Последний российский император николай ii обладал самой большой в европе коллекцией автомобилей, но не мог запомнить название ни одной машины
На днях в Киеве открылась очередная выставка автомобилей SIA-2001, где активистами столичного клуба автолюбителей представлены новые отреставрированные автомобили прошлых лет. Есть среди них и авто начала века. Подобные модели известнейших мировых фирм послужили основой самого большого в Европе царского гаража, который появился 100 лет назад.
В первый раз император проехал в автомобиле всего несколько метров
Николай II интересовался многими техническими новинками. Он самозабвенно любил фотографировать, с удовольствием смотрел «синематограф», интересовался «беспроволочным телеграфом» -- радио. Однако увлечь автомобилями Его Величество было некому. И вот в апреле 1901 года министр императорского двора барон Владимир Фредерикс приобрел паровой экипаж французской фирмы «Серполе», а в мае попросил разрешения Его Величества на поездку на паровичке из Царского Села в Спалу на охоту. Самодержец дал «добро», будучи заинтригованным: в то время в России автомобиль был в диковинку даже для императора. Проехав половину пути, паромобиль, за которым в открытых экипажах следовал царь со своей многочисленной свитой, неожиданно застрял. Авто застопорило движение. Расстроенный Фредерикс с шофером на руках откатили паровик к обочине. Сам царь и его свита заразительно смеялись над незадачливыми «мотористами».
Фредерикс, сваливший всю вину на неумение шофера, выписал другого. Два последующих выезда прошли отлично. Окрыленный успехом барон решил впервые прокатить императора. В майское воскресенье машина была подана к царскому крыльцу. Отобедав, царь и барон-автолюбитель уселись в экипаж, и паровик, проехав несколько метров встал как вкопанный. Правда, царя и придворных это не расстроило, а наоборот -- очень даже повеселило. Однако Николай II заинтересовался автомобилями и завел о них беседу с бароном.
А по-настоящему приобщил царя к машинам князь Орлов, страстный автолюбитель, имевший свой автомобиль -- французский бензиновый «Делонэ-Бельвиль». Он управлял им сам и считал эту машину более надежной. Князь тоже предложил Их Величествам совершить несколько поездок, об одной из них сохранилась запись в дневнике Николая II: «В 3 часа отправились на моторе Орлова в Гатчину через Красное Село».
С этого момента почти ежедневные автомобильные прогулки заняли прочное место в жизни императора. Барон Фредерикс, сочтя, что наступил подходящий момент, спросил Николая II, не желает ли тот приобрести собственный автомобиль. И получил ответ: «Конечно, конечно Мы злоупотребляем любезностью Орлова, и это становится неделикатным. Закажите две или три машины. Поручите это дело Орлову. Он разбирается в автомобилях лучше всякого профессионала».
Российский самодержец обожал носиться по проселочным дорогам на большой скорости
Энергичный князь Орлов тут же закупил в Германии не два-три, а семь автомобилей «Мерседес-45» с 4-цилиндровым двигателем мощностью 45 лошадиных сил и цепной главной передачей. Машина, которая могла в то время стать эталоном надежности, была способна развивать скорость до 85 км/ч.
Уже через несколько месяцев Императорский гараж был обставлен шикарно: сначала появились десять автомобилей, потом еще двадцать. Затем была создана школа шоферов. Вскоре в Царском Селе отстроили большой гараж (здание сохранилось до наших дней, сейчас там -- Музей придворных экипажей). Часть машин разместилась здесь, часть -- в здании Конюшенного ведомства в Петербурге и небольшое количество -- в Петергофе. Кроме того, в Ливадии к весне 1911 года был готов гараж на 25 машин для нужд двора во время летнего пребывания в Крыму.
К 1908 году штат царскосельского гаража насчитывал 26 человек, а через пять лет разросся до восьмидесяти. Это были лучшие шоферы и специалисты Петербурга. А иностранцы, бывавшие в гостях у императора и общавшиеся с его шоферами, поговаривали, что таким мастерам своего дела позавидовали бы и в Европе. Им платили весьма приличные деньги и выдавали казенную форму. На пост технического директора Орлов пригласил из Франции толкового специалиста, 28-летнего Адольфа Кегресса, положив ему 4200 рублей годового жалованья -- сумму по тем временами немалую.
Поначалу князь Орлов лично управлял автомобилем Его Величества. Однако количество машин росло, забот у князя прибавлялось, и возить Николая II было доверено Кегрессу. Правда, в течение первого месяца Орлов из предосторожности ездил рядом с ним. Одни говорили, что князь боялся покушения на царя. По другой версии, Орлов очень сильно ревновал молодого подающего надежды шофера -- тот пришелся по душе царю, так как водил машину очень лихо и на большой скорости, что на петербургских дорогах требовало особого мастерства. Но быстрая езда очень нравилась императору.
Надо сказать, что самые мощные автомобили тех лет на хорошей дороге развивали скорость 120--130 км/ч. Кегресс же на российских ухабах великолепно управлял машиной при семидесяти пяти.
Императорский гараж вызывал зависть у многих европейских вельмож
Гараж императора с почти полусотней первоклассных машин являлся, выражаясь современным языком, самым крупным автотранспортным предприятием тогдашней России. Все его машины подразделялись на несколько разрядов. К высшему относились так называемые императорские -- очень дорогие и комфортабельные даже для того времени, когда автомобиль считался роскошью, доступной лишь по-настоящему богатым. Так, выпускавшийся в Петербурге «Руссо-Балт С 24-40» стоил 7500 рублей. Для сравнения: преподаватель гимназии получал в месяц сто рублей, квалифицированный автомеханик мог заработать до двухсот
Следующий разряд -- светские машины. Ими пользовались высшие придворные: в 1913 году в их распоряжении было 13 автомобилей, в 1917-м -- 19. Третий разряд был представлен грузовиками и автобусами, полевой кухней на автомобиле и тягачом с прицепами. И, наконец, существовали три машины дворцовой команды, или фельдъегерские. Короче говоря -- посыльные.
Кегресс приобретал лучшие автомобили американских и европейских фирм: в императорский разряд входили «Мерседес», «Роллс-Ройс», «Делонэ-Бельвиль», «Брасье», «Рено», «Пежо». Но не обделял вниманием и российские заводы. Например, в 1907 году купил «Лесснер-28/32» с кузовом работы петербургской фирмы «Брейтигаль», в 1913-м -- два «Руссо-Балта» моделей К 12-20 и С 24-40.
Две машины «Делонэ-Бельвиль» -- величественные четырехтонные автомобили с задним приводом, пользовавшиеся особым расположением Николая II, -- были заказаны в 1908 году. На них стоял 6-цилиндровый двигатель с рабочим объемом 11840 кубических сантиметров и мощностью 70 лошадиных сил. Он запускался от специального компрессора, и в случае отказа мотора автомобиль мог проехать несколько километров на запасе сжатого воздуха в баллонах. Для освещения служили три ацетиленовых фонаря, на смену которым пришли электрические. К февралю 1917 года в императорском гараже находились еще пять «Делонэ-Бельвиль» 1913 и 1914 годов выпуска (модель 45). Все машины этой марки оснащались очень комфортабельными по тем временам кузовами парижской фирмы «Кельнер» -- закрытым типа «лимузин» и открытым типа «дубль-фаэтон».
Под стать им были два «Роллс-Ройса» 1913 и 1916 годов с кузовами «лимузин». Их 6-цилиндровые двигатели развивали мощность 75 лошадиных сил. Кроме того, был и 6-цилиндровый «Рено» с двускатными задними колесами. Машину «Пежо-148» 1915 года выпуска предпочитала императрица, а для наследника купили крошечный «Пежо-Беби», который весил всего 350 килограммов. Для матери Николая II Марии Федоровны приобрели на Парижской автомобильной выставке в декабре 1913-го роскошную машину «Брасье». Она была оснащена 6-цилиндровым двигателем, электрическим освещением и кузовом типа «ландо-лимузин».
Стоимость всех автомобилей царского гаража по состоянию на 1917 год превышала один миллион рублей. (Чтобы представить себе значимость суммы, скажем, что капитал Русско-Балтийского вагонного завода оценивался в 9,6 млн. рублей). Но надо сказать, что при всей своей любви к машинам Николай II не мог запомнить марку практически ни одной машины. В его памяти откладывалось название только той, на которой он ехал в данный момент, и как только император пересаживался в другое авто, название предыдущего забывал.
После Октябрьской революции на императорском «Бельвиле» стали возить Ленина
После Февральской революции 37-летний Адольф Кегресс сдал все имущество царского гаража представителям Временного правительства и уехал с женой и тремя детьми на одном из императорских «Бельвилей» в Финляндию. Оттуда вернулся в родную Францию, где сотрудничал с фирмой «Ситроен» до самой своей смерти в начале 1943 года. А тот самый «Бельвиль», проданный Кегрессом в Стокгольме владельцу небольшой гостиницы за полцены, прослужил новому хозяину еще добрый десяток лет.
После Октябрьского переворота весь гараж Временного правительства перешел в руки новой власти. Заведовать им поручили солдату А. Крулеву. Немало шоферов, верой и правдой служивших в бывшем императорском гараже, стали работать на большевистских вождей. Так, шофер С. Гиль на закрепленной за ним со времен Николая II машине фирмы «Таркет-Мэри» 1916 года обслуживал В. Ленина.
Для своих официальных поездок вождь мирового пролетариата выбрал роскошный императорский «Бельвиль-SMT». 1 января 1918 года, когда Ленин возвращался с митинга в Михайловском манеже, этот автомобиль был обстрелян.
Когда новое правительство страны переехало в Москву, вслед за ним отправились и автомобили бывшего царского гаража. Они обслуживали Ленина, Сталина, Троцкого, Луначарского и других партийных лидеров. Постепенно эти машины вытеснялись из гаража ВЦИК более современными «Роллс-Ройсами», «Паккардами», «Линкольнами» и как старье списывались в металлолом. К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одного экземпляра.
641Читайте нас в Facebook