При возникновении чрезвычайных ситуаций в луганской области местное население бесплатно накормят в барах и ресторанах
Луганская область -- один из самых густонаселенных и промышленных регионов Украины. Здесь такое количество взрыво- и пожароопасных объектов, что местные жители смело могут утверждать: мы живем на пороховой бочке. Учитывая это, местные власти создали территориальную систему предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации.
«Если случится катастрофа -- это наша общая беда, и справляться с ней надо сообща»
-- У нас в области одних только предприятий, на которых хранятся емкости с ядовитыми сильнодействующими химическими веществами, насчитывается более сотни, -- говорит возглавивший новую систему начальник гражданской обороны области, председатель Луганской облгосадминистрации Александр Ефремов. -- Плюс еще около семи десятков шахт. Навсегда останется в памяти трагедия на шахте имени Баракова, когда погибли 82 горняка Так что безопасность людей -- для нас одна из приоритетных задач.
Основой схемы защиты населения является управление по чрезвычайным ситуациям Луганской облгосадминистрации. В октябре 1996 года было создано Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и защиты населения от последствий чернобыльской катастрофы. Это стало точкой отсчета для возрождения структур гражданской обороны.
Созданные на базе бывших штабов гражданской обороны, управления по чрезвычайным ситуациям призваны ликвидировать последствия, а главное -- предотвращать всевозможные аварии, катастрофы. При возникновении той или иной экстремальной ситуации эти управления станут координирующим центром для всех организаций, занятых ликвидацией последствий беды.
-- Если случилась катастрофа, это наша общая беда, и справляться с ней надо сообща, -- говорит начальник управления по чрезвычайным ситуациям Луганской облгосадминистрации Михаил Болотских. -- Однако до сей поры такие структуры, как милиция, служба безопасности, пожарные, горноспасатели, медики, коммунальные службы и ряд других, никоим образом не были связаны со штабами гражданской обороны. Необходимо было заново налаживать их взаимодействие.
И созданная благодаря главе областной госадминистрации территориальная система предупреждения и реагирования на чрезвычайные происшествия -- огромное в этом подспорье. К большому сожалению, последнее время с экстремальными ситуациями приходится сталкиваться все чаще: это и аварии на железной дороге (недавнее столкновение поездов -- тому подтверждение), и участившиеся порывы нефтепровода (последняя авария унесла несколько человеческих жизней). Не говоря уже о почти ежедневных разминированиях взрывоопасных предметов, оставшихся с времен Великой Отечественной войны.
А если к этому добавить сезонные неприятности, то работы управлению по чрезвычайным ситуациям хватает всегда. Зимой -- это гололед и снегопады, выход из строя из-за низких температур, ураганов и сильных ветров тепло-, водо- электроснабжения городов и районов.
Весной огромной проблемой для сельскохозяйственных районов становятся поздние морозы и град, -- в нынешнем году он уничтожил практически все посевы и разрушил хозяйственные постройки. Управление по чрезвычайным ситуациям выделило дополнительные средства на проведение повторных полевых работ в местных хозяйствах.
Последние лет пять для местных властей головной болью летом стали лесные пожары. И, по мнению специалистов, если бы они продолжались такими темпами, то через года четыре Луганская область вообще лишилась бы лесных насаждений -- «легких» Донбасса. Структуры, которые должны были совместными усилиями защищать эти «легкие», лишь выясняли между собой отношения: лесники обвиняли пожарных в нерасторопности, а те заявляли, что чуть ли не сами хранители леса занимаются поджогами, ибо им якобы выгодно продавать по бросовым ценам лес — горельник. Благодаря координации действия этих служб результаты не заставили себя ждать: за последние два года количество пожаров в лесу удалось снизить в пять раз!
«В огромных помещениях бомбоубежища изготавливали гробы и разливали фальшивую водку»
-- Много сложностей возникает в регионе в связи с закрытием угольных шахт. Начинается подтопление целых районов шахтными водами, из-под земли на поверхность пробивается газ метан, который тоже может стать причиной трагедий, -- продолжает Михаил Болотских. -- А ведь многие города Донбасса построены над подземными выработками, и что может случиться после закрытия шахт, никто предугадать не сможет. Недавний случай в Красном Луче служит тому подтверждением: на месте ствола заброшенной шахты перед зданием школы земля за одну ночь провалилась на глубину 60 метров.
В свое время в регионе существовал комплекс бомбоубежищ -- практически все местное население могло бы в случае необходимости уйти под землю. Но в каком состоянии сегодня находятся эти объекты, кто и как их использует, или, может быть, они давно разрушены, а оборудование разворовано? К примеру, нетрадиционно использовали защитные сооружения в Стаханове -- на знаменитой шахте «Центральная Ирмино», где в свое время совершил трудовой подвиг Алексей Стаханов. Здесь была большая кладовая, а под ней — бомбоубежище, о котором успели позабыть. Прослышав о таком соседстве, махинаторы арендовали кладовую, оборудовали тут цех по изготовлению гробов, а под землей -- в огромных помещениях бомбоубежища -- изготавливали фальшивую водку и коньяк. Милиции понадобился целый год, чтобы вычислить этих цеховиков.
Но такой пример нецелевого использования бомбоубежищ пока единственный. И это подтверждает проводимая сейчас в Луганской области -- впервые за все годы независимости Украины -- полная инвентаризация защитных объектов. Помимо этого, впервые за много лет управление по чрезвычайным ситуациям восстановило систему массового оповещения в области. И теперь время от времени в городах звучат сирены -- к счастью, учебные.
-- Должен признаться: буквально два года назад ничего не было -- ни техники оповещения, ни каких-либо запасов на случай чрезвычайных обстоятельств, -- говорит заместитель начальника управления по чрезвычайным ситуациям Луганской облгосадминистрации Александр Филатов. -- И за этот короткий период удалось подкопить резервы материально-технических средств и запасы продовольствия во всех городах и районах области.
Без трудностей, конечно, не обошлось. Дело в том, что общепита в старом понимании уже просто не существует, остались лишь частные бары и рестораны. Мы нашли выход и разработали схему, по которой эти бары и рестораны в случае экстремальной ситуации станут обычными точками общественного питания. А частные заправки обязаны заправлять специальную технику и машины, на которой должны будут эвакуироваться люди, необходимым количеством бензина.
Разумеется, все затраты владельцам ресторанов и заправок впоследствии компенсируются из бюджета. И тут нужно отдать должное областным властям, которые, несмотря на экономические трудности, регулярно направляют деньги в резервный фонд, и с финансами на эти цели у нас проблем практически не бывает.
Так что теперь можно с полной уверенностью утверждать: Луганская область готова справиться с любыми экстремальными обстоятельствами. Но пусть уж лучше возможности специалистов по чрезвычайным ситуациям так и останутся невостребованными, а сирены на улицах -- учебными.
«Facty i kommentarii «. 01-Ноябрь-2000. Жизнь.
3441Читайте нас в Facebook