ПОИСК
Культура и искусство

Фестиваль современной украинской фонограммы прожил тринадцать безоблачных лет

0:00 4 февраля 2000
Тарас РАТУШНЫЙ специально для «ФАКТОВ»
Эволюции музыкального рынка посвящается

Фестиваль «Пiсенний вернiсаж» (Дворец «Украина», 24--30 января)

Эволюции музыкального рынка посвящается

Фестиваль «Пiсенний вернiсаж» корнями уходит именно в те благословенные времена, когда все фестивали были бюджетными, а звания народных и заслуженных раздавались в два раза реже. В те далекие времена нашего детства, когда у каждого было свое место в жизни, «Пiсенний вернiсаж» был механизмом чествования исключительно авторов представленных песен, то есть композиторов и поэтов. Но и на старуху бывает проруха. Как вспоминают живые свидетели тех времен, однажды ни с того ни с сего был награжден кто-то из исполнителей. Ну, надо было именно его наградить. Так или иначе, с тех пор номинация «лучший исполнитель» уже не покидала фестивальной концепции.

Между тем в истории украинской эстрады как раз намечался глобальный кризис. Изо всех щелей с угрожающей настырностью лезло «коммерческое» искусство, а бесконечное клонирование близких по духу «Шлягеров», «Песен года» и прочих «М-Обсерваторий» стало угрозой целостности концепции отечественной эстрады. В этот нелегкий момент люди, стоявшие у руля «Пiсенного вернiсажу», первыми сказали решительно: «Нет беспределу на концертных подмостках!». И вот, именно «ПВ» первым заявляет о новшестве, доселе не виданном на рынке, -- четком тарифе за участие в фестивале. Престижность распродажи эфирного времени и сценического пространства налицо: главная сцена страны, жюри из уважаемых людей, телеверсия не где-нибудь, а на Первом национальном. И всего за 100 условных единиц с конкурсанта (с тех пор в ценовой политике мало что поменялось, разве что вместе с курсом гривни упала цена). Этот ход, помнится, вызвал град ехидных замечаний со стороны журналистов и … несказанное облегчение со стороны соискателей вышеперечисленных красот и удобств -- заплати и пой себе на здоровье. Таким образом, на «Вернiсаж» отныне мог попасть каждый, что не могло не отразиться, конечно, на уровне фестиваля. Правда, определение победителей и лауреатов по-прежнему оставалось на совести жюри, и это несколько настораживало. Но и молодые дарования, и их продюсеры прекрасно понимали: так надо. Для формы. Ведь иначе получится не фестиваль, а аукцион какой-то.

А композиторам, поэтам и особенно молодым исполнителям так хотелось настоящего фестиваля. Такого, как «Славянский базар» или на худой конец «Сопот». Со сценой Дворца «Украина», с Президентом, вручающим «Гран-при», и самим Тарасом Петриненко во главе жюри. Ну и ничего, что конкурсанты выступают под «плюсовую» фонограмму. Для некоторых конкурсантов -- это вообще единственная возможность выглядеть прилично, да и композиторская психика здоровее будет. Итак, жюри не против, да и сами мэтры живым пением себя не обременяют. И вообще, существует такое понятие, как традиция. Шутка ли, фестивалю тринадцать лет…

РЕКЛАМА

«Наверное, стоит петь «под плюс», дочка, — приходит к логичному выводу мама конкурсантки уже на второй день «Вернiсажа», — все вокруг говорят, что так лучше будет. И вообще, кто в прошлом году пел «под минус», не прошли даже во второй тур… »

У наученных прошлогодним опытом эта тема даже не обсуждается. «Какой «минус»? У меня же балет! А в зале телевидение… » Красные огоньки телекамер не гаснут в глубине зала в течение ВСЕЙ конкурсной программы, традиционно мешая исполнителю, хотя понятно, что для создания телеверсии хватило бы финальных выступлений или гала-концерта. Балет -- еще одна спасительная «отмазка», оправдывающая «фанеру» -- вообще нонсенс на КОНКУРСЕ эстрадной ПЕСНИ, где молодые, по идее, должны соревноваться в искусстве пения, а не в искусстве красиво танцевать под музыку. Впрочем, к этим парадоксам на фестивале уже привыкли, и на них обращают внимание только люди случайные, не знающие, так сказать, фестивальных традиций и неспособные видеть светлые стороны «Пiсенного вернiсажа».

РЕКЛАМА

Так вот, о светлом. По сравнению с прошлыми годами, откровенно плохой «фанеры» на фестивале не было. То, что представлялось конкурсантами, преимущественно радовало ухо обывателя, заплатившего деньги за места в партере. Приемлемое качество «фанеры» говорит, прежде всего, о профессиональном росте провинциальных студий, откуда в последнее время стартует большинство эстрадного молодняка. К чести соискателей титула лучшего композитора, из аранжировок постепенно исчезают типично свадебные «дыц-дыц», да и убогих допотопных инструментов типа «самограек» XP-36 слышно заметно меньше.

И хотя такая техника уже редкость и в ресторанах, за современную эстраду все равно радуешься.

РЕКЛАМА

Еще один положительный момент: умиляющая массовость (не путать с разнообразием). В этом году на сцену вышло 125 конкурсантов, в связи с чем отборочные туры затянулись на четыре дня. Тоже в своем роде положительный момент. Во втором туре конкурсанты постепенно адаптировались и к телекамерам, и к огромным «Онтарексам» над сценой, отлично прояснявшим несинхронные открывания рта. На гала-концерте финалисты уже почти не «лажались». Надо полагать, выбрали самых достойных.

P. S. 20 исполнителей, кстати, наградили дипломами «За исполнительское мастерство».


«Facty i kommentarii «. 4 февраля 2000. Культура

311

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров