«вот к марту 2001-го наконец завершу свои исследования на месте гибели гагарина, и вы узнаете правду о его смерти», -- обещал герман титов
Неделю назад Германа Титова не стало. Согласно официальному заключению медэкспертизы, причиной смерти космонавта стала сердечная недостаточность. Совсем недавно, 9 сентября, он отметил свое 65-летие.
Герман Титов был другом и дублером Гагарина. Свой первый 25-часовой полет на космическом корабле «Восток-2» он совершил 6 августа 1961 года. После этого в течение многих лет Титов занимался испытанием советских самолетов. Выйдя в отставку в 1991 году, Герман Степанович был президентом международного центра «Космофлот», заместителем председателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса, президентом акционерного общества «Космос-Земля», членом комитета Госдумы РФ по обороне. Космонавт, инженер, летчик-испытатель, он всегда оставался очень скромным человеком и поистине выдающейся личностью.
Позавчера во время прощания с покойным летчик-космонавт Павел Попович вспоминал: выслушав во время недавнего юбилея поздравительные речи в свой адрес, Герман Степанович с грустной улыбкой сказал, что юбилеи, по существу, ничем не отличаются от похорон
Незадолго до смерти Герман Степанович дал интервью «ФАКТАМ», которое было посвящено юбилею высадки человека на Луну. Сегодня мы считаем уместным опубликовать его полностью.
«Идите к черту со своей космонавтикой!»
-- Герман Степанович, как вы оказались в отряде космонавтов?
-- В 1953 году пошел в армию и попал в школу летчиков, хотя самолет видел, только если он пролетал над деревней. Затем окончил военное училище летчиков в Новосибирске и был определен в полк. А когда специальная комиссия начала отбирать кандидатов в отряд космонавтов, взяли из всего полка одного меня. Вызвали однажды к командиру на разговор. В кабинете сидели какие-то полковники и наш врач. Меня усадили на стул, спрашивают: «Как ваше здоровье?» Я говорю: «Вот врач сидит, у него и спрашивайте».
-- «А как вы летаете?» -- «Да вот командир -- поинтересуйтесь». -- «Ну а на новых типах самолетов желали бы летать?» -- «Да кто ж из летчиков этого не хочет?» -- «А если придется на ракете или спутнике лететь, согласитесь?» -- вдруг спросил один из полковников. Я обещал подумать.
Потом отправился в отпуск. Когда вернулся -- полк расформировали, ребят отправили служить в Польшу и Германию, а меня -- в Москву на медкомиссию. Обидно было!.. Канитель с комиссиями тянулась не один месяц, и я не выдержал: летать надо, а я тут валяюсь на больничной койке! Пошел к лечащему врачу ругаться: «Идите к черту со своей космонавтикой -- отпустите к самолетам!» Теперь благодарен врачу Евгению Федоровичу за то, что он уговорами и хитростью удержал меня.
После прохождения всех комиссий выделили нам с женой комнатку в 11 квадратных метров в военном городке. Мы с Тамарой отправились покупать мебель, а вместо этого купили радиоприемник «Комета». Почему -- до сих пор не знаю. Видно, на меня уже действовали космические названия.
-- Кстати, ваша жена родом с Украины?
-- Да, из города Сватово Луганской области. Теперь улица, где она жила, называется «Имени Титова». Тамара в 50-х приехала поступать в медучилище под Ленинградом, но, поскольку не очень хорошо говорила по-русски (родным был украинский), ее не приняли. Тогда она поступила в кулинарный техникум и стала работать официанткой. Так мы и познакомились, а в 56-м поженились.
-- Жена не научила вас украинскому языку?
-- Первой фразой, которую я выучил, была надпись на доме культуры в Сватово: «Хай живе великий радянський народ, будiвник комунiзму». А потом Тамара научила меня украинским песням и стихам.
-- Когда официально был создан отряд космонавтов СССР?
-- 7 марта 1960 года нас -- 18 человек -- пригласил к себе главком ВВС. Провел беседу и вручил новые предписания. Ничего романтического, никаких заявлений типа «Хочу в космонавты». После этого чуть более года шла усиленная подготовка. Никто не знал, с какими перегрузками мы столкнемся и как себя поведет организм, поэтому готовили нас аж к 14-15-кратным перегрузкам. Для этого нужны здоровые сердце и сосуды. Курить нельзя было.
-- Вы курили?
-- Бросил во втором классе.
-- А когда же начали?!
-- Тогда же и начал. Когда отца забрали на фронт, я жил у деда в Алтайском крае. В мои обязанности входило резать деду табак-самосад. В это время все ребята в школе начали покуривать -- мох, листья Ну, я резал деду табак, а пару горстей -- себе в карман. Сразу в школе самым уважаемым человеком стал. Как-то пошли в лес и начали курить в себя -- чтобы дым шел обязательно из ноздрей. Я насосался до такой степени, что потерял сознание. После этого желание курить отпало на всю жизнь.
«Поспать на орбите -- это было одно из моих заданий»
-- Первые космонавты Земли знали, что их ждет в космосе?
-- Мы не знали ни этого, ни как поведет себя техника. Когда я полетел, была несовершенной связь. Пока летел над СССР, меня слышали и видели. А потом уже никто не знал, где я и что со мной. Кроме того, перед полетом меня предупредили, что, когда буду лететь над «вражеской» территорией, меня могут пытаться посадить. Поэтому до возвращения в нашу зону было приказано не откликаться ни на какие запросы. Чтобы перестраховаться, я на орбите вообще выключил приемник и уснул. Когда же проснулся, то уже более часа как летел над нашей территорией. Включаю приемник -- и слышу уже упавший от безнадежности, почти стонущий голос: «Орел, выйдите на связь. Где вы находитесь? Орел » Ну, я включился и объяснил, что поспал немножко.
Кстати, поспать на орбите -- это было одно из моих заданий. Поесть -- тоже. И то, и другое не приказывали -- просили попытаться это сделать. Ведь никто не знал, может ли человек есть и спать в невесомости. Спал я запросто, а вот еда Сок, паштет, протертые детские супы -- все это было в тюбиках, хлеб -- в упаковке «на один укус». Еще на Земле я говорил, что не люблю паштеты и супы. Но меня убедили, что «там» все будет вкусно. Скажу честно, еда мне так и не понравилась. Я отметил сильное желание в первые часы полета съесть что-нибудь кислое или солененькое. После этого в пайке космонавта появились запечатанные кусочки чищеной воблы и дольки лимонов.
«Над «Морским стартом» в СССР работали еще в начале 70-х»
-- Герман Степанович, советские люди были уверены, что СССР выиграл «лунную гонку», первым отправив туда луноход. А теперь поговаривают, что мы проиграли, ибо наших не было на Луне.
-- К моменту высадки на Луну американцы безнадежно отставали от нас в орбитальных полетах. Потом мы первыми создали автоматические аппараты, которые сели на Луне и взяли пробы грунта. После этого Джон Кеннеди признал, что Америка отстает от СССР, и заявил: ради сохранения престижа государства нужно первыми высадиться на Луне. Американцы бросили все силы на подготовку экспедиции. Когда и мы рванули в этом направлении, было уже поздно. Впрочем, пробы, которые привезли американцы, оказались идентичными тем, что доставили наши автоматы. Ничего нового.
Мы в космосе были первыми и кое-что планировали наугад. Когда в Союзе готовился полет на Луну, остро встал вопрос: она твердая или покрыта слоем пыли? Если грунт твердый -- нужен более жесткий посадочный модуль, а если мягкий -- необходим «парус», чтобы модуль не утонул в пыли. Но никто не знал, что такое лунная поверхность. Ученые долго спорили и не пришли ни к какому выводу. Тогда Сергей Королев, главный конструктор наших космических кораблей, говорит: «Давайте считать, что лунный грунт твердый. Если будем рассчитывать на мягкий и ошибемся, то аппарат разобьется. А если наоборот -- ничего страшного не произойдет». Кто-то из академиков спросил: «А кто поручится, что Луна твердая?» Тогда Королев взял лист бумаги, написал «Считать Луну твердой» -- и подписался. «Достаточно?» -- спросил он. Ученые успокоились.
-- Год назад американцы сбросили капсулу с прахом видного астрофизика Шумейкера на поверхность Луны. После этого кто-то предложил превратить станцию «Мир» в элитное кладбище.
-- Это, скорее всего, плод чьей-то фантазии. Без топлива «Мир» рано или поздно упадет на Землю. А вывести станцию за пределы Солнечной системы нереально.
-- Сейчас Украина, Россия и Америка работают над программой «Морской старт». Вы имеете непосредственное отношение к основной ее части -- ракете «Зенит»?..
-- Старты с экватора -- давняя идея. Еще в 1972 году мы начали работать над морским стартом. В то время стартовая площадка представлялась в виде большого корабля. Потом оказалось, что более экономичны и эффективны пуски с платформы. Что касается «Зенита», то это единственная ракета, которая была впервые создана в СССР только лишь для космоса. Все остальные переделывались из боевых ракет. По сей день во всем мире «Зенит» не имеет аналогов.
-- Президент Украины Леонид Кучма говорит, что это -- техника XXI века.
-- Леонид Данилович знает это не понаслышке. Когда разрабатывался «Зенит», он был первым заместителем генерального конструктора. Мы вместе работали еще в советские времена на Байконуре, когда проводились испытания ракеты -- я был председателем испытаний. Эта ракета показала себя как нельзя лучше. Ее запуск полностью автоматизирован, для предстартовой подготовки абсолютно не нужен человек. Она готова к старту всего-навсего через полтора часа после того, как ее установят на платформу. Кстати, в свое время за успешные испытания «Зенита» я получил Ленинскую премию.
-- А чем вы сейчас занимаетесь?
-- В конце 1991 года я ушел из армии в звании генерал-полковника и оставил должность первого заместителя командующего ВВС. Сейчас место моей работы -- Госдума. До недавнего времени работал в комиссии по новым технологиям, затем перешел в комитет по обороне.
-- Вижу, у вас значок не трехцветный, как у большинства российских парламентариев, а красный. Вы член КПРФ?
-- Нет, всего лишь состою в их фракции. Я был и остаюсь членом КПСС. Меня приняли специальным постановлением ЦК партии до истечения кандидатского стажа уже после полета в космос.
-- То есть вы слетали туда, не будучи коммунистом?
-- Да. В КБ Королева было не принципиально, партийный ты или нет. Главное, какой ты профессионал. В марте 1961 года я подал заявление о вступлении в партию, а когда приземлился и доложил о выполнении задания Никите Сергеевичу Хрущеву, он мне сказал, что я принят в члены КПСС. Ранее такой чести -- быть принятым в партию досрочно постановлением ЦК -- был удостоен только Чкалов.
К сожалению, второй раз в космос полететь не удалось. Поэтому после своего полета я занялся проблемой ракетопланов -- что-то вроде нынешнего «шаттла». С 1964 года, еще до американских «челноков» и «Бурана», мы разрабатывали многоразовый корабль «Спираль». Но эта работа не пошла -- военные не поняли ее перспективности. Потом умер Артем Микоян, погиб Гагарин, тема разкрылась. После гибели Гагарина мне уже официально запретили летать. Кстати, я работал в комиссии по расследованию гибели Гагарина. К марту 2001-го завершу свои исследования и расскажу всем правду о его гибели.
«Facty i kommentarii «. 27-Сентябрь-2000. Человек и общество.
635Читайте нас в Facebook