«ничего и ни у кого я не вымогал! Требовал лишь одолженные у меня деньги! « — объяснил бывший студент академии мвд, осужденный за вымогательство
Когда оперативники Калиновского райотдела УМВД Украины в Винницкой области задержали 23-летнего жителя села Глинск Игоря Подрезу по подозрению в вымогательстве, да еще с пистолетом(!), односельчане были очень удивлены. Ведь знали Игоря как тихого скромного юношу. Из-за врожденной близорукости он был инвалидом третьей группы по зрению. При этом многие из тех, кто, по версии следствия, проходили пострадавшими, были намного старше и физически крепче его. А значит, могли постоять за себя
Во время обыска ни одного предмета из длинного перечня бытовой техники, фигурирующего в деле, у подозреваемого не нашли
Тем временем калиновские правоохранители рапортовали журналистам местных СМИ о вымогателе из Глинска Игоре Подрезе. Дескать, злоумышленник зарвался. Работал по отлаженной схеме: одалживал деньги знакомым, те вовремя долги не возвращали, и тогда Игорь «ставил их на счетчик», угрожая большими процентами. Многих должников он принуждал оформлять кредиты на дорогостоящую бытовую технику, а потом все это добро отбирал. Бедолаги же вынуждены были сами расплачиваться с кредитами.
Один из пострадавших рассказал, как Игорь несколько дней возил его на такси по винницким магазинам и заставил взять в кредит цифровой фотоаппарат стоимостью 2,5 тысячи гривен, а также четыре мобильных телефона на сумму 7 тысяч гривен за не вовремя возвращенные ему 550 гривен долга! Еще один должник сетовал, что имел неосторожность проиграть вымогателю в карты десять бутылок коньяка «Закарпатский» общей стоимостью 350 гривен. Отдавать же пришлось 2 тысячи гривен, поскольку на одолженную сумму набежали проценты! Кредитор пригрозил: если должник не отдаст требуемую сумму, то он вместе с дружками вывезет его в затопленный водой карьер. Уже через несколько дней Подреза стал требовать с бывшего должника тысячу долларов. Угрожал он еще одному односельчанину, одолжившему у него 3 тысячи гривен на развитие бизнеса. Более того, дорогие мобильные телефоны Игорь Подреза принуждал покупать не только для себя, но и для одного из своих друзей. Всего же согласно материалам досудебного следствия в милицию обратились семь человек.
Против Подрезы и двух приятелей, помогавшим ему выбивать долги, было возбуждено уголовное дело за вымогательство, принуждение к выполнению гражданско-правовых обязательств с угрозой насилия, а также за незаконное завладение чужим паспортом.
Однако во время обыска в доме, где жил подозреваемый, и в кафе, где он работал барменом (кафе принадлежит отцу), а также у его друзей не было найдено ни одного предмета из фигурирующего в материалах следствия длинного перечня бытовой и видеотехники, которые он выбивал у должников. На приобретенные товары суду были предъявлены кредитные документы. А утверждения свидетелей о том, что Виктор Трай, один из проходивших по делу как пострадавший, периодически предлагал посетителям кафе купить у него то мобильные телефоны, то фотоаппарат, суд счел недостоверными. Ведь никого, кто приобрел бы у него эти товары, не нашли.
«Показания потерпевшего о том, что подозреваемый вымогал и запугивал своих жертв, не соответствуют действительности и обстоятельствам дела», — к такому выводу пришел суд. Из уголовного дела были исключены еще некоторые эпизоды, касающиеся вымогательства.
Избирая меру наказания, судья районного суда учел, что 23-летний Игорь Подреза впервые привлекался к уголовной ответственности и частично признал свою вину (в том, что одалживал не свои деньги, а родителей), положительно характеризовался по месту проживания и учебы, а также является инвалидом третьей группы. Приговором районного суда он был осужден на четыре года лишения свободы, однако на основании статьи 75 Уголовного кодекса Украины, которая предусматривает освобождение от отбывания наказания с испытательным сроком, он был освобожден от наказания с установлением испытательного срока в два года. Для обоих его сообщников, получивших по три года лишения свободы, судья счел возможным испытательный срок назначить покороче — в один год. Подреза вместе с адвокатом обратился в Апелляционный суд: он просил отменить приговор, заявляя, что никаких преступлений не совершал. А помощник районного прокурора, поддерживающий государственное обвинение в суде, наоборот, решил, что приговор мягкий, и просил отменить его в связи с несоответствием наказания тяжести совершенного преступления.
Коллегия судей Апелляционного суда Винницкой области постановила, что апелляция государственного обвинителя подлежит частичному удовлетворению, а вот осужденного — удовлетворению не подлежит. Таким образом приговор Калиновского районного суда был отменен — Игоря Подрезу осудили на 4,5 года лишения свободы. Подсудимый и его адвокат обратились в Верховный суд Украины с просьбой отменить приговор, считая его суровым. Но коллегия судей Верховного суда решила, что оснований для изменения приговора нет
«Почему у Игоря одалживали? Ведь у его отца и кафе, и магазин!»
«Игорь не виновен, и срок мотать ему не за что!» — в один голос заявляют бывшие должники Подрезы, они же пострадавшие в уголовном деле. Пятеро из них заявили о невиновности Подрезы и заверили это у нотариуса. Говорят, надеялись, что в Верховном суде их заявления рассмотрят, и все станет на свои места. Ведь честного и порядочного парня оклеветали под давлением сотрудников местного райотдела милиции.
- Да, было дело, я задолжал Игорю 200 гривен — на такую сумму взял в их магазине макароны, крупы и другие продукты, пообещав, что рассчитаюсь, как только у меня появятся деньги, — рассказывает житель села Глинск Сергей Захарчук. — Чтобы заработать, уехал в Киев, устроился на завод. Именно туда и приехал за мной наш участковый, уже бывший, и сообщил, что меня срочно хотят видеть в Калиновском РОВД. Целые сутки меня продержали в райотделе, велели написать заявление о том, что Игорь настаивал на немедленном возвращении долга и вымогал у меня сумму побольше. Говорили, что сам Игорь написал явку с повинной, в которой упомянул, что вымогал у меня деньги! Я отказался клеветать на невиновного человека, и тогда участковый пригрозил закрыть меня на 15 суток. В общем, закончилось тем, что милиционеры состряпали заявление от моего имени и вынудили меня его подписать. Еще и добавили, чтобы в суде я не чудил. Но в судебном заседании я говорил все, как было: что с Игорем рассчитался и что он никогда ничего у меня не вымогал!
- Мы с Игорем с детства дружим, выросли вместе, — удивляется Сергей Цветок. — Мне срочно нужно было заплатить 1600 гривен за учебу в университете, и он меня выручил. Еще и заметил: отдашь, мол, деньги, когда появятся! Не знаю, каким образом о моем долге узнали сотрудники милиции, но они заставили меня написать заявление, якобы Игорь выбивал у меня долг, угрожая расправиться Я испугался и написал.
- Почему у Подрезы одалживали? А кто ж еще выручил бы? Да ведь у его семьи и кафе, и магазин, в общем, деньги есть! — говорит частный предприниматель из Глинска Николай Наконечный. — Когда мне срочно понадобились 3 тысячи гривен, я пошел к Игорю. Мы договорились, что рассчитаюсь сахаром из будущего урожая. И действительно, отдал долг сахаром — вместе с Игорем его и продали. Не знаю, зачем сотрудникам милиции понадобилось искажать факты, но в райотделе я услышал, дескать, эти самые 3 тысячи гривен проиграл Игорю в карты! К сожалению, в суде мои показания почему-то не учли
- Никаких претензий к Подрезе не имел и не имею! — восклицает Александр Сташок. — Да, я одалживал у него деньги, но вернуть долг вовремя не смог, поэтому и предложил взятый в кредит телевизор «Тошиба». Он согласился. Эти показания я давал в районном суде, подчеркивая, что Игорь никогда ничего у меня не вымогал. А вот во время предварительного следствия оперативники Калиновского РОВД вынудили меня написать, что Игорь — вымогатель.
- А мне милиционеры приказали написать, что Игорь, угрожая пистолетом, пытался выбить у меня долг, — сетует брат Александра Игорь Сташок. — На самом деле я никогда не видел у него пистолет. Считаю, что осудили его незаконно
Полковник милиции, который два года назад был начальником Калиновского РОВД, а теперь занимает важную должность в областном управлении внутренних дел, отказался что-либо комментировать по этому поводу. Дескать, Верховный суд уже расставил все точки над «i», и добавить ему нечего. Тем временем родители и адвокат подсудимого готовят материалы в Европейский суд.
«Поняли, что приручить меня не удастся»
- Если сын что-то и требовал у должников, так только возврата долгов, а вымогательство ему приписали правоохранители! — утверждает Антонина Леонидовна, мама Игоря Подрезы. — Я считаю, что пострадал сын из-за меня, из-за моих попыток навести порядок в селе. Незадолго до возбуждения уголовного дела, в 2006 году, односельчане избрали меня председателем сельсовета, и я приступила к работе. Она была для меня новой — до этого была частным предпринимателем, у меня высшее экономическое образование.
Уже с первых дней пребывания в новой должности пришлось разбираться с задолженностью по энергоносителям. Среди должников оказался и местный сельскохозяйственный кооператив «Родина». Увы, его председатель — уважаемый в районе человек, депутат районного совета нескольких созывов, заслуженный работник сельского хозяйства Украины — погашать долги за отопление отказался. Из-за этого зимой котельная была отключена от теплоснабжения. Пострадали и сотрудники сельсовета, ведь мы работали в одном здании с конторой сельхозпредприятия. Нам пришлось переселиться. Вскоре снова попала в немилость, как только поинтересовалась, почему сельхозкооператив не платит подоходный налог с заработной платы сотрудников, ведь часть этих денег должны были быть направлены в сельский бюджет!
Впрочем, самое большое «открытие» касалось земли. Представьте, 96 гектаров земли в нашем Глинске были переданы в аренду на 49 лет частному фермерскому хозяйству, основателем которого является супруга руководителя сельхозпредприятия. Самая лучшая в селе земля была подарена фермерше решением райадминистрации, в то время как сессия сельсовета решила определить арендатора земли на условиях тендера. Многие сельчане, всю жизнь отработавшие в колхозе, а затем и в сельхозпредприятии, остались без земельных паев! В общем, в селе сложилась напряженная обстановка. Когда же мои оппоненты поняли, что приручить меня не удастся, посоветовали тихо уйти с работы Мы обращались и в районную, и в областную прокуратуру по вопросам, касающимся нарушений земельного законодательства. Ответа так и не дождались.
- Получается, жене указали, кто в селе хозяин. За ее честность и принципиальность мы расплатились свободой сына! — негодует Григорий Михайлович, отец Игоря Подрезы. — Страдают и другие люди. Против одного из наших барменов Владимира Полищука возбуждено уголовное дело по факту хулиганства. Это случилось после того, как он отказался свидетельствовать против Игоря. Еще одна женщина Людмила Кравчук судится за свой земельный участок, на который у нее оформлен государственный акт. А тут неизвестно откуда взялся поддельный договор аренды. Она вынуждена судиться только потому, что, возглавляя территориальную избирательную комиссию по выборам сельского головы, отказалась фальсифицировать подсчет голосов.
Пытались унизить и меня. Как-то сотрудники милиции, нагрянувшие в мое кафе с обыском, даже не удосужились уведомить меня об этом и, перевернув там все вверх дном, уехали. Беспределом считаю и конфискацию принадлежащего мне автомобиля ВАЗ, который я использовал в работе. Отбирая у нас автомобиль из-за того, что сын ездил на нем, якобы совершая преступления, следователь не предъявил нам никаких документов! Спустя несколько дней прокурор района вынес постановление о том, что в материалах уголовного дела отсутствуют достаточные основания для его конфискации, и постановил передать автомобиль владельцу. Я поспешил за машиной, но оказалось, что она не заводится! Вскоре машину конфисковали еще раз, но нам об этом даже не сообщили! По приговору суда арест с машины снят, только забрать ее домой мы не можем, ведь она в нерабочем состоянии
- Я считаю, что вина подсудимого в инкриминированных ему преступлениях не доказана, — заявляет адвокат Игоря Подрезы Александр Сытник. — Приговор базируется на показаниях потерпевших, которые на самом деле таковыми себя не считают! Нотариально заверенным заявлениям людей, которые сознаются, что фактически оклеветали обвиняемого, Верховный суд не дал оценку! Кроме того, в приговоре много предположений относительно вины обвиняемого, а ведь согласно законодательству, если таковые есть, их следует отнести в пользу обвиняемого. Да и, отменяя приговор в части назначенного судом первой инстанции наказания, Апелляционный суд не привел обстоятельств, которые не были бы учтены районным судом и которые могли бы быть признаны отягчающими. Именно поэтому приговор противоречит требованиям уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
- Мы рассматривали уголовное дело в рамках апелляции прокурора о пересмотре меры наказания подсудимому и апелляции самого осужденного, — рассказывает судья Апелляционного суда Винницкой области Лариса Лялина. — Судебного следствия не проводили, выслушивать потерпевших не было необходимости. Но, согласно приговору районного суда, пострадавшие давали одинаковые и последовательные показания относительно обстоятельств совершенных Подрезой и двумя его приятелями преступлений. И если даже теперь они отказываются от показаний, которые давали прежде, так ведь есть и другие доказательства вины осужденных. Имею в виду изъятые документы по взятой в кредит технике и мобильным телефонам. Могли ли потерпевшие, не имея стабильных заработков, брать в кредит дорогие телевизор, фотоаппарат, мобилки? К тому же в суде были рассмотрены не один, не два, а семь эпизодов преступной деятельности Подрезы!
Сам же Игорь утверждал, что никаких преступлений не совершал. В кассационной жалобе в Верховный суд он написал, что считает приговор Апелляционного суда суровым: суд не учел, что он учится на юриста — в то время он заканчивал Академию МВД, а также то, что имеет положительные характеристики и намерен жениться
В суде не упомянули о том, что осужденный мог пострадать из-за матери, председателя сельсовета, активно отстаивающей права односельчан. Это выходило за рамки обвинения.
431Читайте нас у Facebook