«автолюбители, часто попадающие в аварии, должны платить за страховку больше, тогда как внимательным и аккуратным водителям можно предоставить бонус»
О том, что у водителя есть полис так называемой автогражданки, должен подтвердить специальный знак в правом верхнем углу лобового стекла автомобиля. Однако, по словам автолюбителей, наличие стикера инспекторы еще не проверяют. Если полиса нет, предусмотрен штраф — около 17 гривен. Пока не известно, облегчит ли обязательное страхование жизнь водителям. Слишком много жалоб поступало на страховые компании — мол, в рекламе обещается много, а получить страховое возмещение крайне сложно.
«После оценки нанесенного ущерба в страховой компании обо мне как будто забыли»
- В марте 2006 года я попал в аварию, — рассказал «ФАКТАМ» киевлянин Олег Мухомор. — В мою машину, когда я стоял перед светофором, врезался маршрутный автобус «Черкассы- Киев». Я вызвал сотрудников ГАИ, подписал протокол. Выяснилось, что автобус застрахован в компании «Оранта». Чтобы получить у страховщика деньги за нанесенный ущерб, мне нужно было в течение трех дней представить на осмотр страховой компании автомобиль — для оценки нанесенных ему повреждений. В противном случае страховой полис на пострадавший при ДТП автомобиль не распространялся. Несмотря на полученную в аварии травму (ушиб шейных позвонков), машину на осмотр сотрудникам «Оранты» я представил. Однако после оценки ущерба обо мне как будто забыли.
В течение двух месяцев Олег Мухомор, обращаясь в «Оранту», требовал возмещения нанесенного ущерба, но безрезультатно. Тогда Олег Алексеевич подал иск в суд. Представители страховой компании на суде занизили первичную сумму выплат на ремонт автомобиля и не хотели компенсировать пострадавшему моральный ущерб. Больше года (!) Олегу Мухомору пришлось доказывать в суде свою правоту.
В июле 2007 года суд постановил: «Оранта» должна выплатить истцу почти 13 тысяч гривен. Однако выполнять решение суда страховая компания не спешила. Олег Мухомор обратился в исполнительную службу Печерского района г. Киева с просьбой о принудительном выполнении решения суда.
- Прихожу на прием к государственному исполнителю, который рассматривает мое заявление, спрашиваю: делается что-нибудь для исполнения решения суда? — продолжает Олег Мухомор. — А он говорит, что я мешаю ему работать. Я написал заявление с просьбой о наложении ареста на имущество «Оранты», и соответствующее решение было принято. После долгого ожидания и множественных жалоб в вышестоящие инстанции получаю ответ от управления юстиции Печерского района: по указанному «Орантой» в судебных документах адресу (улица Январского восстания, 34 в) офис компании отсутствует, принадлежащего ей имущества нет.
Хотя решение об аресте счета НАСК «Оранта» было принято, исполнительная служба не может списать с него сумму положенных мне выплат. Интересно, с каких же счетов оплачивается реклама «Оранты», которую мы ежедневно видим по телевизору и в СМИ. И почему исполнительная служба не спешит найти способ исполнить решение суда? Возникает вопрос: зачем водителей обязали страховать гражданскую ответственность, если получить страховые выплаты настолько проблематично даже по решению суда?
По словам автолюбителя, отремонтировать машину ему пришлось за свои деньги. И только почти через два года после страхового случая, сообщил Олег Мухомор, — 27 декабря 2007-го — «Оранта» перевела ему деньги с другого счета, не арестованного исполнительной службой.
«Советую обязательно застраховаться, но не доверять слишком заманчивым предложениям»
- Если ГАИ действительно начнет тотально проверять наличие у автовладельцев полисов страхования гражданской ответственности, назреет необходимость изменений как в страховом бизнесе, так и в культуре дорожного движения, — говорит президент ассоциации «Страховой бизнес» Игорь Яковенко. — Рынок страхования гражданской ответственности не такой уж прибыльный для компаний — придется освоить механизмы возмещения убытков. Например, выяснять: не была ли причиной аварии третья сторона? Ведь к ДТП может привести плохое покрытие дороги, ремонтные работы, отсутствие знаков, регулирующих движение транспорта.
Очень многое будет зависеть от работы органов автоинспекции. Раньше при аварии стороны могли уладить конфликт по обоюдному согласию, на месте — виновный расплачивался, и машины разъезжались. Теперь застрахованные водители стоят на месте, перекрывая движение транспорта и ожидая приезда ГАИ, что приводит к усугублению дорожных пробок.
В Европе в силу высокого доверия к страховому рынку ситуация на дорогах улучшилась — стало гораздо меньше заторов. Попавшие в ДТП водители в большинстве случаев сразу разъезжаются, обменявшись номерами полисов, и страховые компании разбираются между собой. У нас же, чтобы не возникали заторы, должна быть введена упрощенная система фиксирования происшествия.
Конкурирующие компании в прошлом году часто необоснованно снижали стоимость страховых полисов, вводились непродуманные рекламные акции. Надеюсь, в будущем страховщики будут внимательнее относиться к обещаниям, тарифам, скидкам и реально подсчитывать возможные убытки, если в офисе выстроится очередь за возмещением страховки.
В развитых странах для каждого водителя введен индивидуальный подход в страховании, что защищает страховую компанию от больших убытков. Автолюбители, часто попадающие в аварии, должны платить за страховку больше, тогда как внимательным и аккуратным водителям можно предоставить бонус. Советую обязательно застраховаться, но не доверять слишком заманчивым предложениям. Обращайте также больше внимания на репутацию страховой компании, а не на рекламу.
Как получить страховое возмещение при оформлении ДТП?
В случае аварии получить страховое возмещение хотят все стороны. Потерпевшему ущерб возместят, а виновник переложит материальную ответственность на страховую компанию. Но для этого нужно правильно оформить ДТП.
Сразу после аварии следует включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки. Если потребуется, вызвать «скорую» и оказать пострадавшим помощь. Сообщить о факте ДТП в отделение ГАИ. Ни в коем случае не перемещайте попавшие в аварию транспортные средства! Нелишне записать номера автомобилей и, по возможности, адреса, телефоны и фамилии участников и свидетелей происшествия.
Если у вас есть полис страхования гражданской ответственности, с места ДТП позвоните в страховую компанию и проконсультируйтесь у специалистов. Ни в коем случае не «выясняйте отношения». Не соглашайтесь на предложение виновника аварии компенсировать ущерб без оформления ДТП сотрудниками ГАИ, без проведения осмотра поврежденного автомобиля специалистами и подсчета расходов на ремонт. Уточните, застрахованы ли другие участники происшествия, запишите номера, серии, сроки действия их полисов. У прибывших сотрудников ГАИ выясните название подразделения, запишите их фамилии и номера нагрудных знаков.
Во время оформления ДТП, если необходимо, настаивайте на медицинском освидетельствовании участников. До его проведения не употребляйте алкоголь и лекарства на основе спирта. Все объяснения, касающиеся обстоятельств аварии, пишите собственноручно. Не давайте никаких письменных обязательств, не дождавшись результатов дознания и экспертизы.
После оформления происшествия в течение трех суток нужно предоставить в страховую компанию уведомление о страховом случае либо предоставить документы, подтверждающие уважительные причины задержки (болезнь, командировка). В компанию, где застрахован виновник аварии, необходимо подать заявление про выплату страхового возмещения, справку о ДТП, справку от органов охраны здоровья про временную потерю трудоспособности или инвалидность, наступившие вследствие происшествия, другие касающиеся страхового случая документы.
Ни в коем случае не начинайте ремонт поврежденного автомобиля без согласования со страховщиком! Компания должна в течение трех дней после получения заявления о выплате направить эксперта для подсчета убытков.
Помните, что предоставление недостоверной информации может привести к отказу от выплаты страховки.
Полезные советы автовладельцам
Для получения техпаспорта или прохождения техосмотра полис «автогражданки» можно приобрести только на этот период, что гораздо дешевле, чем заплатить за годовой полис;
l Начинающему водителю страховой полис гражданской ответственности целесообразно приобрести на полный год или на период активного использования автотранспорта — это позволит ему защитить свои интересы в случае ДТП.
В случае ДТП в действие вступает страховой полис виновника аварии — именно его страховая компания должна возмещать ущерб пострадавшим (полисы других участников ДТП в данном случае остаются неиспользованными).
Причины, по которым страховая компания может заставить своего клиента самостоятельно возмещать ущерб от ДТП:
водитель управлял автомобилем, будучи под воздействием алкоголя, наркотических или других одурманивающих веществ, уклонился от проведения в установленном порядке проверки, констатирующей их действие, или употреблял эти вещества сразу после ДТП;
ездил без права на управление транспортным средством соответствующей категории;
после ДТП самовольно покинул место происшествия;
причиной аварии стало несоответствие технического состояния и оборудования автомобиля действующим Правилам дорожного движения;
страхователь или виновник аварии не сообщил страховой компании о ДТП в течение трех дней после события или сразу же после него не обратился в ГАИ;
виновник причинил вред умышленно.
547Читайте нас у Facebook