Лев лещенко: «мы с винокуром хотели открыть ресторан «левчик-вовчик»
Владимир ГРОМОВ специально для «ФАКТОВ»
12.09.2001 0:00
В этом году «горец российской эстрады» отметил 30-летие творческой деятельности
Мать Левы Лещенко умерла в 1944 году, когда ему не исполнилось и двух лет, отец был по горло занят работой, и ребенок рос «сыном полка»: обед -- в солдатской столовой, днем -- занятия на стрельбище, вечером -- строем в кино. Четырехлетнему мальчику полагались и военная форма, и солдатские лыжи, по длине раза в три превосходившие рост Левы. Воспитанием мальчика занимался старшина Андрей Фисенко, адъютант отца -- Валерьяна Андреевича Лещенко. Когда мальчику исполнилось шесть лет, в их доме появилась Марина -- новая жена отца. Она оказалась женщиной душевной и доброй, да только на Леву у нее оставалось слишком мало времени -- вскоре у Марины родилась дочь, к тому же, она воспитывала двоих племянников.
Детские годы Льва Лещенко прошли в Сокольниках. Он пел в хоре Дома пионеров, посещал секцию плавания, кружок художественного слова и духовой оркестр. Потом, по настоянию хормейстера, бросил все и занялся пением всерьез
«Винокур часто звонит ко мне домой и говорит с моей женой моим же голосом»
-- Лев Валерьянович, вы сразу поступили в институт?
-- Актерский институт не спешил открывать мне свои двери. Несколько раз провалившись на экзаменах, я достиг призывного возраста -- деваться было некуда. Когда пришел в военкомат, сказал, что хочу быть моряком, но бороздить просторы океана так и не довелось, видимо, не судьба: вмешался отец. Папа, имея связи, позвонил кому нужно, и меня направили в Германию, в танковую часть. Правда, через год меня перевели в армейский ансамбль песни и пляски. Демобилизовавшись, я снова пришел в ГИТИС. Экзамены давно закончились, но профессора сжалились надо мной и согласились на прослушивание. «Парень хороший, но не музыкальный», -- вынесла приговор комиссия. А армейский фельетон, который я прочел в качестве драматического отрывка, вызвал шквал веселья. «Это же нужно умудриться выбрать такую бездарную вещь!» -- восхитился один из профессоров и принял меня за дремучесть.
-- А как вы считаете, талант -- от рождения или его можно развить?
-- Это природа плюс работа. Я с детства хотел стать певцом, но только лет в 27 я стал понимать, что это такое.
-- Вы дружите с Винокуром уже более 30 лет. Вместе учились, и со студенчеством у вас связано множество забавных историй. Часто разыгрываете друг друга. Не пробовали подсчитать, сколько было приколов за эти годы?
-- Ой, что вы! Раньше, когда были молодыми, постоянно подкалывали друг друга. Сейчас уже не то. Теперь Володю трудно разыграть. Если он не хочет говорить по телефону, поднимает трубку и отвечает женским голосом: «Алло!.. Кого? Нет, вы не туда попали,» -- и потом не берет трубку вообще. Я знаю его этот ход и как-то раз захотел подшутить над ним: звоню, и женским голосом хотел спросить «Можно Владимира Натановича?», а он поднимает трубку и, как всегда, тонким голоском: «Алло!» Тут я рассмеялся и признался, что хотел его разыграть.
-- А разыгрывать жен друг друга не пробовали?
-- Вы что? Его жену лучше не разыгрывать вообще: она очень строгая женщина. Не поддается на такие шутки.
-- А вашу супругу Владимир Натанович пытался «доставать»?
-- Он часто звонит и говорит с ней моим голосом, она пару минут не врубается, что-то начинает рассказывать, отвечает на вопросы Если Винокур у меня в гостях, поднимает трубку и отвечает моим голосом.
«За своей теперешней женой я ухаживал два года»
-- Правда, что со своей женой вы познакомились случайно?
-- Это было в 1976 году. Ирина приехала на каникулы в Сочи, где в это время я был на гастролях. Ей исполнилось 22, а мне тогда было уже 35. Случайная встреча в холле гостиницы произвела на нас обоих огромное впечатление. Пары минут хватило, чтобы, во-первых, безоглядно влюбиться, во-вторых, выяснить, что ей фамилия Лещенко ни о чем не говорит.
Ирина от советской эстрады, да и вообще от советской жизни была далека -- она выросла в семье дипломатов, детство провела в Германии, а юность -- в Будапеште, где училась в университете на факультете международных отношений. Показательное выступление темной сочинской ночью под мостом (для акустики) не убедило девушку, что ей сказочно повезло. «Орешь, как резаный», -- отреагировала она на посвященную ей арию. Самолюбие артиста было уязвлено, и он всерьез решил завоевать сердце Ирины, несмотря на то, что был женат -- прежняя семейная жизнь как-то не задалась: жена Алла тоже была артисткой, пела в ансамбле Утесова.
-- Выходит, ваш брак -- результат курортного романа?
-- Не совсем. Дело в том, что из Сочи Ира уехала, не попрощавшись и не оставив своего телефона. Но, как это обычно бывает, выручил лучший друг. Володя, тоже оказавшийся в Сочи, разыскал подругу, с которой отдыхала Ирина, и все у той выпытал Я начал осаду! Стал звонить каждый день ровно в девять вечера.
-- И как долго пришлось ухаживать?
-- Только через год ежедневных телефонных разговоров она поддалась уговорам и приехала в Москву. А еще через год мы поженились.
-- Жена не жалеет о несостоявшейся дипломатической карьере, ведь она училась в одном из престижнейших университетов в мире?
-- Я уверен, что за все годы нашей совместной жизни она ни на секунду не пожалела о своем решении оставить карьеру. У нас счастливый брак.
-- Лев Валерьянович, вас с легкость можно отнести не только к певцам, но и к юмористам, первое апреля для которых, можно сказать, профессиональный праздник. Расскажите какой-нибудь веселый случай, связанный с этим днем.
-- Был, случай, лет пять назад, но далеко не юмористический: у Володи угнали машину, и именно первого апреля. Он думал, что это чья-то шутка Тогда он еще ездил на «жигулях».
-- Машину нашли?
-- Нет, у него угнали уже две машины и обе бесследно, хотя мы и дружим с милицией. Кстати, именно с милицией связаны веселые истории. Как-то мы с Володей опаздывали на концерт. Ехали, естественно, на большой скорости. Я за рулем, он рядом. Нас останавливают ГАИшники. Я начинаю уговаривать: «Отпустите нас, мы на концерт опаздываем». И тут из-за моего плеча выглядывает Володька и говорит: «Брат! Ну, сказали же тебе, опаздываем на концерт». Автоинспектор расплылся в улыбке и стал кричать коллегам «Смотрите! Живой Винокур!», тут же вернул права и сказал: «Езжайте, конечно, только предупредите своего водителя, чтобы он ехал аккуратнее!»
«Обожаю японские рестораны, суши-бары»
-- Ваша любимая марка автомобиля?
-- Я постоянно уже, наверное, лет 10, езжу на «Мерседесе». Это качество и безопасность.
-- Лев Валерьянович, сейчас многие артисты, помимо шоу бизнеса, занимаются чем-нибудь еще. У вас не было желания открыть фирму, магазин или салон?
-- У нас была такая идея. Мы с Винокуром хотели открыть ресторан «Левчик-Вовчик». Думаю, он мог бы пользоваться грандиозным успехом. Но дело в том, что пока мы действующие артисты, у нас очень много работы. Я безумно занят, увы, на все не хватает времени, хотя клуб-ресторан, безусловно, замечательная вещь. Открыл ведь Арчил Гомиашвили «Золотого Остапа». В свое время это был очень неплохой ресторан. У Бубы Кикабидзе тоже есть свой -- «Не горюй».
-- Почему именно ресторан?
-- Ну, наверное, в первую очередь потому, что я гурман. Вы знаете, наверное, в наше время не очень скромно об этом говорить, но я действительно знаю рестораны, часто в них бываю и очень это дело люблю.
-- Кухни каких народов предпочитаете?
-- Очень люблю рыбу. Хотя, конечно, все зависит от настроения. Иногда хочется пойти поесть мяса по-аргентински. Иногда, наоборот, съесть что-то легкое, рыбное -- обожаю японские рестораны, суши-бары. Очень неплохая японская кухня, хотя сейчас она все меньше отвечает настоящим японским стандартам. Еще очень люблю итальянские рестораны.
-- Блюда из морепродуктов любите?
-- Обожаю большие королевские креветки в беконе Это просто супер! Очень люблю французский суп «Буйабес». К сожалению, в Москве его можно попробовать лишь в нескольких местах, но и там он далек от совершенства.
-- А как же домашняя кухня?
-- Я убежден: то, что готовит моя жена Ира, ни в одном ресторане не попробуешь. Бывает, сварит такой овощной суп, что никто не поверит, что он без мяса. Запекает всевозможную дичь. Очень здорово получается.
-- А сами вы готовите?
-- Нет. Правда, готовил один раз -- в гостях у Макаревича в программе «СМАК». «Курицу по-пекински». Буквально накануне моя жена с приятельницей-итальянкой рассказали мне, как ее готовить. Я взял с собой все ингредиенты и на глазах у изумленной публики -- зрителей и технической группы, которая снимала программу, -- приготовил это блюдо. Получилось сногсшибательно. Так что главное -- желание и продукты.
-- А как насчет фирменного блюда по собственному рецепту?
-- Знаете, единственное, что я готовлю очень здорово, -- это шашлык. Лучше меня его не делает никто. Причем сам хожу на рынок и отбираю мясо, обязательно филейную часть. Затем жена делает соус, а мое участие заключается в том, чтобы попробовать на вкус соль, количество специй. Но самое главное -- сделать хорошие угли. Раза три-четыре в год мы устраиваем такие пикники на природе -- с шашлыками, песнями, стрельбой. Очень здорово!
-- Быть всегда в хорошем состоянии -- значит держать отличную форму. Спортом с Винокуром вместе занимаетесь?
-- Нет, вот спортом занимаемся по отдельности. Я люблю играть в теннис, он обожает стрельбу из лука.
-- А общие увлечения есть?
-- Ездим отдыхать вместе.
-- Я знаю, что ваш загородный дом находится по соседству с домом Наташи Королевой, других звезд. Как отношения с соседями складываются?
-- Кроме Наташи, рядом с нами живут Варум с Агутиным, Володька Винокур, Маша Распутина. У Володи удивительный дар соединять всех и вся, он со всеми дружит, и это его идея -- собрать всех. Он сначала меня втравил в покупку дома, потом Наташку с Николаевым, Машу, парочку банкиров, еще кого-то. Что же до отношений, то они добрые, дружеские.