После гибели круизного лайнера «михаил лермонтов» ходили слухи о спланированной диверсии
В истории Советского Союза 1986 год навсегда связан с чернобыльской трагедией и крушением парохода «Адмирал Нахимов». Однако мало кто помнит, что начало года было отмечено крушением еще одного советского круизного лайнера. Затонувший у берегов Новой Зеландии теплоход «Михаил Лермонтов» превосходил «Нахимов» по размерам, а по уровню технической оснащенности и комфортабельности опережал его на полстолетия.
В середине 80-х после реконструкции, оцененной в 11 тыс. фунтов стерлингов, теплоход «Михаил Лермонтов» вернулся в эксплуатацию и был зафрахтован английской туристической фирмой Charter Travel Co. Ltd (СТС) для европейских и кругосветных круизов. Благодаря удачной ценовой политике СТС и высокому уровню комфортабельности, на повышение которого в основном и была направлена реконструкция судна, «Михаил Лермонтов» не испытывал недостатка в пассажирах.
Теплоход «Михаил Лермонтов»
Владелец -- Балтийское морское пароходство. Порт приписки -- Ленинград. Построен в 1972 году в городе Висмар (ГДР). В 239 комфортабельных каютах, расположенных на пяти пассажирских палубах, соединенных лифтами, могли разместиться 550 пассажиров. К их услугам были пять баров, ресторан, кинотеатр, музыкальный салон с балконом и сценой для представлений и танцев, казино, бассейн, настольный и большой теннис, салон красоты, парикмахерские, магазины, библиотека, зимний сад.
К месту аварии «Лермонтов» шел на полном ходу
6 февраля 1986 года «Михаил Лермонтов» вышел из австралийского порта Сидней и отправился в круиз вокруг Новой Зеландии. На борту теплохода находились 408 пассажиров и 330 членов экипажа. Среди пассажиров были англичане, немцы, американцы, однако большую часть -- 327 человек -- составляли австралийские туристы, в основном пожилые люди. Посетив несколько портов Северного острова, 15 февраля теплоход прибыл в столицу Новой Зеландии -- Велингтон. Дальнейший маршрут лайнера пролегал вдоль живописных скалистых берегов Южного острова. Для того чтобы пассажиры могли любоваться красотами проливов в лучах восходящего солнца, капитан принял решение выйти из столичного порта ночью. Пройденный советским лайнером путь по каналу Тори из пролива Кука в пролив Королевы Шарлотты признан одним из самых красивых морских маршрутов в мире.
16 февраля в 8. 00 корабль вошел в порт Пиктон, расположенный в проливе Шарлотты.
Проход теплохода из Велингтона в Пиктон контролировал капитан Дон Джемисон -- начальник Марлборовской акватории и старший лоцман. Ему ассистировал капитан Нейл -- заместитель начальника. Круиз продолжался с этим же опытнейшим лоцманом, прекрасно знающим акваторию Новой Зеландии, который годом ранее провел здесь однотипный теплоход «Александр Пушкин».
В 15. 00 «Михаил Лермонтов» вышел из Пиктона и взял курс на западное побережье острова. Пройдя проливом, судно должно было обогнуть мыс Джексон.
16. 00 -- на вахту заступили старший штурман Сергей Степанищев, второй помощник капитана Сергей Гусев, рулевой и впередсмотрящий матрос. Шел небольшой дождь.
16. 15 -- заместитель начальника акватории покинул судно на лоцманском катере.
По предложению лоцмана теплоход увеличил скорость до 15 узлов (около 28 км/час). При этом он шел так близко к берегу пролива, что казалось, будто вытянутой рукой можно коснуться листьев на деревьях.
16. 30 -- капитан лайнера Владислав Воробьев покинул мостик для смены мокрой от дождя одежды, предупредив лоцмана, что вместо него остается старший штурман. При подходе к мысу Джексон лоцман неожиданно изменил оговоренный ранее курс и направил теплоход в узкий пролив между мысом и скалистой отмелью с расположенным на ней маяком. Старший штурман не отменил команду лоцмана, лишь спросив его: «Капитан, почему вы ведете нас так близко?» Второй помощник предупредил, что очень близко видит белые буруны. Лоцман Джемисон успокоил офицеров, сказав, что «воды в этом месте достаточно».
17. 38 -- «Михаил Лермонтов» правым бортом ударился о камни.
«В ожидании ужина пассажиры с интересом наблюдали в музыкальном салоне колоритные русские пляски, -- вспоминает бортпроводница теплохода «Михаил Лермонтов» Людмила Шатилова. -- Сильный толчок нарушил танец девушек в кокошниках, разбудил дремавших и удивил бодрствующих членов экипажа. Однако корабельная жизнь продолжала идти своим чередом еще около получаса, после чего была объявлена тревога и обслуживающий персонал собрали в столовой экипажа».
Веселые туристы фотографировали друг друга в оранжевых спасательных жилетах
«Михаил Лермонтов» столкнулся с рифом между мысом Джексона и скалой Уокер. Риф обозначен на морских картах и впервые был отмечен лейтенантом Джеймсом Куком. В правом борту судно получило 12-метровую пробоину, повредившую несколько водонепроницаемых отсеков. Старший штурман приказал остановить машины, а бледный как мел лоцман на вопрос капитана о том, что случилось, ответил лишь: «Не знаю».
Лоцман распорядился повернуть на 15 градусов влево, но капитан дал приказ поворачивать направо. Вода быстро прибывала в рефрижераторный отсек. При крене 10 градусов на правый борт были продуты балластные емкости правого борта, что на время остановило увеличение крена.
Через пять минут после столкновения, в 17. 43, капитан приказал закрыть водонепроницаемые клинкерные двери между отсеками. Проверив нижние палубы, пришли к выводу, что при заполнении водой всех поврежденных отсеков корабль утонет.
«Всем собравшимся в столовой экипажа первый помощник капитана сказал, что теплоход напоролся на рифы, -- вспоминает Людмила Шатилова, -- но причин для беспокойства нет, поскольку суда такого класса непотопляемы. На всякий случай он порекомендовал надеть спасательные жилеты и ждать дальнейших указаний, объявив также, что ужин задержится на час.
Обязанностью бортпроводниц в экстремальной ситуации был сбор пассажиров подшефных кают (у Люды их было восемь. -- Авт. ), контроль за надеванием спасательных жилетов и сопровождение их к месту эвакуации -- шлюпке или катеру, закрепленных за каждой группой пассажиров. Соответствующий инструктаж и учения проводились на судне в начале каждого рейса, поэтому, наверное, пассажиры долго не осознавали серьезности ситуации. Повсюду можно было увидеть веселые лица туристов, фотографирующих друг друга в экстравагантной амуниции -- оранжевых спасательных жилетах. Пассажирам не сообщали, что теплоход обречен. Чтобы они не видели затопленные водой нижние палубы, лестничные проемы срочно закрыли натянутым брезентом. »
18. 01 -- послан сигнал бедствия, который приняло радио Велингтона. Танкер «Тарихико», находившийся в 17 морских милях от места событий, поспешил на помощь.
18. 04 -- после правого поворота судно резко повернуло влево и вновь правым бортом ударилось о камни. Продолжая движение, «Лермонтов» медленно входил в залив Порт Гор.
18. 20 -- отмечено просачивание воды во вспомогательное машинное отделение через клинкетную дверь, отделяющую ее от заполненного рефрижераторного отсека. В эфир снова был передан сигнал бедствия. Несмотря на то что просьбы о помощи больше не повторялись, «Тарихико» продолжал двигаться к месту аварии. Его капитан Джон Ридман, руководствуясь неутешительными радиосводками, принял решение идти на помощь, за что позже был награжден медалью.
18. 40 -- судно сделало правый поворот и продолжало двигаться внутрь залива.
19. 00 -- вода начала поступать в помещение главного распределительного щита. Крен достиг 12 градусов. Капитан дал команду «полный вперед».
19. 05 -- судно сделало последний левый поворот.
19. 13 -- главный распределительный щит обесточился, насосы остановились, и двигатели автоматически отключились.
19. 20 -- с борта лайнера запросили готовность «Тарихико».
19. 32 -- экипаж покинул машинное отделение.
19. 41 -- терпящий бедствие теплоход увидели с «Тарихико» и сообщили радио Велингтона о необходимости помощи силами всех находящихся поблизости судов. «Михаил Лермонтов» находился в 1450 метрах от южной оконечности Порт Гор.
Тонущий корабль был освещен сигнальными ракетами
«Несмотря на все усилия экипажа, паники избежать не удалось, -- продолжает Людмила Шатилова. -- По мере того как крен на правый борт увеличивался, люди, находившиеся на теплоходе, стали осознавать, что «Лермонтов» тонет. У многих пожилых людей начали сдавать нервы. И без того непростой для них подъем к краю наклонной палубы с каждой минутой усложнялся увеличением крена и скользкими ручьями из-под непроизвольно мочившихся испуганных пассажиров.
Интересно, что накануне, после выхода из Велингтона, мне приснился странный сон, о котором я рассказала друзьям из экипажа. Снилось, будто я спускаюсь в лифте высокого одноподъездного дома, возвышающегося почему-то над водой. Шахта лифта наклоняется, пол скользит под ногами, я хватаюсь за поручень, чтобы не скатиться вниз, поручень отрывается от стенки
И вот тогда, в момент катастрофы, все было точь-в-точь, как в моем жутком сне: скользкая наклонная поверхность под ногами, плещущая в лестничном проеме вода и отрывающиеся от веса людей поручни, к которым привязывали облегчавшие продвижение по палубе веревки.
Стариков приходилось буквально толкать вверх к борту, где был закреплен трап. У ничего не понимавших от страха пожилых дам приходилось вырывать сумочки, чтобы освободить их руки для спуска по трапу. Жизнь была дороже тех ценностей, которые могли в них находиться, поэтому вслед летевшим на палубу и в воду ридикюлям никто даже не смотрел. Внизу, под трапом стоял спасательный катер. Надувные плоты, которые, как потом писали «Известия», «все были на воде и приняли часть пассажиров и экипажа», при попадании в воду почему-то не раскрывались
Из-за большого крена нижний конец трапа более чем на два метра возвышался над спасательным катером. Чтобы помочь спускавшимся сесть в катер, ребята из экипажа встали друг другу на плечи.
Пока мы занимались эвакуацией пассажиров, на страх не оставалось времени. По-настоящему страшно стало, когда у трапа остались несколько членов экипажа, а внутри накренившегося судна послышался сильный удар и шум прибывающей воды. Находившийся рядом моторист сказал, что сорвались с креплений двигатели. Попрощавшись с товарищами, я пережила мгновения, когда в голове проносится вся прожитая жизнь. Мне довелось еще раз испытать такое состояние много лет спустя во время просмотра кинофильма «Титаник».
На последний катер я спустилась вместе с еще одной бортпроводницей, мотористом, официантом, англичанкой-переводчицей и капитаном Владиславом Воробьевым. Пусть простят меня ребята за то, что уже не помню их имен. Нас приняли на борт новозеландского пассажирского парома «Арахура»».
19. 50 -- на воде видели несколько шлюпок, очевидно, пытавшихся доставить пассажиров к берегу.
19. 54 -- капитан запросил буксир для транспортировки судна (ближайший буксир был в пяти часах хода от места аварии) и информировал «Тарихико» о том, что не нуждается в его спасательных шлюпках.
20. 19 -- помощь все же была запрошена.
20. 59 -- танкер принял на борт около 100 пассажиров.
21. 35 -- после перехода из Пиктона к месту аварии подошел курсирующий через пролив Кука паром «Арахура».
22. 07 -- с парома заметили первую шлюпку.
22. 15 -- крен на правый борт составлял 40 градусов. В поле зрения появлялись все новые шлюпки. После остановки двигателей лайнер дрейфовал в заливе, пока не коснулся грунта в 155 метрах от берега, не дойдя полумили до выбранного места посадки на мель.
22. 40 -- «Михаил Лермонтов» затонул на глубине 33 метров с креном 85 градусов на правый борт.
22. 55 -- показались еще три шлюпки и плот. Всего на «Тарихико» было 356 человек с затонувшего судна. Среди спасенных не оказалось инженера рефрижераторных установок Павла Заглядимова, он погиб на своем рабочем месте, в отсеке, затопленном сразу после столкновения.
В спасении людей также принимали участие мелкие рыболовецкие суда, в большом количестве подошедшие к месту крушения.
«В сгустившихся сумерках тонущий корабль был освещен сигнальными ракетами, -- говорит Людмила Шатилова. -- В уходящем под воду темном безжизненном корпусе трудно было узнать красавец-лайнер. И уж совсем непонятно, какие огни видел редактор судовой газеты Серебряков, написав в «Известиях» о том, что «окутанный паром, блеснув последний раз огнями, «Михаил Лермонтов» скрылся под водой»?»
Новозеландские власти выплатили по иску 50 миллионов долларов США
«Экипаж доставили в Велингтон, где пару дней мы прожили в прекрасной гостинице, радуясь содержимому холодильников, -- продолжает бортпроводница, -- высматривали себя в выпусках теленовостей. До сих пор помню кадры подводных съемок, запечатлевшие огромные золотистые серп и молот на трубе теплохода в обрамлении солнечных лучей, пронизывающих толщу воды.
Видимо, устав рассказывать о том, что в целях снижения расходов и без того влетевшего в копеечку пароходства из холодильников брать ничего нельзя, начальство переселило часть экипажа в спортзал. Там мы спали на полу, застеленном гимнастическими матами, вплоть до перелета в Сингапур 21 февраля.
В Сингапуре нам впервые со дня крушения выдали деньги. За полученные доллары можно было купить лишь кассетный магнитофон Здесь мы пересели из «боинга» в прилетевший за экипажем аэробус Ил-86, который после перелета по маршруту Сингапур--Ханой--Калькутта-- Карачи--Ташкент--Ленинград приземлился в аэропорту Пулково. После океанического лета дома нас ждала русская зима с двадцатиградусным морозом и еще более холодная встреча. У трапа самолета стоял автобус, в котором всем прибывшим предложили одеться в теплые вещи. Транспорт, очевидно, пригнали из ближайшей тюрьмы, так как он был полон стеганых ватников, огромных валенок и шапок-ушанок, почему-то вызвавших из памяти образ зека- сибиряка. «Гуманитарной помощью» мало кто воспользовался, что очень удивило встречавших рейс старших офицеров. «А что же вы, девочки, раздетые? Вам же там одежду привезли!» Услышав в морозном феврале этот вопрос, я вспомнила прекрасное платье, купленное в Австралии к 8 Марта и оставшееся в каюте утонувшего теплохода».
Старшие офицеры и вахтенные моряки задержались в Новой Зеландии для участия в предварительном следствии. Картина произошедшего была ясна, а вина лоцмана, который вывел судно на рифы, и старшего штурмана, передоверившего управление судном лоцману, очевидна. Остались неясными лишь мотивы действий опытнейшего лоцмана, в связи с чем появились слухи о спланированном вредительстве с целью устранения конкурента с рынка туристических услуг. Потеря же современного лайнера, видимо, не волновала Балтийское морское пароходство, так как иска с его стороны не последовало, и судебное расследование по горячим следам проведено не было. Лишь осенью 1989 года, когда 151 пассажир с «Михаила Лермонтова» подал иск на Балтийское морское пароходство и фрахтователя судна -- фирму СТС, ответчики выставили встречный иск лоцману и Совету директоров Марлборовской акватории.
Балтийское пароходство признало косвенную вину, заключавшуюся в найме лоцмана, а новозеландские власти выплатили по иску 75 миллионов новозеландских долларов (около 50 млн. долларов США) за потерю судна и утраченную прибыль.
19 февраля 1986 года, когда члены экипажа, спасшие всех пассажиров «Михаила Лермонтова», жили на матах в спортзале Велингтона, в Кремле состоялся Пленум ЦК КПСС, посвященный открытию ХХVII съезда Компартии СССР. Трудящиеся всей страны рапортовали о своих успехах, газеты сообщали о выдающихся достижениях всего советского народа. Крушению у берегов Новой Зеландии была отведена крошечная площадь на последних страницах нескольких крупнейший советских газет. Эта информация не вписывалась в череду приветствий предстоящему коммунистическому форуму, как не вписывались в морозный Ленинград одетые по-летнему загоревшие моряки, как не вписывалась в отчеты судовых соглядатаев смерть инженера Павла Заглядимова Его еще несколько лет считали пропавшим без вести, видимо, из опасения пропустить случай нелегальной эмиграции. Семья же погибшего все это время не могла получить пенсию по утере кормильца.
P. S. Сегодня интернетовские страницы нескольких туристических фирм Новой Зеландии предлагают «увлекательное, захватывающее дух погружение с аквалангом на борт советского лайнера, покоящегося на дне живописного залива Порт Гор». Все необходимое оборудование и опытнейший лоцман, простите, инструктор -- к вашим услугам.
«Facty i kommentarii «. 22-Ноябрь-2000. Жизнь.
2337Читайте нас в Facebook