«клубок горящей перекиси водорода полз по шлангу, и казалось, что вот-вот ракета взорвется »
Не так давно ушел из жизни второй космонавт Земли Герман Титов, который длительное время был заместителем начальника военно-космических сил СССР и являлся председателем многих госкомиссий по приему на вооружение ракет. По службе с ним часто приходилось сталкиваться Алексею Крыжко -- бывшему начальнику Байконура. Во время международной научно-практической конференции «Роль летчиков и космонавтов в исследовании и использовании воздушного и космического пространства на пороге ХХI века», которая проходила в поселке Новый Свет в санатории «Полет», с Алексеем Крыжко встретился корреспондент «Фактов».
-- О Байконуре граждане Советского Союза до его распада знали очень мало, -- вспоминает Алексей Крыжко. -- Что представлял собой в 1980-1990 годах знаменитый космодром? На значительном расстоянии вокруг небольшого городка Ленинск, в котором постоянно проживало около 100 тысяч человек и еще почти 40 тысяч командированных, располагались восемнадцать стартовых комплексов. Командовать такой махиной было непросто. Космонавты на Байконуре бывали часто. Нередко приезжал и Герман Степанович Титов. Это был очень скромный и обаятельный человек.
-- После кончины Титова стало известно, что он проводил собственное расследование обстоятельств гибели Гагарина. Вы не говорили с ним об этом?
-- Германа Степановича вызвать на откровенность было сложно. Он мог часами рассказывать о современной космонавтике, но о прошлом вспоминал неохотно. О Гагарине неизменно говорил с большим уважением. На космодроме до сих пор стоит домик, в котором Гагарин и Титов жили перед стартом. Оба космонавта за три дня до старта еще не знали, кто из них полетит первым. Сам Герман Степанович, по его словам, отдавал предпочтение Гагарину. Накануне старта Титов слегка приболел, что, вероятно, и склонило чашу весов в пользу Гагарина. А что касается его гибели Я думаю, если бы Титов что-то знал, он не стал бы молчать.
-- Об авариях на Байконуре раньше никогда не сообщалось, хотя известно, что они случались.
-- Самая ужасная произошла во время подготовки к запуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 в октябре 1960 года. Во время заправки из-за неисправности включился двигатель второй ступени. В результате мощнейшего взрыва погибло более 100 человек, в том числе главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения Митрофан Неделин и шесть ведущих специалистов КБ «Южное».
Нечто подобное едва не случилось незадолго до моего приезда на Байконур. Шла подготовка к запуску грузовой ракеты, которая должна была вывести на орбиту научно-исследовательский спутник. Специалисты подключили шланги и стали закачивать в ракету перекись водорода. Она от соприкосновения с любым жирным веществом органического происхождения воспламеняется. Неизвестно, то ли шланги, то ли насос плохо промыли, но перекись неожиданно загорелась. Клубок пламени по шлангу двигался к ракете. Аварийно-спасательная команда, недоумевая, наблюдала за этой картиной. И тогда один из специалистов подскочил к пожарному, выхватил у него из-за пояса топор и перерубил шланг. Опомнившись, пожарные залили пламя. Ракету удалось спасти. Но самое главное -- не допустили гибели людей. Профессионалы с первого взгляда понимают, какой корабль отправляется в космос -- грузовой или пилотируемый. Если нос ракеты напоминает шпиль с небольшими колокольчиками, то на борту есть люди.
Систему аварийного спасения космонавтов разработали после того, как случилось несколько неприятностей на старте. Спасательная кабина оборудована четырьмя двигателями, которые в случае неудачного запуска срабатывают и поднимают ее на высоту до 1,5 км. После этого выбрасывается парашют и космонавты благополучно приземляются. Во время запуска ракеты системой аварийного спасения управляют с командного пункта. Сначала систему многократно «обкатали» на Земле, затем сделали 10 пробных запусков, правда, вместо людей в ракете сидели манекены. И вот первый пуск с космонавтом на борту. Система аварийного спасения устроена так, что срабатывает только после одновременного нажатия специальных кнопок. Неожиданно включилась аварийная сигнализация. Командир боевого расчета, генерал по званию, тут же нажал на свою кнопку, а технический руководитель замешкался. Еще немного, и ракета взорвалась бы вместе с космонавтом, но генерал успел нажать и на вторую кнопку. Капсула умчалась в небо. Космонавт был спасен.
Одна серьезная авария произошла прямо на моих глазах. Мощная ракета, на борту которой находился спутник связи, поднялась на 70-80 метров и вспыхнула. Со стороны это было феерическое зрелище. Строго по оси подъема ракета опустилась вниз, прошила насквозь пусковое устройство, сложилась под собственным весом и взорвалась. Взрыв был такой силы, что пусковое устройство весом более 500 тонн поднялось в воздух и опустилось на свое место.
779Читайте нас в Facebook