны защитить интересы малоимущих, тех, кто в силу разных причин не в состоянии платить рыночную цену за коммунальные услуги. Это непременное условие успеха таких сложных преобразований. Но и тут есть апробированные в Европе решения, которые обязательно должны быть реализованы. Прежде всего -- это адресная помощь.
«Ведь нельзя купить вещь дешевле, чем она стоила в производстве. Так почему можно получать воду ниже себестоимости?»
-- Уважаемый Леонид Данилович. Каждый раз, когда заходит речь о коммунальной реформе, возникает опасение, что все разговоры о ней -- только пропагандистская подготовка к повышению цен и тарифов на коммунальные услуги. Наверняка и сейчас этот вопрос возникнет у читателей. Так будут или не будут повышены цены и тарифы на коммунальные услуги?
-- Что сегодня точно можно сказать, так это то, что они изменятся. Во-первых, сейчас идет активная работа по выработке оптимальной структуры цен и тарифов. Простой пример: когда вы платите за квартплату, вы знаете, за что вы платите? Ответ известен. Не знаете. Поэтому должна быть определена структура тарифа, чтобы вы знали, что такая-то часть обеспечивает текущий ремонт в подъездах, другая -- это плата за уборку и вывоз мусора, третья -- за обслуживание придомовой территории. И так далее. Тогда каждый сможет потребовать с коммунальных организаций то, за что заплатил.
И при этом, цены по каждому из этих пунктов должны быть экономически обоснованными. То есть быть не ниже себестоимости. Ведь нельзя купить вещь дешевле, чем она стоила в производстве. Так почему можно получать воду ниже себестоимости? Это возможно только в одном случае, если кто-то доплатит разницу между фактической стоимостью и ценой для отдельной категории жителей. Что я имею в виду? Мы точно знаем, что не все люди сегодня в состоянии полностью оплатить стоимость коммунальных услуг. Для этих категорий людей цены должны оставаться на прежнем, а может быть и даже более низком уровне. Но разницу между тем, что они платят и себестоимостью предоставленных им коммунальными предприятиями услуг кто-то должен оплатить. Кто-то -- это то ли государственный, то ли местный бюджет. Это и есть задача адресной помощи.
Результат должен быть такой -- потребитель получает качественные коммунальные услуги по экономически обоснованной цене. Если кто-то не в состоянии полностью оплатить эти услуги, ему то ли государство, то ли местные власти предоставляют помощь. Важно, что предприятие покрывает свои расходы, потребитель получает оплаченные услуги, а вопросы социальной защиты решают органы власти.
Я понимаю, что не дал однозначного ответа на ваш вопрос -- работа по выработке экономически обоснованной и социально приемлемой тарифной политики в самом разгаре. Ее результаты будут опубликованы. И более того, мы будем обращаться к общественности с предложением принять активное участие в обсуждении предложений по этому поводу.
-- Вернемся к Вашему участию в работе IX Всеукраинских муниципальных слушаний, где Вы не только сделали доклад, но также вручали дипломы победителям Конкурса проектов и программ развития местного самоуправления. Нам очень приятно, что идея конкурса была впервые опубликована в Вашем интервью нашей газете. Расскажите, пожалуйста, о конкурсе и его результатах.
-- Действительно, примерно год назад в интервью «ФАКТАМ» я высказал идею открыть конкурс проектов и программ местного и регионального развития. Идея была поддержана муниципалами и конкурс был объявлен.
Задача состояла в том, чтобы стимулировать местную инициативу для поиска решений существующих проблем в тех условиях, которые сложились. В сфере местного самоуправления, как и во всех других сферах, местные руководители составили две неравные группы. Первая -- многочисленная. Это те, кто искал оправдание собственной бездеятельности общим кризисным положением. Вторая, к сожалению, малочисленная группа -- те, кто несмотря ни на что искали свой путь, вырабатывали свои решения и вопреки обстоятельствам добивались успехов. К сожалению, когда нужно перечислять, так сказать, «передовиков», то приходится из года в год называть одни и те же города -- Бердянск, Славутич, Вознесенск, Комсомольск, Судак. Поэтому задача состояла в изменении соотношения этих двух групп, конкурс должен был разбудить местную инициативу.
С удовлетворением могу сказать -- эта задача была реализована на сто процентов. На конкурс поступило около 300 проектов, причем в нем приняли участие как крупные и средние города и целые регионы, так и малые города, села и поселки. Спектр идей огромный. Конкурс, фактически, заложил основу интеллектуального банка идей и разработок, ориентированных на решение местных проблем.
Следующий этап -- это реализация проектов-победителей. На эти цели Кабмин выделил 10 миллионов гривен. Конечно, этого мало, но я надеюсь, что год от года эта цифра будет возрастать. Кроме того, я предложил открыть новую линию конкурса -- конкурс на госзаказ на научное, информационное и образовательное обеспечение местного и регионального развития.
Особую благодарность хочу выразить совету конкурса, экспертной комиссии и дирекции конкурса, которые провели громадную работу по его обеспечению и определению проектов-победителей.
-- Как Вы представляете дальнейшее развитие событий?
-- В ходе подготовки Слушаний группой экспертов был разработан пакет материалов к Стратегии управления местным и региональным развитием. В профессиональной среде накоплены и другие проекты и разработки на эту тему. Поэтому я предложил динамично провести открытое публичное обсуждение высказанных идей, предложений и стратегических материалов и выработать в течение 2-х месяцев согласованную позицию по стратегии дальнейшего развития. Мы будем приглашать к диалогу по этому поводу представителей муниципального сообщества, ведущих политических сил, общественности и международных экспертов.
Если стратегический курс, обозначенный в докладе, получит поддержку, то уже в начале декабря мы сможем принять решение о разработке законопроектов, обеспечивающих реализацию стратегии. Следующий этап -- передача их в Верховную Раду.
Примерно также оперативно нужно провести разработку механизмов рыночных преобразований в жилищно-коммунальной сфере. Я поставил перед Госкомитетом задачу до Нового года подготовить и опубликовать для обсуждения конкретные предложения по этому поводу.
И тогда 7 декабря 2003 года в День самоуправления мы сможем сказать, что мы закрываем предыдущий этап становления самоуправления, открываем новую его страницу и переходим от взаимных призывов к инновациям к реальным преобразованиям.