В следующем году будет увеличен размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми
Лилия ПОВОЛОЦКАЯ «ФАКТЫ»
11.12.2002 0:00
Парламент изменил механизм финансовой поддержки бедных людей
Вот уже почти два года малообеспеченным семьям выплачивают адресную государственную социальную помощь. Поскольку это относительно новые виды выплат, власти время от времени пытаются их усовершенствовать. Так, к зиме парламент внес в механизм назначения помощи малообеспеченным семьям коррективы, которые вступят в силу уже со следующего года.
Некоторые семьи не могли получать пособие, поскольку жили вместе со своими обеспеченными родственниками
Напомним, что в настоящее время существуют два вида государственной помощи наименее защищенным гражданам:
* социальная помощь малообеспеченным семьям (по Закону «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям», вступившему в силу в январе 2001 года);
* социальная помощь малообеспеченным семьям с детьми (по Закону «О государственной помощи семьям с детьми», вступившему в силу в начале 2002 года).
Оба вида помощи назначаются в зависимости от материального положения семьи. Требование одно -- ее доход не должен превышать уровень обеспечения прожиточного минимума, который в 2002 году составляет 80 гривен на человека в месяц.
Принимается во внимание весь совокупный доход семьи за предыдущие полгода. То есть зарплаты, пенсии, а также все виды социальной помощи, которые получают члены этой семьи. В совокупный доход семьи не включаются: субсидия, одноразовая помощь при рождении ребенка и все виды целевой одноразовой помощи, которые по нашему законодательству не облагаются подоходным налогом. Кроме того, учитывается наличие у семьи земельного пая.
Нужно отметить, что сумма помощи -- величина нестабильная. Ее размер равен разнице между уровнем обеспечения прожиточного минимума на семью (по 80 гривен на каждого ее члена) и реальным доходом семьи, претендующей на помощь.
Объясним расчеты на примере семьи из четырех человек: матери, отца и двух малышей -- двух и трех лет. Отец семейства работает и получает минимальную зарплату 165 гривен. Неработающая мать находится в декретном отпуске и получает пособие по уходу за двумя детьми -- по 40 гривен на каждого. Таким образом, месячный доход этой семьи составляет:
165 гривен (зарплата отца) + 80 гривен (пособие на двух детей) = 245 гривен в месяц.
В то же время уровень обеспечения прожиточного минимума для семьи из четырех человек достигает:
80 гривен х 4 = 320 гривен.
Таким образом, эта семья может претендовать на государственную социальную помощь, размер которой и будет составлять разницу между уровнем обеспечения прожиточного минимума для этой семьи (320 гривен) и ее реальным доходом (245 гривен):
320 — 245 = 75 гривен.
Ежемесячно в виде социальной помощи эта семья сможет получать 75 гривен.
Однако в назначении двух вышеуказанных видов помощи есть одно весьма существенное отличие. При назначении первого вида помощи -- по «детскому» закону -- семьей считаются мать, отец и их дети. То есть принимается во внимание только доход родителей и выплаты на детей (если таковые существуют). А при назначении второго вида помощи учитывается доход всех членов семьи, которые проживают вместе и связаны правами и обязательствами по взаимному содержанию. То есть не только отца и матери, но и бабушки, дедушки и так далее.
Однако практика показала, что параллельное существование двух практически идентичных видов адресных выплат вносит некоторую сумятицу при их назначении. Например, некоторые малообеспеченные семьи с детьми ухитрялись получать два вида помощи. Естественно, это приводило к значительным бюджетным расходам.
Нуждались в усовершенствовании и некоторые практические аспекты предоставления помощи. Например, ряд семей не могли получить деньги, поскольку жили в одной квартире с обеспеченными родственниками. Чтобы устранить все практические неувязки и был принят Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам предоставления помощи малообеспеченным семьям», который вступит в силу с начала следующего года.
В предоставлении помощи может быть отказано семье, у которой есть два автомобиля или большой земельный участок
О том, как в 2003 году будут назначать и выплачивать социальную помощь малообеспеченным семьям, «ФАКТАМ» рассказала директор Департамента государственной социальной защиты населения Министерства труда и социальной политики Украины Тамара Мищенко:
-- Самое главное, что со следующего года всем малообеспеченным семьям (с детьми или без них) помощь будет назначаться только по одному закону -- «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям».
-- То есть фактически вопросы назначения данного вида помощи были исключены из «детского» закона А как же насчет отличий в составах семей, которые существуют ныне?
-- Новый закон обозначил общие требования к составу семей и конкретно указал, чьи именно доходы будут учитываться при назначении помощи. Итак, в справку о составе семьи со следующего года нужно включать сведения о доходах:
мужа, жены;
их детей: родных, усыновленных или подопечных; детей в возрасте до 23 лет, которые учатся на стационарном отделении в высших учебных заведениях I-IV уровня аккредитации и профессионально-технических учебных заведениях и не имеют собственных семей; неженатых (незамужних) детей, которые были признаны инвалидами с детства I и II групп или инвалидами I группы и живут вместе с родителями;
нетрудоспособных родителей жены или мужа, которые живут вместе с ними и находятся на их содержании (в связи с отсутствием собственных доходов);
граждан, которые живут вместе с одиноким инвалидом I группы и ухаживают за ним.
Лица, находящиеся на полном государственном содержании (например в государственном интернате), в состав семьи не включаются.
-- Неужели при назначении помощи семьи с детьми не получат никаких дополнительных привилегий?
-- Отчего же Для каждого ребенка уровень обеспечения прожиточного минимума будет повышаться на 10 процентов. То есть (при нынешнем уровне обеспечения в размере 80 гривен -- по 8 гривен на каждого ребенка). Объясню на примере семьи из четырех человек (мужа, жены и двоих детей), который был приведен выше. Уровень обеспечения прожиточного минимума для такой семьи составляет, как было указано, 320 гривен. Однако по новому закону уровень обеспечения со следующего года будет повышен для каждого ребенка на 10 процентов. То есть на 8 гривен:
80 гривен + 8 гривен = 88 гривен.
Таким образом, в 2003 году уровень обеспечения прожиточного минимума для такой семьи составит:
80 гривен (для матери) + 80 гривен (для отца) + 88 гривен (для первого ребенка) + 88 гривен (для второго ребенка) = 336 гривен.
И размер социальной помощи такой семье, соответственно, будет уже не 76 гривен, а 91 гривня.
Кстати, для каждого ребенка, которого воспитывает одинокая незамужняя мать (неженатый отец или одинокий усыновитель, не находящийся в браке) уровень прожиточного минимума будет повышаться на 20 процентов. То есть на 16 гривен. Например, если одинокая мать воспитывает двух несовершеннолетних детей, то уровень обеспечения прожиточного минимума для такой семьи составит:
80 гривен (для матери) + 96 гривен (для одного ребенка) + 96 гривен (для второго ребенка) = 272 гривни.
Еще один момент: для жителей горных районов (имеющих соответствующий статус) уровень обеспечения прожиточного минимума тоже увеличивается на 20 процентов.
-- В каком случае может быть отказано в назначении этой помощи?
-- В предоставлении государственной социальной помощи может быть отказано, а выплата уже назначенной помощи -- прекращена, если выяснится, что:
* трудоспособные члены семьи не служат, не учатся на дневном отделении в высших учебных заведениях I--IV уровня аккредитации и профессионально-технических учебных заведениях на протяжении трех месяцев, которые предшествуют месяцу обращения за государственной социальной помощью. Исключение в данном случае составляют люди:
-- признанные в установленном порядке безработными, которые, по информации центра занятости, не нарушают законодательство о занятости относительно способствования трудоустройству;
-- занимающиеся уходом за детьми до трех лет или за детьми, требующими присмотра (на протяжении времени, указанного в медицинском заключении врачебно-консультационной комиссии, но не дольше, чем до достижения шестилетнего возраста);
-- присматривающие за инвалидами I группы или детьми-инвалидами в возрасте до 16 лет, а также за лицами, которые достигли 80-летнего возраста;
* семья имеет дополнительные источники существования, а также если один из ее членов на протяжении 12 месяцев перед обращением за государственной помощью сделал покупку или оплатил услуги на сумму, превышающую десятикратную величину прожиточного минимума для этой семьи;
* у семьи есть земельный участок площадью более 0,60 гектара, другая квартира (дом) при условии, что общая жилплощадь, находящаяся в их собственности, превышает 21 квадратный метр на одного человека плюс 10,5 квадратного метра на семью;
* семья владеет двумя и больше автомобилями (или же другими транспортными средствами);
* семья специально подала недостоверные сведения (или скрыла информацию), которые повлияли или могли повлиять на предоставление социальной помощи и ее размер.
Каждый заявитель должен дать письменное согласие на проверку всех предоставленных им данных
-- Напомните, пожалуйста, куда следует обращаться за назначением государственной социальной помощи?
-- Нужно написать заявление в районное управление труда и социальной защиты (в народе -- собес). Это может сделать любой совершеннолетний член семьи. К заявлению следует приложить документ, удостоверяющий его личность (обычно таковым служит паспорт), справку о составе семьи и наличии земельного пая (если такой имеется).
Затем нужно заполнить декларацию о доходах и имуществе, в которой указывается, сколько получал каждый член семьи за последние полгода. Кроме того, в декларации указывается наличие земельного пая, подсобного хозяйства, а также описывается жилое помещение (квартира или дом), где проживает семья. Следует указать, владеет ли семья каким-либо транспортным средством (автомобилем, моторной лодкой, трактором).
И теперь самое главное: каждый заявитель должен дать письменное согласие на проверку всех предоставленных данных. То есть на то, чтобы социальный инспектор собирал сведения обо всех членах семьи, их доходах и имуществе.
После соответствующей проверки, то есть на основании доходов семьи и ее имущественного состояния, принимается решение о назначении помощи или об отказе в ее начислении. Такое решение должно быть вынесено не позже, чем через десять дней с момента обращения за помощью и предоставления всех требуемых документов.
Помощь назначается сроком на шесть месяцев, с первого дня месяца, в котором семья обратилась в органы социальной защиты и предоставила все необходимые документы. В дальнейшем органы социальной защиты могут продлить выплаты. Однако если семья без уважительных причин не прилагает усилия к поиску других источников финансирования (например, если социальный инспектор решит, что трудоспособный член семьи не пытается найти работу), размер выплат может быть уменьшен. В целом сумма помощи может сократиться до половины прежних выплат. Но не сразу -- ее размер будут сокращать на 10 процентов при каждом следующем обращении.
-- Помощь малообеспеченным семьям по «детскому» закону назначается на полгода. Когда закон вступит в силу, ее прекратят выплачивать тем, кому она уже была назначена?
-- Нет. Гражданам, получавшим помощь по «детскому» закону, будут выплачивать ее до окончания срока назначения. А в последующем помощь будут назначать уже по новому закону.