Факты

Возмущенные верующие регулярно срывают афишу скандальной выставки александра ройтбурда «распятый будда»

Александра ДЕНИСОВА «ФАКТЫ»

16.11.2001 0:00

Шокирующие картины известного художника с обилием гениталий и религиозных провокаций вызвали в Киеве бурю эмоций

Недавно с большой помпой в Музее культурного наследия (филиал Музея истории Киева) прошло открытие выставки знаменитого художника Александра Ройтбурда. Казалось бы: ну очередная выставка, ну шумиха, ну и что, собственно говоря. А ведь даже при беглом взгляде на картины становится понятным, что для организации такой выставки нужна гражданская смелость.

Если разобраться, к чему зовет эта живопись? Центральная тема, давая имя выставке: «Распятый Будда». Висит себе, прости Господи, Будда на кресте Спасителя, и вид у него достаточно тоскливый, вовсе не просветленный. Вот тебе сразу две конфессии обиделись. Примечательно, что картину художник написал незадолго до разрушения талибами статуй Будды. Таким образом, хоть буддисты и не приемлют страдания, однако этот акт вандализма не оставил их равнодушными. К тому же, как утверждают некоторые исследователи, иконографии Будды и Христа во многом схожи.

Иудаизм тоже не остался неохваченным: на картине «Хасид» изображен писающий мужчина с разверстым окровавленным сердцем и гениталиями, отпущенными в свободный полет. Руки при этом у мужчины парят, как у птицы, иллюстрируя, видимо, правило: в священные дни Нового года ни к чему не прикасаться. Для этого есть условная, третья рука, процесс контролирующая.

Вообще, обилие гениталий в полотнах Ройтбурда лишает их неприличного физиологического оттенка: гениталии (и мужские, и женские) возвышенны и одновременно обычны. Они -- как рука, нога или лицо. Нормальная часть тела, которая соскучилась по поэтизации. В богемной тусовке поползли нелепые слухи, что из-за большого количества изображенных половых органов некоторые из них даже замалевывали перед открытием. Но это уже эхо славы или шепот завистников.

Проект этот для Киева -- событие беспрецедентное. Во-первых, концептуальное искусство (а Ройтбурд -- ярчайший его представитель) рискуют экспонировать у нас только продвинутые и модные галереи. Но чтобы музей, в котором все, тщательно отобранное временем и экспертами, настолько шел в ногу со временем и модой! Такого опыта Украина еще не знала. Кстати, после выставки Энди Уорхолла это вторая крупная акция, которая проходит под патронатом Посольства США в Украине. С Америкой у Ройтбурда взаимная любовь. Излишне говорить, что на открытие пожаловали все видные представители дипкорпуса: для них концептуальная живопись -- искусство самое что ни на есть родное и понятное.

Ройтбурд, уроженец Одессы, два года назад переселившийся в Америку, -- яркая иллюстрация тезиса о пророке в свое отечестве. Пока тут чудил, его, кроме кучки эстетствующих граждан, никто не замечал, а уж когда за океаном признали, то и здесь заметили. Правда, несколько наших музеев еще проявили косность и ретроградство, боясь ответственности за провокационные сюжеты Ройтбурда. Зато Третьяковка еще в 1993 году приобрела некоторые полотна, есть они и в Нью-Йоркском музее современного искусства. Даже корпорация CNN купила для своей частной коллекции Ройтбурда. А стоят они, скажем, недешево даже по западным меркам -- минимальная цена полотна 4 тысячи долларов. Покупают его и отечественные коллекционеры. К примеру, Андрей Березняков, генеральный директор «Фармако», нашел бывшего соотечественника в Интернете и заинтересовался работами, что даже начал собирать коллекцию Ройтбурда. Так что и наш народ, пусть частично, для такого искусства созрел.

Хотя верующие наши (то ли им за Будду обидно, то ли за Спасителя, неизвестно), охваченные праведным гневом, регулярно срывают афишу с «Распятым Буддой» на ней. Просто по соседству находится православный храм. И проходить крестным ходом мимо подобного «безобразия», никак не реагируя, православные не могут. Афишу снова вешают работники музея, а крестный ход ее снова сметает. В знак протеста. Искусство должно вызывать сильные эмоции.