ПОИСК
Події

Правоохранительные органы по закону могут получать всю необходимую информацию о банковских счетах

0:00 13 листопада 2002
Інф. «ФАКТІВ»
Поэтому принятие закона об отмывании «грязных» денег существенно не отразится на состоянии тайны вкладов в стране

В последнее время одним из наиболее спорных документов, находящихся на рассмотрении в Верховной Раде, является проект закона о борьбе с отмыванием «грязных» денег. Многие опасаются, что после принятия этого закона будет нарушена банковская тайна, государство начнет отслеживать все покупки своих граждан и вмешиваться в их личную жизнь. Естественно, это приведет к ухудшению условий для предпринимательской деятельности и, соответственно, экономическому спаду.

Их оппоненты возражают, что, наоборот, нам предстоит испытать трудности в случае непринятия закона, так как Международная организация по борьбе с отмыванием «грязных» денег (FATF) вот-вот введет экономические санкции против Украины.

Подробнее рассказать о спорном законопроекте «ФАКТЫ» попросили одного из его авторов, первого заместителя председателя комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности Виктора Капустина.

«Банки, фондовые биржи и казино должны будут сообщать о подозрительных финансовых операциях»

-- Почему возникла необходимость принятия закона об отмывании «грязных» денег? Мы столько лет жили без него, а тут вдруг такая срочность.

РЕКЛАМА

-- Дело в том, что Украина еще в 1997 году присоединилась к Страсбургской конвенции по противодействию отмыванию денег, полученных преступным путем, которую подписали и ратифицировали практически все страны Европы. Верховная Рада эту конвенцию ратифицировала и тем самым взяла на себя обязательство привести украинское законодательство в данной сфере в соответствие с общепринятым. С этой целью был разработан законопроект о противодействии отмыванию «грязных» денег. Однако судьба документа оказалась непростой. Верховная Рада никак не могла его принять. И так продолжалось до тех пор, пока FATF не внесла Украину в «черный» список стран, которые недостаточно активно борются отмыванием денег.

В начале октября FATF приняла решение о применении санкций к Украине. Однако нам дали еще один шанс. Санкции вступят в силу только 15 декабря, и Верховная Рада может попытаться к этому времени принять необходимый закон и тем самым избежать их применения к нашей стране. Кстати, Украина остается чуть ли не единственным государством в Европе, не имеющим такого закона.

РЕКЛАМА

-- В конвенции, подписанной Украиной, говорится об отмывании денег, полученных преступным путем. Какие именно пути получения денег расцениваются как преступные?

-- «Грязными» считаются средства, полученные в результате совершения преступления. Таким образом, отмывание денег само по себе не является преступлением. Оно может быть лишь следствием какого-то другого преступления. То есть для того, чтобы подпасть под действие конвенции, человек сначала должен совершить некое правонарушение и заработать с его помощью деньги. А если он, проводя какие-то операции, попытается эти деньги легализовать, это и будет отмывание.

РЕКЛАМА

Наиболее распространенными преступлениями, связанными с отмыванием денег, являются торговля наркотиками, проституция, незаконная торговля оружием, мошенничество с финансовыми ресурсами.

В то же время под действие конвенции не подпадает отмывание денег, полученных в результате фискальных и политических преступлений. То есть страны-участники конвенции не обязаны помогать друг другу в поиске денег людей, которых обвиняют в укрывании налогов или преследуют по политическим мотивам.

-- Какими способами предполагается вести борьбу с отмыванием?

-- Законопроект предусматривает создание в Украине системы финансового мониторинга. Первичный мониторинг должны производить банки, фондовые биржи, казино и другие учреждения, имеющие дело с финансовыми потоками. Они обязаны сообщать о подозрительных операциях в специально созданный государственный орган финансового мониторинга. Там эту информацию будут обрабатывать и в обобщенном виде (без сведений о конкретных операциях) передавать правоохранительным органам для того, чтобы они перекрывали каналы отмывания денег.

-- Наибольшие споры вокруг закона вызывает само понятие «подозрительная операция». Если считать потенциальным преступником каждого, кто покупает что-либо на сумму свыше 10 тысяч евро, например автомобиль или квартиру, то это мало кому понравится. Ведь в Украине каждый год совершаются сотни тысяч подобных сделок.

-- Действительно, проект закона устанавливает, что подозрительными могут признаваться финансовые операции, сумма которых равна или превышает 50 тысяч евро при безналичных расчетах или 10 тысяч евро наличными. Однако если человек просто покупает дорогую вещь, это само по себе еще не является признаком подозрительности операции. И конечно, никто не станет заниматься всеми покупателями машин. Для того, чтобы операция была признана подозрительной, она не только должна превышать указанные выше суммы, но и обязательно иметь один или несколько признаков подозрительности.

-- Оговаривает ли закон, каковы именно эти признаки?

-- В законе есть большой перечень признаков подозрительности при операциях с наличными и безналичными деньгами, а также ценными бумагами и другими финансовыми инструментами.

«Нигде в Европе не хватают за руку людей, которые делают крупные покупки»

-- Большинство наших сограждан имеют дело в основном с наличными. Им наверняка интересно, какие операции с наличными будут считаться подозрительными.

-- Во-первых, эти операции, как мы уже говорили, должны превышать 10 тысяч евро, а во-вторых, соответствовать таким, например, признакам:

если на имя одного человека в течение года открывается несколько счетов на сумму менее 10 тысяч евро (но в общей сложности превышающих эту сумму), а потом деньги переводятся на один счет;

если человек открывает счет на имя другого лица и вносит на этот счет наличные;

если человек сдает в ломбард драгоценности на эту сумму;

если гражданин меняет мелкие купюры, особенно в иностранной валюте, на крупные;

если он переводит «наличку» за границу с требованием выдать деньги получателю тоже наличными и так далее.

(Размер газетной полосы не позволяет нам привести здесь все признаки подозрительности, занимающие в законе несколько листов. -- Авт. ).

-- То есть если человек просто пришел в автосалон купить машину, это не будет считаться подозрительной операцией?

-- Магазины не включены в перечень субъектов финансового мониторинга. Поэтому покупки в число подозрительных операций не войдут.

-- Но человек перед этим, возможно, снял деньги в банке…

-- Если в банке видят, что клиент в течение какого-то времени вкладывал на счет наличные, а затем, накопив определенную сумму, снял ее, то в такой операции ничего необычного нет. И никто, конечно, такого человека «мониторить» не станет. Да и нигде в Европе не хватают за руку людей, которые делают крупные покупки. Это было бы слишком сложно и вызвало бы много протестов. В Америке, правда, после терактов 11 сентября меры предосторожности существенно усилены. Там на человека могут обратить внимание, даже если он, например, пришел в банк небритым. Но нам такую бдительность проявлять не обязательно.

Вообще же, конечно, исчерпывающий, учитывающий все многообразие жизненных ситуаций список признаков подозрительности дать невозможно. Очень многое в законе дается на откуп здравому смыслу. Да и никакому банку не захочется прослыть самым старательным «мониторщиком».

Предположим, банк знает своего клиента многие годы и уверен в его благонадежности. Вряд ли он сразу бросится докладывать в орган мониторинга, если тому один раз понадобится провести операцию, которая формально соответствует критериям подозрительности. Кому охота терять клиентов?

Поэтому банки заинтересованы в том, чтобы сообщать в государственные органы только о действительно подозрительных случаях. Кстати, они и сейчас это делают. Например, известен случай, когда в банк пришел мужчина восточной наружности и принес в дипломате 800 тысяч долларов. Банк, конечно, сообщил об этом правоохранителям.

«Когда Путина спросили, что станет теперь в России с банковской тайной, он ответил: «А была ли она?»

-- Но все же в обществе есть опасения, что введение закона в действие отрицательно отразится на банковской тайне.

-- Знаете, когда год назад в России приняли аналогичный закон, по этому поводу проводили круглый стол. На нем Путина спросили, что станет теперь с банковской тайной. Он ответил вопросом на вопрос: «А была ли она?»

То же можно сказать и об Украине. Сегодня наши законы предоставляют налоговым и правоохранительным органам достаточно возможностей получать любую информацию по вкладам. Поэтому вряд ли стоит опасаться, что именно этот закон как-то отрицательно скажется на банковской тайне. Кстати, ни в России, ни в других странах, с принятием законов о борьбе с отмыванием «грязных» денег ничего существенно не изменилось.

Ведь речь не идет о создании специализированной силовой структуры, как это предлагалось в «жестком» варианте законопроекта. Не предполагается также возможность для органов финансового мониторинга проникать в базы данных Национального банка.

-- Почему минимальную величину подозрительных операций с наличными планируется установить на уровне именно 10 тысяч евро?

-- Такова рекомендация FATF. Это общепринятая величина, которая значится в законах практически всех стран. В Америке она равна 10 тысячам долларов.

-- А можно ли изменить эту сумму?

-- Увеличить ее нельзя, так как тогда закон не одобрит FATF и нам все равно не удастся избежать санкций. А уменьшить можно. Только зачем мы будем ставить наших граждан в более жесткие условия, чем другие страны? Поэтому лучше всего остановиться именно на этой сумме.

-- Главным аргументом за принятие закона является необходимость избежать санкций FATF. В чем суть этих санкций, так ли уж они страшны?

-- После вступления санкций в силу все расчеты, которые идут через территорию Украины будут считаться подозрительными. Следовательно, иностранные банки станут тщательно проверять их происхождение. Для этого там созданы специальные подразделения. Это приведет к тому, что деньги будут проходить с задержкой, следовательно, наши банки и предприятия начнут терпеть убытки. А иностранные банки, скорее всего, весьма охотно станут выполнять рекомендации FATF, поскольку это им будет даже выгодно: задержав деньги, они смогут некоторое время ими пользоваться и получать прибыль. А после проверки могут и вообще отказать в проведении операции.

Естественно, украинские банки постараются избежать этих проблем. Известно, что уже сегодня многие из них открывают корреспондентские счета в России, чтобы проводить расчеты через них. Таким образом, финансовые потоки будут выведены из страны. Кроме того, расчеты из-за этого станут дороже, так как услуги российских банков надо будет оплачивать. Это приведет к огромным убыткам для украинских предприятий.

О вступлении во Всемирную торговую организацию придется забыть, поскольку членом этого сообщества не может быть страна, которая не борется с отмыванием «грязных» денег.

461

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів