ПОИСК
Происшествия

Суперсекретный крейсер «варяг» уплыл в китай

0:00 21 июня 2000
Людмила ТРИБУШНАЯ «ФАКТЫ» (Николаев)
Несостоявшаяся гордость советского Военно-Морского Флота станет местом развлечений для туристов

Из досье «ФАКТОВ»: тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» был заложен в 1985 году, спущен на воду в 1988-м. Мог нести на борту 55 истребителей, крылатые ракеты с различными боеголовками и разного радиуса действия, обладал уникальной системой защиты и обнаружения целей. Длина корпуса 307 м, ширина 72 м, высота 67 м (примерно 25-этажный дом). Водоизмещение 56 тысяч тонн. Планируемая мощность четырех газотурбинных двигателей 240 тысяч лошадиных сил, скорость хода 30 узлов (около 60 км/ч). Автономность плавания до 30 суток, дальность хода 5 тысяч морских миль.

Вместо последнего парада -- уход по-английски

Николаевцы умеют провожать корабли, но вряд ли когда-нибудь им приходилось вставать для этого среди ночи. И вот пришлось. Хотя время отхода недостроенного крейсера «Варяг» не афишировалось, вечером 13 июня многие завели будильники, чтобы в последний раз на рассвете взглянуть на невезучее творение своих рук.

… Кавалькада буксиров, словно кучка муравьев, тянула огромный стальной остров. Так бесславно в свое первое плавание к месту новой прописки отправился некогда суперсекретный крейсер, недостроенный флагман серии авианесущих кораблей XXI века.

-- Потащили. Как раненого с поля боя, -- вздыхали вслед люди. Мимо навсегда уплывала история их жизни. Гонка за выполнение плана в три смены. Дни, когда по восемь часов вкалывали в жарком трюме. Собрания с вручением переходящего знамени победившей бригаде. Миллионы человеко-дней интеллектуального и технического творчества, потраченные впустую… Лобастая туша «Варяга» медленно, словно нехотя, повернулась кормой к заводу и легла на заданный буксиром курс -- к Днепро-Бугскому лиману, в Очаков, на морской простор…

РЕКЛАМА

Почему же тем, кто положил годы жизни и свое здоровье на создание суперсовременного корабля, не позволили по-человечески, как водится, проститься с ним у заводской стенки?

-- Так решил новый хозяин «Варяга», -- объяснили в заводоуправлении.

РЕКЛАМА

Недостроенный боевой корабль у Черноморского судостроительного завода приобрела компания «Agencia turistika e diversores chong lot, Limitada, Makao» с юридическим адресом в Макао -- португальской провинции, которая недавно вернулась в единую китайскую семью.

Что купили у нас китайцы?

К созданию серии тяжелых авианесущих кораблей нового поколения в СССР приступили в 1981 году (проектировать начали еще в 60-х). Строили их в Николаеве. Город сразу приковал к себе внимание мировых разведок и был введен натовцами в электронную память баллистических ракет под номером 8. Для советских ВМС планировали построить пять таких кораблей, вооруженных крылатыми ракетами и способных нести новейшие на то время истребители МиГ-29 и Су-27. Неуязвимость кораблей обеспечивал уникальный комплекс самообороны: вычислительная аппаратура в автоматическом режиме прослушивала море и небо, фиксируя цели задолго до реальной угрозы.

РЕКЛАМА

Самый первый корабль новой серии, «Адмирал Кузнецов», строился десять лет и при разделе СССР вошел в состав ВМС России. Номер второй -- «Варяг», отличающийся более мощным вооружением -- должен был стать флагманом в группе крейсеров, но в октябре 1991 года Главное управление кораблестроения ВМФ СССР прекратило финансирование. Строительство «Варяга» при технической готовности 67,3% прекратили, громадину отбуксировали к набережной. Здесь он простоял почти десять лет. Сначала Россия тесно увязывала судьбу плавучей крепости с разделом Черноморского флота и его баз. Потом загорелись идеей продавать корабли на лом, и только легендарное имя спасло «Варяга» от утилизации. Атомному авианосцу «Ульяновск», заложенному в Николаеве позже, повезло куда меньше: в течение восьми месяцев двести газорезчиков разбирали корпус судна, заводской цех атомных реакторов пришлось перепрофилировать под сборку дизелей для танкеров. Поэтому когда три с половиной года назад китайцы выиграли международный тендер и приобрели недостроенный флагман, заводчане обрадовались: лучше в Китай, чем на лом.

Правда, смущал будущий гражданский профиль боевого корабля: сменив на борту славянскую вязь на иероглифы, он станет… увеселительным заведением наподобие плавучего Лас-Вегаса. Парадокс: на палубе корабля, призванного наводить страх на континенты, появятся тысячи игровых автоматов, рулеток, и сам он станет грандиозным плавучим шоу. Заводским ветеранам в это было трудно поверить. И стал город полниться слухами. Дескать, недостроенный корабль купили для обучения китайских моряков, пока те не обзаведутся собственным авианосцем в 2010 году. И хоть все механизмы, спецтехника и даже кабель с корабля сняты, рабочие говорят, что часть оборудования вынуть из корпуса невозможно.

Многие уверены, что китайцев интересует металл, из которого изготовлен корпус крейсера.

-- Химический состав металла даже мы, технологи, не знаем, -- говорит главный технолог цеха N16 Алла Капуста. -- Сварщики работали специальными электродами в респираторах, а те, кто снимал «намордники», теперь болеют. Говорили, этот металл невероятно прочен.

-- Китайцы, наверное, приспособят наш «Варяг» под плавучую тюрьму, где даже охрана не потребуется, -- считают рабочие. На корабле 3 609 помещений, без специальных карт месяцами будешь блуждать в поисках выхода. Кстати, до сих пор не понятно, как при подготовке судна к морскому переходу таможенникам удалось досмотреть все помещения на предмет контрабанды.

-- Покупатель предоставил документы, где четко указано: корабль станет увеселительным круизным заведением, -- заверил генеральный директор Черноморского судостроительного завода Игорь Тихоненко. -- По этому поводу подписаны межправительственные соглашения, в случае их нарушения наступает юридическая ответственность.

Судьба «Варяга» предопределена его именем?

Советским людям никогда не говорили, сколько денег требуется на постройку очередного крейсера. Еще в старых ценах на «Варяг» израсходовано более 500 миллиардов рублей. На момент распада Союза на достройку корабля нужно было найти 300 миллионов долларов. Но нашелся покупатель, пожелавший приобрести корпус судна. «Сумма сделки -- коммерческая тайна», -- неизменно отвечают на заводе. Впрочем, эта тайна давно известна всему городу, и любой николаевец скажет вам, что «Варяг» продан за 20 миллионов долларов.

Выплатив всю сумму, китайцы прислали буксир, но авианосец с места не сдвинулся. Фирма-покупатель нарушила сроки рассчетов, и предприятие начислило неустойку на сумму контракта. Переговоры возобновились, шли долго и трудно. Потом новый владелец хотел переоборудовать авианосец в круизное судно прямо в Николаеве, собирался запустить на нем одну из ходовых машин. Из этого ничего не вышло. Пока «Варяг» стоял в Николаеве, на поддержание его в целости и сохранности была истрачена сумма, почти равная уплаченной за него. Так не продешевили ли мы?

-- Знаете, почему заводчане со слезами провожали корабль? -- спрашивает молодой рабочий. -- Не из-за денег. Более сложной техники мы никогда не выпускали, а теперь уж точно и не будем.

Черноморский судостроительный завод в лучшие времена обеспечивал работой едва ли не пятую часть горожан, а сейчас едва дышит. Высококлассные специалисты обречены на полуголодное прозябание. «Крестная мать» крейсера «Варяг» -- одна из лучших технологов завода, разбившая на счастье бутылку шампанского о борт корабля, -- вынуждена лепить пельмени на продажу. «Не стоит, наверное, писать об этом», -- прячет глаза женщина.

-- Накануне спуска «Варяга» на воду я долго тренировалась, разбила массу бутылок с водой о борт крейсера, — говорит она. -- Проектанты шутили: мол, корпус разобьешь. На празднике все получилось отлично, но от грядущих бед это не спасло ни нас, ни наш корабль…

На гигантской палубе «Варяга», пожалуй, просторнее, чем на Крещатике. Огромные ангары под ней должны были вмещать полсотни самолетов по тридцать тонн каждый. Но мертво и пусто на заброшенном корабле. Разве что корпус совсем не тронут ржавчиной.

10 июня мне сказали на заводе, что «Варяг» уйдет в первый же безветреный день. И добавили: «Конечно, не в понедельник. Во вторник тоже нельзя -- тринадцатое число… » Что поделаешь, моряки суеверны. Они, например, считают: если бы «Варягу» не дали имя его предшественника, сражавшегося с японской эскадрой в 1904 году возле Чемульпо и потопленного собственной командой, судьба суперсовременного крейсера сложилась бы иначе. Кстати, при спуске его сперва нарекли «Ригой». Это потом специалисты из Минобороны, рассердившись на прибалтийцев за стремление выйти из Союза, переименовали корабль.

Нашему флоту всегда не везло с авианосцами

Вообще в истории авианосного флота немало мистических моментов. Мало кто знает, что у истоков его создания был петербуржец Лев Мациевич. Ему первому в мире пришла в голову идея построить корабль, который мог бы нести на борту сразу 25 самолетов, способных взлетать и садиться на навесную палубу. Назвав его «матка для кораблей», Мациевич в 1909 году представил техническое обоснование в Морской генштаб. Вскоре был принят проект постройки -- и вдруг конструктор нелепо погибает, а его гениальный проект отправляют в архив. Человечество поэтому до сих пор считает, что история авианосцев берет начало с 1911 года, когда американец Юджин Эли, устроив в носовой части крейсера настил, взлетел с него на крошечном биплане. Экспериментатор надеялся, что натянутая на палубе простынка затормозит самолетик и не позволит ему упасть в воду при посадке обратно…

Носившуюся в воздухе идею реализовала Великобритания -- в составе ее ВМС в 1918 году появилась палубная авиация. Правда, при посадке самолеты врезались в корабельные надстройки, выкатывались за борт, тонули, из-за чего англичане отказывались служить на флоте. К началу Второй мировой войны корабельной авиацией обзавелись США. После того как американская морская авиация уничтожила лучшие японские линкоры, стало ясно: господствовать в мире будут страны, владеющие современными авианосцами.

Планы их строительства вынашивала и Москва: в 1937 году один был представлен Сталину. Тот нашел идею слишком дорогой. Но в 1962 году СССР был уже в состоянии заложить в Николаеве первый противолодочный крейсер, способный нести вертолеты. Тогда считалось, что более сложного корабля в мире быть не может. Примерно в то же время военные приступили к разработке тяжелых авианосцев -- своеобразных плавбаз ракетного оружия, а в 1982 году состоялась закладка первого из них. До господства в Мировом океане оставалось рукой подать. И -- вновь осечка, как в начале века. Значит, не судьба?


«Facty i kommentarii «. 21-Июнь-2000. Жизнь.

927

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров