Бывшему бойцу полтавского «титана», сколотившему преступную группировку, шесть лет удавалось водить за нос своих коллег-милиционеров
Анна ВОЛКОВА «ФАКТЫ» (Полтава)
12.09.2001 0:00
Октябрьский районный суд Полтавы вынес приговор по громкому уголовному делу
Начиная с 1994 года, различные фирмы и организации буквально засыпали полтавскую милицию заявлениями о кражах с охраняемых объектов. Оперативники не раскрыли ни одного преступления по горячим следам. Милиция даже не догадывалась о том, что это работа их же коллеги.
Грабителям не повезло
Холодным январским утром здание региональной дирекции «Укрсоцбанка» в Октябрьском районе Полтавы оцепила милиция. По мнению специалистов, самодельное взрывное устройство с часовым механизмом, оставленное на заборе около здания банка, особой опасности для окружающих не представляло, и его взорвали на месте. А через несколько минут анонимное сообщение о заминировании филиала другого полтавского банка -- «Украина» -- должно было поступить в Ленинский райотдел милиции. Таким образом преступная группировка Григория Яворского, действовавшая продолжительное время в Полтаве, планировала отвлечь силовые структуры города и под шумок напасть на инкассаторов крупного магазина. Предположительный улов злоумышленников должен был составить около 20 тысяч гривен. Но грабителям тогда не повезло -- инкассацию перенесли на более позднее время.
За двадцать минут до закрытия в мелкооптовый магазин общества «Торговый Дом «Полагросервис», расположенный на территории Центрального колхозного рынка, зашли два молодых человека и сделали вид, что выбирают товар. Когда в зале остались только продавцы, а грузчик уже запер дверь изнутри, оба направились к кассе и одновременно достали пистолеты: «Это ограбление, складывайте деньги в сумку».
Все заняло не больше пяти минут. Еще пять минут находящимся в зале было приказано не выходить наружу. Но как только грабители с сумкой, в которую были вложены более 4600 гривен, ретировались, за ними в погоню бросилась самая смелая из продавцов -- Инна Шакун. «Я их вижу! -- кричала она, заглушая непрерывающуюся сирену сигнализации. -- Ловите воров!». Один из продавцов книжного киоска, расположенного неподалеку, схватил светловолосого грабителя за плечо, на котором висела сумка с деньгами. Чтобы не рисковать, тому пришлось сбросить «вещдок». Второго, с бородой, задержали тоже продавцы книг. Милиции оставалось только доставить его в райотдел. Через несколько часов организованная Григорием Яворским преступная группа, действовавшая в течение нескольких лет в Полтавской области, была задержана
От криминальной ответственности бывший «афганец» ушел, покончив с собой в камере предварительного заключения
Младший инспектор сопровождения отдельной роты милиции «Титан» управления Государственной службы охраны при УМВД в Полтавской области Григорий Яворский прослужил в органах правопорядка без малого десять лет. Если прочитать характеристику Григория, предоставленную в суд, то он был чуть ли не святым -- добросовестно относился к исполнению служебных обязанностей, вежлив со всеми, на критические замечания реагировал правильно, постоянно работал над собой
В состав преступной группы, сколоченной Григорием Яворским, входили разные люди -- фельдшер, повар-кондитер, раскройщик швейного объединения, водитель и даже страховой агент с двумя высшими образованиями. Последним к Яворскому примкнул бывший «афганец» Юрий Стоянов. Душа-парень, любящий и любимый муж и отец, он до поры до времени, казалось, преуспевал в жизни, даже пытался заняться собственным бизнесом и зарегистрировал фирму. Но бизнес не пошел, а кредиторы требовали вернуть занятые на покупку товара 27 тысяч гривен. Юрий бросился к родственникам, друзьям, знакомым, прося о помощи. Однако никто из них ему не помог. Только Григорий Яворский, о котором Юрий вспомнил в последний момент, дал надежду. «Тебе нужны деньги? У меня нет, но их можно элементарно заработать». Доведенный жизненными обстоятельствами до отчаяния, Стоянов согласился с предложением Григория.
Первое ограбление магазина, в котором участвовал Стоянов, прошло удачно. Награбленное разделили на пятерых -- по 800 с лишним гривен на брата. Пятым был наводчик -- продавец этого магазина.
«Жене, обнаружившей у меня деньги, сказал, что заработал на спортивных соревнованиях в Гадяче, -- писал позже в явке с повинной Юрий Стоянов. -- Семьсот гривен из этой суммы через два дня отдал одному из своих кредиторов».
32-летний Юрий Стоянов в камере предварительного заключения покончил жизнь самоубийством. Хотя многие из его знакомых сомневаются в том, что он сделал это добровольно.
Система охраны на многих предприятиях и фирмах «помогала» грабителям
Яворский, безусловно, был прирожденным лидером. Он умел подчинять себе других. Первым помощником главаря банды был его школьный друг Владимир Кривенко. Они встретились еще в 1992 году, и Григорий, охранявший тогда базу «Сельхозтехники», пригласил друга, а потом и кума на дежурство. Ему нужно было помочь перенести в безопасное место ящики с гвоздями, электроплитки, электрообогреватель и другие ценные вещи. Владимир предоставил для этого свой гараж. «Сельхозтехнику» Григорий не забывал даже после того, как в 1994 году его перевели на охрану завода газоразрядных ламп. На «дела» кумовья давно ходили вместе. Со склада завода тянули дефицитные лампы дневного освещения, из «Сельхозтехники» -- автомагнитолы, топливные насосы, скаты, распределители. Продавая товар, приобретали книги. Нет, не для личных библиотек -- Кривенко имел несколько торговых точек по продаже литературы. Товар реализовали через своего сообщника в Гадяче -- несостоявшегося фельдшера Николая Ильяшенко.
Система охраны на многих предприятиях и фирмах Полтавы (а Яворский знал это не понаслышке) способствовала кражам. Однажды Руслан Савченко пригласил Григория в магазин, где работал продавцом, чтобы тот лично убедился, что охрана здесь никуда не годится. Он провел товарища в подсобное помещение. Охранник, сидевший у телефона, даже головы не поднял от кроссворда. «Будем брать», -- решил Григорий.
Там, где напролом пройти было нельзя, проникали через крыши, вентиляционные люки, подкопы. Сторожа, которые должны ежечасно обходить охраняемые объекты, о кражах узнавали только утром. А милиции никак не удавалось идентифицировать обнаруженные на месте преступления отпечатки пальцев.
К началу 2000 года вместе с Яворским активно работало около десяти человек. Кроме газового оружия, у них было две радиостанции и два ножа. Но членов группировки объединяли не только грабежи, а и общее увлечение -- восточные единоборства. А Николай Ильяшенко был кумиром ребятишек Гадяча -- в свободное время от вел секции восточных и европейских единоборств. Он даже пытался организовать для посетителей секций летний отдых под Гадячем.
Октябрьский районный суд Полтавы приговорил Григория Яворского к восьми годам лишения свободы в ИТК строго режима. Его сообщники проведут там же по пять-шесть лет.
-- К сожалению, -- заметил председатель Октябрьского районного суда Полтавы Александр Ткаченко, -- на подходе к рассмотрению еще несколько дел, по которым проходят бывшие сотрудники милиции