Факты

Зимой батареи в домах столицы греют слабее, чем положено по нормативом

Роберт ВАСИЛЬ «ФАКТЫ»

27.09.2002 0:00

Тем не менее коммунальщики исправно берут с жильцов плату, включая в тарифы все свои потери

Коммунальщики часто жалуются на несознательное население, которое не оплачивает в полной мере их услуги. Граждане, в свою очередь, сетуют на слишком высокие цены на эти услуги. Мол, будь квартплата поменьше, то мы бы и платили аккуратнее.

Действительно, многие специалисты говорят о том, что наши коммунальные тарифы завышены и довольно часто нам приходится платить не за услуги, а за бесхозяйственность чиновников.

В том, насколько справедливы эти утверждения, в последнее время стараются разобраться специалисты Антимонопольного комитета Украины (АМК) -- учреждения, призванного следить за тем, чтобы монополисты (а к ним относятся практически все коммунальные предприятия) не пользовались своим исключительным положением на рынке во вред обществу. О том, каковы результаты проверок АМК и какие из них делаются выводы, корреспонденту «ФАКТОВ» рассказал председатель Антимонопольного комитета Украины Алексей Костусев.

«Киевские коммунальщики вернули населению 19 миллионов гривен»

-- Действительно ли коммунальщики берут за свои услуги больше, чем те действительно стоят?

-- Начнем с того, что в сфере коммунальных услуг в нашей стране практически не существует конкуренции. Люди не могут выбирать между различными предприятиями, поставляющими воду, газ, тепло и электричество. Почти все предприятия, занимающиеся предоставлением подобных услуг, -- монополисты.

Естественно, у этих предприятий возникает большой соблазн воспользоваться своим положением для извлечения сверхприбыли. Именно поэтому рынок коммунальных услуг находится под повышенным вниманием Антимонопольного комитета, так как мы обязаны пресекать злоупотребления монопольным положением.

К сожалению, наши проверки подтверждают, что коммунальные службы часто пытаются взять с населения деньги за услуги, которые люди либо не получали вовсе, либо получали не в полном объеме и ненадлежащего качества.

Например, как рассчитывают в Украине плату за воду? Принимают, что каждый житель расходует 300--350 литров воды в сутки (в зависимости от региона), и умножают этот объем на количество жильцов и цену одного литра. При этом никогда учитывается качество воды, как она подавалась, какие были потери при доставке ее потребителям.

-- Удалось ли Антимонопольному комитету выявить и устранить конкретные факты злоупотреблений?

-- Первый положительный опыт мы получили в Киеве. Наше территориальное отделение в столице провело проверку температуры теплоносителя в отопительных сетях города и установило, что на самом деле вода в наших батареях гораздо холоднее, чем должна быть по нормативам. В то же время плата с населения взималась исправно по таким расценкам, как будто отопление соответствует всем нормам.

Мы настояли, чтобы коммунальные службы Киева провели перерасчет и оплата стала соответствовать реальному качеству услуги. В результате киевские коммунальщики вернули населению 19 миллионов гривен. Естественно, речь шла не о выдаче жильцам наличных. Просто часть уже внесенных денег была вычтена из прошлой квартплаты и зачислена в счет будущей. Таким образом, в последующие месяцы люди получили возможность платить за коммунальные услуги меньше.

-- Распространен ли этот опыт на всю Украину?

-- Мы тщательно изучили киевский опыт и подготовили инструктивное письмо для всех территориальных отделений Антимонопольного комитета, в котором подробно разъяснили, каким образом проводить проверки коммунальных служб.

А в результате в целом по стране коммунальщики произвели перерасчеты квартплаты на общую сумму 370 миллионов гривен.

«В Одессе население переплатило за воду 5 миллионов гривен»

-- Неужели подобные злоупотребления бывают только в теплоснабжении?

-- Нет. Сегодня мы занимаемся и вопросами формирования тарифов на воду. Дело в том, что нормы потребления воды, по которым сегодня рассчитывается плата, абсолютно никак не обоснованы. В Лондоне, например, средний расход воды составляет 120 литров в сутки на человека. У нас же, несмотря на то, что во многих регионах вода подается с перебоями или по графику, считается, что каждый потребляет 300--350 литров.

-- Куда же девается такое огромное количество воды?

-- У нас очень большие потери воды в сетях. И получается, что она затапливает подвалы, течет по улицам, размывает дороги, а людей, в чьи квартиры вода так и не попала, заставляют за нее платить.

Эта ситуация не смущает наших коммунальщиков. Вместо того, чтобы бороться с утечками, они включают все потери в тариф и таким образом покрывают свои затраты. Причем тарифы все время растут, вместе с увеличением потерь.

-- Можно ли привести конкретные примеры злоупотреблений?

-- Недавно наша проверка обнаружила, что в Одессе коммунальщики неправильно насчитывают плату за воду. Дело в том, что в тариф включается плата за потери внутри дома (около 20 процентов от общей суммы). Однако почти половина домов в городе оборудована счетчиками воды, следовательно, эти приборы учитывают все потери в доме. Несмотря на это, коммунальщики продолжали прибавлять к показаниям счетчиков плату за внутридомовые утечки. Получалось, что жильцы домов со счетчиками оплачивали эти потери дважды. Таким образом, выяснилось, что в Одессе коммунальщики взяли за воду лишние 11,5 миллиона гривен, из них 5 миллионов -- с населения.

Недавно я направил на имя городского головы Одессы письмо с требованием пересмотреть порядок начисления тарифов и путем перерасчета вернуть людям незаконно полученные от них деньги.

Кроме того, дано распоряжение проверить, как рассчитываются тарифы по всей Украине, поскольку есть подозрение, что подобная ситуация сложилась не только в Одессе.

-- Очевидно, бороться с каждым проявлением злоупотреблений -- дело бесперспективное. Нельзя ведь всех проверять постоянно. Может, более рационально было бы уточнить общий порядок исчисления тарифов в коммунальной сфере?

-- Сегодня мы занимаемся этим вопросом. Дело в том, что нынешний стандарт бухгалтерского учета дает довольно широкие возможности для произвольного манипулирования расходами. Например, в статью «Прочие расходы» можно включить почти все. И коммунальные предприятия таким образом взваливают на тариф многие свои расходы, не имеющие отношения к оказанию коммунальных услуг. Например, содержание социальных объектов, поддержку своих ветеранов и так далее. Заботиться о ветеранах, конечно, нужно, но почему за это должно платить все общество?

Поэтому мы считаем, что нельзя применять одни и те же правила бухучета к предприятиям, которые действуют на рынке, и естественным монополиям. Ведь в условиях конкуренции предприятие старается максимально снизить свои затраты, а монополия, наоборот, наращивает их. И действительно, почему бы не включить в расходы несколько лишних позиций, повысив таким образом тариф, если людям деваться все равно некуда и они волей-неволей заплатят любую цену за то, чтобы пользоваться привычными благами цивилизации?

Сюда же, в тариф, включаются безнадежные долги. Таким образом, добросовестных граждан заставляют платить и за должников.

Сегодня Антимонопольны комитет готовит предложения в Кабинет министров для того, чтобы изменить порядок бухгалтерского учета для естественных монополий с тем, чтобы запретить им произвольно включать в тарифы любые свои затраты. Это позволит не только ограничить тарифы, но и повысить качество услуг, так как коммунальным предприятиям тогда придется бороться за снижение потерь, чтобы не платить за них из своего кармана.

Если правительство одобрит наши предложения, то уже в будущем году порядок формирования тарифов на услуги монополистов может стать более строгим.