Индийский судья раджпал сингх, совершая кругосветное странствие на велосипеде, выяснил, чего не хватает землянам
Покинув дом в январе 1999-го, Радж, судья штата Раджастан, уже покорил дороги Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, Северной Америки и Европы. На прошлой неделе добрался до Киева. Случайные люди, с которыми он знакомился в пути, передавали его «по эстафете» своим знакомым в других городах и странах, подсказывая адреса. Поэтому в столице Украины странник тоже не оказался бездомным.
-- Во всех странах, где я побывал, люди одинаково добры к чужеземному гостю, даже добрее, чем к соотечественникам. И чиновники рады оказать содействие иностранцу, пока речь не заходит о визе, -- смеялся Радж, собираясь завтра отправиться на Кавказ. -- Меня не впустили в Польшу и Россию, сказали, что тревожатся за мою безопасность. Вот и лечу из Украины сразу в Грузию. Соседи наши, пакистанцы, отказали в визе, потому что Индия и Пакистан враждуют. Как и когда теперь попаду домой, не знаю. А ведь именно с пакистанцами я больше всего хотел поговорить о любви и дружбе.
-- А ведь могут и побить.
-- В Европе мне ни разу не сказали в церквях, где я искал ночлега: «Ты не белый, не христианин, уходи». Везде меня принимали щедро, разрешали говорить с паствой. Я встречал безразличных людей, злых -- нет. Поэтому для меня странно, почему в Украине, например, христиане готовы драться между собой из-за того, что ходят в разные церкви. И непонятно, почему мне нужно бояться своих соседей-пакистанцев.
-- О бывших советских республиках много говорят плохого
-- Напрасно. Ограбить и избить вас точно так же могут в Нью-Йорке, где угодно. Но если будешь добрым и внимательным к человеку, он наверняка не причинит тебе зла. В каждой стране я выучивал несколько слов, и людям нравилось, что я немножко знаю их язык. В Украине тоже выучил, например, вкусное слово «хлiб». Вот только стекла у вас на дорогах много. В Украине я уже трижды пробил камеру. Это не значит, что ваша страна плохая. У вас есть правильная пословица: «Хорошо там, где нас нет». Везде сейчас бедные становятся беднее, богатые -- богаче, люди не хотят делиться с ближним. Везде есть дети, которые никому не нужны, и женщины, которых обижают мужчины.
-- А Раджпал Сингх не обидится, если в других землях ненароком уязвят его чувства, подав на стол, например, говядину?
-- Мне проще: я вегетарианец. Да и зачем обижаться, не все ведь знают, что в Индии корова -- священное животное. Мне предлагали и водку, которую я не пью, но -- от души, потому что не знали. И никто не был в обиде, когда я объяснял, почему отказываюсь. Путешественник тоже не всегда знаком с обычаями чужой страны, поэтому всегда нужно быть готовым извиниться, улыбнуться.
-- Весь путь вы проделали в одиночестве?
-- В Азии и США со мной путешествовали моя жена и восьмилетняя дочь. О кругосветном странствии я мечтал со студенческих лет, женился на девушке, которая тоже хотела дружить со всем миром. Правда, до путешествия жена почти не умела ездить на велосипеде. Зато в горах Америки почти без остановок все время ехала впереди, мы с дочерью на тандеме -- следом. Затем жена вернулась в университет (она преподаватель), дочь в школу. Чем займусь я по возвращении на родину, еще не знаю.
-- Неужели на этакую кругосветку хватает доходов честного судьи?
-- Узнав о путешествии, задуманном мною и женой как миротворческая миссия, нам помогли правительства Индии и нашего штата. Впрочем, денег много не требовалось: в наши планы не входили отели. Где бы мы ни были, на заходе солнца всегда находились люди, которые приглашали на ужин и ночлег. Так они узнавали об Индии, о странах, где мы побывали, и становилось ясно, чего не хватает всем землянам: понимания того, что все вокруг -- не враги, не конкуренты, а такие же люди, которым просто не хватает дружбы.
251Читайте нас в Facebook