ПОИСК
Україна

Если человек проработает на предприятии десять лет, то выходное пособие при его увольнении может составлять не одну зарплату, а три

0:00 11 листопада 2008
Інф. «ФАКТІВ»
Это предусмотрено в проекте Трудового кодекса, который парламентарии планируют принять до начала следующего года

Эпопея принятия Трудового кодекса длится в нашей стране уже семь лет. Все эти годы проект переписывали, согласовывали, обсуждали с работодателями, профсоюзами, правительством, международными организациями… Однако в нынешнем году этот процесс удалось вывести на финишную прямую: в мае депутаты утвердили проект в первом чтении, а нынешней осенью планировали принять в окончательном варианте. Но в дело вмешались политический кризис и… профсоюзы.

«Новый кодекс запрещает увольнять человека, когда он находится в командировке»

Как рассказала «ФАКТАМ» руководитель управления правовой работы аппарата Федерации профсоюзов Украины Зоя Васильева, в целом проект Трудового кодекса удовлетворяет защитников прав работников, хотя к нынешнему его варианту у них есть вполне конкретные претензии.

 — Нужно признать: с реформированием трудового законодательства мы и так опоздали лет на десять, — рассказывает Зоя Васильева.  — И если бы сейчас страна жила по новому Трудовому кодексу, а не по нынешнему КЗОТу, то и защита людей при массовых увольнениях была бы более эффективной.

 — Каким образом?

РЕКЛАМА

 — Дело в том, что в проекте кодекса четко оговорено: критерии массовых увольнений определяются в коллективном договоре. Усилена роль профсоюзов на такой случай. В частности, работодатель обязан провести консультации с первичной организацией, которая может и обязана дать свои рекомендации, как преодолеть экономические трудности предприятия без массового увольнения.

 — Даже не представляю, какие это могут быть рекомендации…

РЕКЛАМА

 — Любого экономического характера: сокращение приема новых сотрудников, ограничение сверхурочных работ, приостановление работы отдельных малоэффективных подразделений, введение режима неполного рабочего дня на срок не более шести месяцев или предоставление сотрудникам отпуска за свой счет либо частично оплачиваемого на срок не более двух месяцев, а также предоставление сотрудникам возможности обучения и переобучения и многое другое.

 — Но это и сейчас есть…

РЕКЛАМА

 — В действующем кодексе такой нормы нет. Частично данные вопросы регулируются законом о профсоюзах, а проект кодекса четко фиксирует обязанности работодателя при сокращении штата.

Кстати, там есть еще одна норма, которая касается размера выходного пособия. Предлагается увеличить его сумму в зависимости от стажа работы человека на данном предприятии.

 — Оно могло бы стать больше?

 — Конечно. Ведь нужно учитывать, сколько лет работник отдал фирме, учреждению. В проекте записано следующее: если человек проработал на предприятии менее пяти лет, выходное пособие выдается в размере среднемесячной заработной платы. Если от пяти до десяти лет — то уже в ее двукратном размере, а свыше десяти — в трехкратном.

Кроме того, новый кодекс запрещает увольнять работника, когда тот находится в командировке. А людям, которых освобождают от должности в связи с длительной (более четырех месяцев) болезнью или из-за нарушения правил приема на работу, проект предписывает выплатить выходное пособие.

 — Сейчас не платят?

 — Им — нет.

«Работники малого бизнеса могут быть ущемлены в своих трудовых правах, и защитить их будет некому»

 — Так почему же тогда профсоюзы выступают против этого проекта?

 — Трудовой кодекс — достаточно сложный и серьезный документ, который касается практически каждого человека: начиная с момента, когда он заключает первое трудовое соглашение, и до последнего дня, пока он находится на работе. Именно поэтому кодекс требует внимательного подхода. Многие заложенные в нем нормы мы только приветствуем, а с некоторыми категорически не согласны.

Дело в том, что ряд статей данного проекта сужает существующие трудовые права работающих людей, и нам впервые удалось консолидировать силы пяти крупных профсоюзных объединений национального уровня, чтобы не допустить этого. После всех обсуждений осталось четыре существенных замечания, без учета которых принимать кодекс нельзя.

 — Какие именно?

 — Прежде всего нас не устраивает то, что был несколько изменен порядок согласования с профсоюзами увольнения работников по инициативе работодателя.

 — Ну да, говорят, что можно будет увольнять без согласования с профсоюзами.

 — Это не совсем так. Хотя опасность есть. Сейчас при увольнении по инициативе работодателя он обязан согласовать свое решение с первичной организацией. В проекте же сказано: если профсоюз дал свои предложения о незаконности увольнения, работодатель может к ним прислушаться. А может и проигнорировать. Мы просим откорректировать соответствующую статью проекта.

Также в проекте кодекса есть отдельная глава, которая расширяет полномочия работодателей в сфере малого бизнеса, если количество наемных работников не превышает 20 человек.

Например, такие руководители смогут самостоятельно устанавливать режим работы (в том числе привлекать людей к работе в выходные дни и общенациональные праздники, устанавливать или не устанавливать перерывы, когда посчитают нужным, и так далее), решать вопросы оплаты труда (сколько раз в месяц выдавать зарплату) и предупреждать о сокращении не за два месяца, а за две недели.

 — Вроде бы так делают везде…

 — Нет. На остальных предприятиях все эти вопросы решаются по согласованию с профсоюзной организацией, которая может воспротивиться дискриминационным нормам. Работники малого бизнеса могут быть ущемлены в своих трудовых правах, и защитить их будет некому. Поэтому мы считаем, что отдельная глава «под малый бизнес» не нужна, тем более все вопросы о режиме дня, оплате и увольнениях урегулированы специальными главами кодекса и общие положения должны распространяться на все предприятия и всех работников…

Еще одна норма, против которой протестуют профсоюзы, это то, что первичную профсоюзную организацию лишили права предлагать уволить руководителя, нарушающего трудовое законодательство.

 — То есть?

 — Сейчас мы имеем право потребовать от собственника предприятия освободить от должности директора, который, например, вовремя не платит зарплату. И есть множество тому примеров: по нашим сведениям, в 2006 году так был уволен 51 руководитель, в 2007-м — 24. Есть активные организации, которые за год трижды поменяли директора. В проекте же такими полномочиями наделены только государственные инспектора труда.

Еще одна спорная норма — более лояльное отношение к ответственности руководителя, нарушившего трудовое законодательство. Проект предусматривает, что ответственность работодателя — дисциплинарная, административная, уголовная — наступает только в том случае, если работнику был нанесен моральный или материальный ущерб.

 — Выходит, оштрафовать директора, который неправомерно уволит человека, можно будет только в том случае, если работник докажет, что он понес материальные потери или ему была нанесена моральная травма?

 — Примерно так… Однако мы понимаем, что не существует закона, который мог бы решить все проблемы. И если кодекс с учетом наших замечаний примут, это уже будет шаг вперед. Тем более что его предлагают ввести в действие в 2010 году. Так что у нас будет еще время на корректировку этого документа. Но в то же время мы сможем работать с учетом всех тех преимуществ, которые в нем заложены.

 — А вот об этом можно рассказать поподробнее?

 — В частности, в проекте указано, что все спорные нормы трактуются только в пользу работника. Также есть статья, запрещающая выдвигать дискриминационные требования к кандидату при приеме на работу.

 — Какие?

 — Например, в отношении возраста и пола. Кроме того, если для должности не нужны специальные знания и опыт работы, то в требованиях не должно значиться «возраст до 25 лет» и «опыт работы не менее 5 лет».

Также проект предусматривает заключение трудового договора только в письменной форме. Причем и бессрочного.

 — Значит, срочных договоров — на год, на два — уже не будет?

 — Их можно будет заключать в четко оговоренных ситуациях, таких случаев всего одиннадцать. В частности, если специалиста принимают вместо временно неработающего сотрудника (пока тот болеет, занят в избирательных органах, находится в декретном отпуске и так далее). Срочный договор можно заключить на период выполнения человеком определенного объема работ или для работ, связанных с временным расширением производства или объема услуг…

 — Имеются в виду сезонные работы?

 — И они тоже. В общем проект установил исчерпывающий список случаев, когда можно заключать срочный трудовой договор.

«Общее отработанное за неделю время не должно превышать 40 часов»

 — Кстати, многие протестовали против того, что работодатели смогут устанавливать десятичасовой рабочий день.

 — Просто некоторые не совсем правильно поняли эту статью. Действительно работодатели смогут устанавливать десятичасовой рабочий день, но только по согласованию с первичной профсоюзной организацией и в пределах недельной нормы. То есть в проекте кодекса предусмотрена, как и сейчас, 40-часовая рабочая неделя. И работодатель может два дня попросить работников поработать десять часов, но потом два дня — по шесть часов. Или сделать один сокращенный день — четыре часа. То есть так, чтобы общее отработанное за неделю время не превышало 40 часов.

 — А если превысит?

 — Тогда это считается сверхурочным рабочим временем и оплачивается соответственно — не только, как сегодня, в двойном размере, но и в тройном. Кстати, в проекте четко указано: привлечение сотрудника к сверхурочным работам допускается только с его письменного согласия.

 — Сегодня его согласие не требуется?

 — Нет. Кроме того, проектом устанавливается, сколько раз в месяц и в каких пропорциях работодатель должен проводить оплату труда. Дело в том, что сегодня у нас регламентировано только то, что зарплата выдается два раза в месяц через промежуток времени не более 16 календарных дней. Но вот в каких размерах, определено не было. И работодатели могут в аванс выдать человеку 10 процентов его заработка, а в конце месяца — остальные 90 процентов. В проекте четко установлено, что оплата труда производится пропорционально отработанному времени. Отработал человек 16 дней — отдайте ему 16-го числа деньги за 16 дней.

И еще, согласно проекту, если работодатель задерживает зарплату, то работнику положена компенсация.

 — Какая?

 — В случае задержки на срок до 30 календарных дней — 10 процентов начисленной, но не выплаченной суммы, от 30 до 90 календарных дней — 50 процентов, а свыше — все 100 процентов.

Также проект регулирует оплату труда в случае, если рабочий день разделен на части. Например, если человек работает три часа утром и пять часов после обеда…

 — Как участковые врачи?

 — Хороший пример. Так вот, в проекте указано, что при разделении рабочего дня на части оплата труда увеличивается не менее чем на 20 процентов.

В целом в кодексе много полезных норм, и этот документ важен для любого человека. Ведь наша правовая безграмотность в трудовом законодательстве работает в первую очередь против нас самих.

588

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів