Газовые компании заставляют людей платить огромные деньги за несуществующие нарушения
В последнее время часто можно слышать нарекания на работу газоснабжающих компаний. Причем граждане сетуют не только на растущие тарифы, но и на необоснованные требования газовщиков рассчитываться с ними за услуги, которые не были заказаны, или вовсе за надуманные нарушения и несуществующие несоответствия. Случается, потребителей вынуждают расплачиваться за безалаберность и халатность самих газовщиков. Весьма показательную историю «ФАКТАМ» рассказал киевлянин Николай Старовойт, которому приходится за свой счет переделывать всю техническую документацию только из-за того, что работники газовой компании потеряли какие-то документы.
«Мне прямо сказали: проблему можно решить, только заказав новый проект»
— Свой частный дом я газифицировал еще в 1973 году, — говорит Николай Старовойт. — Был сделан проект, по которому установлены колонка, две плиты, котел АОГВ-120. В 1998 году произошла поломка котла. В ходе ремонта представители «Киевгаза» заявили, что колонка в ванной установлена неправильно и ее нужно перенести на кухню, а заодно демонтировать плиту, заменить котел и поставить счетчик Г-6. Уже тогда меня удивило требование о переносе колонки, но я спорить не стал и оплатил все работы по монтажу указанного газовщиками оборудования, в том числе нового котла и счетчика. В результате у меня в кухне установлены газовая колонка, котел АОГВ-20, одна плита. В доме счетчик Г-6. Я подписал акты о выполненных работах. У меня есть вся документация на это оборудование, сертификаты. На протяжении многих лет представители «Киевгаза» проводили проверки и никаких нарушений не находили. Проблемы начались в 2014 году.
Сначала мне стали жаловаться соседи, что газовщики вдруг находили какие-то нарушения, пугали расходами на их устранение и огромными штрафами. Потом предлагали «решить» вопрос за меньшие деньги, наличными, без составления лишних бумаг. И многие люди соглашались! Хотя сразу становилось понятно, что претензии надуманные, поскольку на протяжении десятилетий оборудование не менялось и с проверяющими проблем не возникало.
В декабре 2014 года и я получил письмо от главного инженера филиала эксплуатации газового хозяйства № 1 (ФЭГХ. — Авт.) «Киевгаза» Полищук
Я написал заявление, в котором подробно указал, какое оборудование, когда и кем было установлено. Приложил копии всех документов. Заявление сдал в канцелярию, его приняли и зарегистрировали. Больше никаких писем не получал, из газовой конторы никто не приходил и проверок не проводил. Я успокоился. Хотя соседи постоянно жаловались на поборы со стороны газовщиков. Но я был уверен, что у меня все законно, ведь имею на руках полный комплект документов.
Прошел почти год. В сентябре 2015-го явился слесарь из газовой конторы проводить регулярный осмотр. И вдруг он заявляет, мол, у вас установлено совсем не то оборудование, которое должно быть. Оказывается, в его ведомости указано, что в этом доме другой котел — АОГВ-80 (у меня его никогда не было), что газовую колонку давно демонтировали, а плита якобы должна быть двух-, а не четырехконфорочная.
— То есть, по их данным, у вас другое оборудование?
— Да! Я был в шоке! Как такое могло быть? Ведь многие годы инспекторы проводили проверки, никогда не было никаких претензий. По их ведомости выходило, что все газовое оборудование в доме установлено незаконно.
Естественно, я отправился в филиал эксплуатации газового хозяйства № 1 к главному инженеру Полищук
— В данной ситуации наиболее простым решением кажется новый проект…
— Да, именно к этому меня и подталкивали. Но сначала я все же попытался найти якобы потерянные газовщиками документы и отправился в монтажное управление, выполнявшее работы, на улицу Василенко, 5. Предъявил им записи: кто, когда и что делал, кто был ответственным, кто принимал. Попросил разыскать копии актов выполненных работ, однако мне сказали, что людей, работавших в 1998 году, уже нет, а все копии документов… уничтожены.
Я снова вернулся в ФЭГХ № 1, где мне уже прямым текстом сообщили: раз не могу найти те бумаги, которые они потеряли (возможно, спрятали или уничтожили), то проблему можно решить, только заказав новый проект. Таким образом я «узаконю» несоответствие указанного в ведомости и реально установленного оборудования.
Тогда я написал письмо в главный офис компании ПАТ «Киевгаз» — главному инженеру
— То есть теперь они зацепились за несоответствие площади помещения?
— Да. Но, во-первых, откуда они взяли 14 кубических метров, если у меня объем кухни — около 30 кубов? Что подтверждается планом дома. А во-вторых, у меня не было никаких изменений функциональности или мощности оборудования. Был только перенос колонки, по их инициативе, причем, как позже выяснилось, и этого можно было не делать, поскольку никаких норм я не нарушал.
Поразмыслив, решил: ладно, переделаем потерянную документацию. В ФЭГХ сказали, что это недорого, просто сделают эскиз. Я обратился в главный офис «Киевгаза»
Добился встречи с одним из руководителей «Киевгаза», объяснил ситуацию, показал документы. Он сказал обратиться к главному диспетчеру. Тот связался с районным отделением, где подтвердили потерю документов. Затем меня опять направили
Прошла неделя. Никто не приходит. Звоню в центральный офис. Там говорят, мол, проблему решим и без визита эксперта, только напишите заявление на заказ проекта. Я им поверил и написал. Приношу, а они снова: неправильно, дескать, в компьютерной базе значится, что в доме стоит котел АОГВ-80. А его отродясь не было. Но меня все же убедили, что это формальность, просто надо в заявлении написать ту информацию, которая у них в компьютере, а потом в проекте все исправят и укажут реально существующее оборудование. Я написал, заплатил более 500 гривен за технические условия для проекта, которых еще не видел.
Через несколько дней получил техзадание и обомлел… Согласно бумагам, я свой дом газифицирую чуть ли не с нуля! И опять в техзадании возникло требование замены счетчика менее мощным, а еще нужно менять котел, колонку и трубы переносить. Посчитал возможные расходы, связанные с покупкой и установкой нового оборудования, получилось 70—80 тысяч гривен! За что?! Зачем, если все есть, работает уже десятки лет и никаких проблем никогда не было?
В результате я в тупиковой ситуации. Кстати, в приватной беседе один из сотрудников районной газовой конторы мне прямо сказал: «Зря пошли по официальному пути узаконивания. Заплати вы нам сразу наличными, мы бы сделали вам эскиз, оформили нужные документы и вы не имели бы этой головной боли, да и деньги сэкономили бы».
Выходит, вся эта бюрократическая система, надуманные нарушения существуют только для того, чтобы вытягивать из кармана простого человека деньги. Я опросил многих соседей, знакомых — у них похожие проблемы, но они платят сразу, сколько им скажут.
«Закон не обязывает потребителя оформлять новую документацию в случае ее утери обслуживающим газовым предприятием»
Прокомментировать данный случай и ответить на вопросы, касающиеся прав и обязанностей обслуживающих газовых предприятий, «ФАКТЫ» попросили адвокатов компании Investment service Ukraine Андрея Ярмольского и Татьяну Костюк.
— В каких случаях потребитель обязан заказывать новую исполнительно-техническую документацию на газовое оборудование?
— Требовать ее оформления представители обслуживающего предприятия могут, только если проводится замена оборудования с изменением функционального назначения, мощности и системы дымоотвода, — говорит Андрей Ярмольский. — К примеру, вместо старого котла устанавливается оборудование, имеющее большую мощность. А при замене без изменений функционального назначения новая проектная документация не нужна, достаточно оформить эскиз и согласовать все с уполномоченным представителем газового предприятия. Для этого необходимо обратиться на предприятие со следующим пакетом документов:
- копия паспорта и идентификационного кода заявителя (владельца объекта газификации);
- копия правоустанавливающих документов на объект газификации (договор купли-продажи, дарения и так далее);
- копия техпаспорта на дом или квартиру, абонентская книжка;
- копии документов на устанавливаемое оборудование (паспорт оборудования с указанием технических характеристик, сертификаты качества, сертификаты соответствия на импортное оборудование; данные документы необходимо требовать у продавцов оборудования);
- акт о пригодности к эксплуатации дымовентиляционных каналов (при установке или замене газового котла или колонки). Выдается обслуживающим газовым предприятием.
Также в виде эскиза может оформляться проектная документация на монтаж дополнительных плит, бытовых счетчиков газа, переустановку газовых плит в одном помещении, где они уже размещены. В ситуации, когда расположение газового оборудования соответствует нормам, которые на сегодняшний день утратили силу, требования газовщиков о переносе оборудования и оформлении новой документации неправомерны. Обязанность оформить новую документацию возникнет только в случае, если вы решите осуществить замену такого оборудования.
— Должен ли владелец в случае утери обслуживающим газовым предприятием технической документации оформлять ее заново за свой счет?
— Действующее законодательство не возлагает на потребителя обязанность оформлять новые документы, если они потеряны предприятием. Более того, как раз оно и обязано хранить в архиве документацию о замене газового оборудования. Тем не менее после проведения работ потребителю следует убедиться, что в техническую документацию (если таковая имеется) внесены соответствующие изменения. Необходимо сохранять и другие бумаги, подтверждающие правомерность преобразований (договор о проведении работ, акт о приеме газового оборудования в эксплуатацию, акт выполненных работ, квитанция об оплате, согласование газового предприятия). Такой комплект документов является достаточным подтверждением правомерности ваших действий и защитит вас в дальнейшем от необоснованных претензий.
— Как бороться с незаконными требованиями обслуживающих газовых предприятий?
— В случае, когда вас заставляют менять оборудование, составлять новую проектно-техническую документацию и так далее, рекомендуем просить у представителей газового предприятия оформления письменного акта-претензии — с указанием должного обоснования требований, — рассказывает Татьяна Костюк. — Если в письменном акте откажут, то, скорее всего, устные требования были неправомерны.
Если вы полагаете, что предъявленные требования безосновательны, необходимо составить претензию в свободной форме, приложить к ней документы, подтверждающие вашу позицию, и отправить заказным письмом с описью вложения по адресу обслуживающего газового предприятия. В соответствии с пунктом 37 Правил предоставления населению услуг по газоснабжению, утвержденных постановлением Кабинета министров № 2246 от 9 декабря 1999 года, газовое предприятие обязано устранить нарушения, указанные в претензии, либо предоставить аргументированный отказ в течение пяти дней со дня получения претензии.
Контролируют соблюдение этих правил такие госорганы, как Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, Госпотребинспекция, Антимонопольный комитет Украины. Поэтому одним из способов защиты является также составление жалоб и обращений в территориальные подразделения данных госорганов. Если конфликт не урегулирован, свои права следует защищать в судебном порядке.
72006Читайте нас у Facebook