ПОИСК
Происшествия

После жарких споров о вреде курения участники международной дискуссии «расслаблялись»… В курилке

0:00 31 октября 2000
Владимир РУДЮК спецкор «ФАКТОВ» (Киев--Женева)
Однако крайне редко удавалось заметить с сигаретой представителей табачных компаний -- эти люди предпочитают не курить

О том, сколь мощная антиникотиновая кампания разворачивается ныне во всем мире, ежегодно теряющем около четырех миллионов курильщиков «убитыми» и расходующем свыше двухсот миллиардов долларов на лечение «раненых» никотином, наша газета писала не раз. Апогеем этой кампании может стать Конвенция по контролю за табаком, разработанная по инициативе Всемирной организации здравоохранения и ставшая предметом жарких дискуссий на женевских слушаниях. Если этот документ примут к исполнению (как ожидается, не позднее 2003 года), табачная реклама станет куда скромнее, сигареты можно будет купить только в специализированных магазинах, в Украине перестанет каждые четыре минуты умирать один курильщик, в Германии не будут хоронить их по триста человек в день… Но как не нарушить право человека на выбор -- курить ему или нет? Как не лишить средств к существованию миллионы колумбийцев, испокон веков выращивающих табак, кубинских женщин, свертывающих на своих бедрах легендарные сигары, или украинских рабочих, которые трудятся на табачных СП?

… Пока вы читали все это, на Земле от вызванных табаком болезней умерли пять человек. Четыре миллиона за год, 11 тысяч в день, семь в минуту. Больше, чем от СПИДа, железнодорожных, авиа- и автокатастроф, вместе взятых…

Табачная реклама в Европе исчезнет?

Одна из наиболее болезненных тем, обсуждавшихся в Женеве, -- право выбора курильщика. Представители табачной индустрии старались выглядеть гуманнее своих оппонентов, якобы выступающих за запрет табака: спокойными, хорошо поставленными голосами они говорили о том, что да, табак вреден, но человек имеет право курить, и если он хочет, ему нужно дать такую возможность, а запрещать -- нехорошо. Обессилев от двухчасовой дискуссии с непробиваемыми противниками, многие журналисты покидали зал и кучковались у входной двери. Оттуда тянуло сигаретным дымом…

Противники табачной индустрии требовали драться по-честному. Прежде всего, никто не призывает запретить курение -- хоть бы сдержать рост табачной эпидемии в мире. Курящих землян ныне -- 1,1 млрд. человек, каждый пятый. Если не ограничить продажу и рекламу сигарет, то через несколько лет, при современном размахе табачной пропаганды, курить будет около двух миллиардов жителей планеты. Раз уж табачные изделия рекламируются, то пусть при этом будет сказано: начавший курить в 12 лет едва ли доживет до тридцати здоровым и до пятидесяти вообще. Если табачные компании заявляют, что им не нужны деньги подростков, то зачем тинэйджерам раздают сигареты на улицах бесплатно, зная, как быстро дети привыкают к табаку? Почему компании отказываются давать рекламу своей продукции на телевидении хотя бы после 22 часов, когда малые дети ее уже наверняка не увидят?

РЕКЛАМА

Европарламент принял директиву, согласно которой с 2006 года всякая реклама сигарет в Европе должна быть запрещена, кроме как в специализированных журналах и внутри магазинов. Европейский суд пока что отклонил такое решение по просьбе Германии и Австрии, найдя лазейку в европейском законодательстве. Однако в семи странах (например, во Франции, Швеции, Бельгии) такой запрет уже действует, в пятнадцати не увидишь рекламу сигарет на телевидении. И к концу года, вероятно, Европейская комиссия предложит новый документ, направленный на тотальный запрет табачной рекламы в Старом Свете.

Впрочем, интересную мысль высказал представитель компании «Бритиш-Америкэн Тобакко»: а причем здесь мы, к чему споры о рекламе и подростковом курении, если курят родители, учителя и врачи-кардиологи? Чего стоят горы антиникотиновых прокламаций, если от доктора или достойного детского доверия папы несет табаком? Вот, мол, и воспитывайте взрослых не подавать дурной пример детям, а право на свободную рекламу табака в свободном обществе -- вынь да положь.

РЕКЛАМА

Кстати, подавляющее большинство представителей табачных компаний ни разу не были замечены с сигаретой в руке -- ни в курилке Международного центра конференций, где проходили слушания, ни на досуге в многочисленных женевских ресторанчиках. Чем-то это напомнило торговцев наркотиками, которые, продавая «кайф», сами воздерживаются от такого удовольствия, ибо знают о последствиях…

Курение -- признак неблагополучия

Проведенные в мире исследования показали: в последние 30--40 лет граждане, считающие себя обеспеченными и благополучными, все чаще отказываются от курения, хотя прежде сигара или сигарета являлись едва ли не атрибутами респектабельности. Например, в Норвегии процент курящих мужчин с высокими доходами упал с 75 процентов в 1955 году до чуть более 20% в настоящее время. Так что аргумент табачной рекламы -- мол, с сигаретой ты крутой -- уже давным-давно «липовый». В настоящее время курят преимущественно люди бедные, недовольные жизнью, граждане стран третьего мира.

РЕКЛАМА

С особой яростью развенчивали противники табака еще один рекламный миф -- о том, будто сигарета символизирует независимость. Речь шла не только о том, что на самом деле никотиновая зависимость, когда без затяжки уши вянут и ты готов отдать полцарства за бычок, очень сильна и ломает психику человека. Говорили о… государственной зависимости небогатых стран, куда транснациональные табачные компании сбрасывают большую часть продукции. Яркий пример привел представитель Нигерии: «Заграничные табачные компании спонсируют правительственные программы в моей стране, и если мы хотим что-то сделать по-своему, грозятся не дать денег». Поэтому, например, в Великобритании и Омане даже общественные организации отказываются принимать финансовую помощь от табачных компаний. В Украине же, где почти все табачные фабрики уже давно «ихние», продолжают ждать обещаных больших инвестиций. «При этом никто как будто не замечает, что табак нашим курильщикам предлагают не столь качественный, какой курят в Европе, что некоторые фабрики, где хозяева иностранцы, вот-вот закроются, как закрылась Львовская табачная фабрика, что Украина практически ничего не зарабатывает на экспорте собственных сигарет, а лишь закупает импортное сырье», -- говорит директор Украинского информационного центра по проблемам алкоголя и наркотиков Константин Красовский. Типичный подход к державе третьего мира. В приватной беседе представитель одной из крупнейших табачных компаний, улыбнувшись, сказал: «А какого еще отношения к себе ожидали вы -- там, где курят, как в бедной недоразвитой стране?»

Утешило то, что даже французская ассоциация по борьбе с курением просила денег у Всемирной организации здравоохранения -- на антиникотиновую пропаганду.

О бедном индейце замолвите слово…

Представитель Колумбии заявил, что проблему с курением придумали себе белые: «В нашей стране издревле курили только на религиозных мероприятиях». Но если примут антитабачную конвенцию и производство сигарет в мире сократится до минимума, чем будут заниматься индейцы, значительная часть которых живет на территориях, где можно выращивать только табак? Задав этот вопрос, колумбиец тут же вспомнил: «Впрочем, наши предки использовали табак еще и в медицинских целях… » По-своему решают проблему «табачные» фермеры в США: они отдают детей в науку, и те по окончании колледжей или университетов даже не думают возвращаться на плантации. Так через пару десятков лет безболезненно сократится число людей, занятых в производстве табака. Вывод: если конвенцию примут, то даже у колумбийского крестьянина еще достаточно времени, чтобы найти себе другое занятие.

Кстати, о занятиях. В такой небогатой державе как Бангладеш подсчитано: если бы тамошние курильщики потратили свои деньги не на импортный табак, а на другие местные товары, это привело бы к увеличению рабочих мест в стране на 18%. По сведениям Украинского центра по проблемам алкоголя и наркотиков, в сигаретах, продаваемых в Украине, табачок тоже почти на сто процентов импортный…

Хотя некоторые противники табачной индустрии, разгорячившись, призывали даже не спрашивать мнения оппонентов, а просто взять и запретить рекламу табака вместе с его повсеместной продажей, было видно: обе стороны готовы не обижать друг друга. «Если я курю в присутствии некурящего, я нарушаю его право на чистый воздух. Если некурящий запрещает мне курить вообще, он нарушает мое право выбора. Так давайте вести себя так, чтобы никто не ссорился!» -- подал пример взаимной терпимости новозеландский профессор права, отстаивающий интересы производителей табака. С ним согласились, напомнив, что нужно принять на всякий случай жесткие правила. Ведь, считая себя цивилизованным человеком, не станешь бить прилюдно наглого типа, которому захотелось покурить в «экологически чистом» кафе!

Единственное, в чем противники табака не пойдут ни на какие компромиссы, так это в борьбе с детским и подростковым курением. А ведь именно на молодняк рассчитаны сверкающие девушки Лаки Страйк на рекламных щитах и мужественные ковбои Мальборо. (Мало кто помнит, что первый из этих ковбоев, рекламирующих сигареты для настоящих мужчин, Вэйн Макларен, добросовестно курил и умер в возрасте 52 лет от рака легких. ) Правда, производители сигарет дипломатично увертывались: мол, что с нас спрашивать, мы сами против детского курения, виноваты продавцы, которые отпускают детям сигареты…

Все согласились и с тем, что курильщиков нужно предупреждать конкретнее и просить поласковее. «Когда мы просили школьников не курить слишком много, они не реагировали, только спрашивали: а что значит «много», -- рассказал представитель Японского общества по борьбе с табаком. -- Когда же наши врачи доказали, что одна сигарета в день для ребенка уже много, дети удивились и стали реже курить. » Английские врачи приглашают курящих пациентов и табачных магнатов понаблюдать за мучениями умирающих курильщиков, при этом мягко намекают: из двух больных умирает курящий, потому что его труднее вылечить. В школах Индонезии, где курит большинство старшеклассников, не стали запрещать это делать -- просто попросили: «Не курите, пожалуйста, хотя бы до двадцати лет». И на многих подействовало!

В Украине почти 80% граждан (в том числе курящие) за полнейший запрет табачной рекламы: большинство курильщиков говорят, что именно она мешает им расстаться с сигаретами. Видать, нашим людям по-прежнему проще подчиниться запрету, нежели проявить характер.

… Из разговоров в кулуарах стало понятным: примут конвенцию или нет, это будет зависеть от того, готово ли человечество отказаться от сомнительного удовольствия и вполне реальных многомиллиардных прибылей табачных компаний. Похоже, присутствовавшие на слушаниях сделали выбор в пользу собственных легких: в первый день две большие пепельницы в мужской уборной забросали окурками, к вечеру дня последнего там сиротливо вонял один…

628

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров