Дцп лучше всего лечится движением
Когда сейчас Вадик часами бегает с детьми во дворе и «забывает» прийти поесть, мама Валентина его не ругает:
-- Я так долго ждала, когда он будет самостоятельно ходить, бегать, гонять мяч, что для меня это -- как награда.
Мама знает цену слову «ждать». Шесть лет она ждала ребенка. После двух выкидышей третью беременность пришлось вылежать в больнице. Родила ночью с помощью кесарева сечения. Акушерка порадовала: «Хороший мальчик, 3. 200, 53 сантиметра, сам закричал». А наутро врач повергла маму в шок: «Ребенок ночью потерял сознание. Сейчас его состояние средней тяжести, делаем все необходимое». Что случилось в ту ночь, никто никогда матери не скажет. Пройдя через годы испытаний, выхаживая и ставя на ноги (в прямом и переносном смысле) ребенка с диагнозом детский церебральный паралич, Валентина поняла:
-- Такие дети даются нам, чтобы мы стали добрее, терпимее и мудрее. Когда делаешь из этого правильные выводы, начинаешь получать поддержку -- моральную, материальную, встречаешь нужных людей в нужное время. И то, что мы четыре года назад встретили инструктора ЛФК Анатолия Мирошниченко -- тоже не случайность.
Выпускник Киевского института физкультуры (факультет сложнокоординационных видов спорта), Анатолий заинтересовался: можно ли знания и опыт работы в спорте, где необходима скоординированность движений, применить для помощи тем, у кого координация нарушена? Поработав методистом лечебной физкультуры в детском психоневрологическом санатории «Салют» -- с детьми, больными ДЦП, которые в 5--6 лет не умели сидеть, стоять, ходить, держать ложку, -- он начал тщательно анализировать каждый случай патологии: беседовал с родителями, брал консультации у невропатологов. Лечили в санатории традиционно: лекарства, физиопроцедуры, массажи, комплекс упражнений, одинаковый для всех форм ДЦП Но ведь у каждого больного двигательные нарушения выражаются по-своему! У кого-то скованы суставы, у другого нет координации движений, у третьего движения непроизвольные. А еще нужно обязательно учитывать возраст, психологические особенности ребенка. С оглядкой на все это и стал Анатолий Владимирович подбирать детишкам комплексы упражнений.
-- Доказано, что двигательные нарушения наиболее эффективно лечатся движениями. Правда, успех возможен лишь при условии ранней диагностики и комплексного систематического лечения, -- говорит Анатолий Мирошниченко. -- Бороться с ДЦП приходится годами. Значит, нужно учить родителей методике физической реабилитации больных детей, подбирая упражнения, которые реально выполнять дома. Я предлагаю индивидуальные комплексы, жизненно необходимые для выработки целенаправленных движений у детей, страдающих ДЦП. Для этого понадобятся простейшие приспособления и тренажеры, которые сами родители могут легко изготовить с помощью досок, веревок, табуреток, мячей и т. д. Например, возьмите обыкновенный стул, предложите ребенку взобраться на него, лечь на живот и пролезть в проем между сиденьем и спинкой. Для этого приходится работать всем телом. Или по наклонной плоскости (грубой, неструганой доске, одним концом положенной на стул) нужно пройти нормально, затем спиной вперед, боком, т. е. приставными шагами. Сбитые из таких досок ступеньки для ребенка с нарушением координации и равновесия -- великолепный тренажер, который позволяет отрабатывать хождение по лестнице без перил Эти тренировки дают результаты, который порой удивляют меня самого.
У Алеши тяжелая форма ДЦП -- гиперкинетическая: руки, ноги совершают непроизвольные, хаотические движения и хозяина не слушаются.
-- У меня были очень тяжелые роды, -- рассказывает мама Людмила. -- Сын получил черепно-мозговую травму с подозрением на инсульт. Врачи уверяли, что он никогда не будет сидеть, стоять, ходить, разговаривать Куда мы только ни обращались, но лечение приносило незначительное облегчение. Алеша лишь в пять лет начал держать голову. И вот уже более двух лет мы занимаемся с Анатолием Владимировичем. До этого сын передвигался на коленях, держась за стенку, ничего не мог взять в руки. Через год занятий по методике Мирошниченко он сделал первые самостоятельные шаги. Теперь ходит с палочкой и даже без нее, руки стали более послушными. Как-то после занятий он сказал Анатолию Владимировичу: «Какое счастье, когда можешь почесать себя руками там, где чешется!»
Сейчас Алеша -- любознательный, жаждущий открытий -- учится в спецшколе «Надежда». Скоро ему исполнится четырнадцать. А Вадик, о котором уже шла речь, -- самая большая гордость Анатолия Мирошниченко. Мальчик в четыре года уже читал на русском и украинском, а первые шаги самостоятельно сделал в пять лет.
-- Это было для нас как подарок, -- вспоминает Валентина. -- В день рождения сын сказал мне: «Мама, не держи меня, я уже не боюсь ходить сам». Четыре года занятий по методике Анатолия Владимировича позволили нам пойти в обычную общеобразовательную школу. Первый класс Вадик окончил с хорошими отметками. Теперь у нас новый рубеж: учимся прыгать на одной ноге
Согласно статистике, среди детей-инвалидов в Украине почти каждый второй ребенок -- с органическими поражениями центральной нервной системы. Это ДЦП, эпилепсия, мышечные и нервно-мышечные болезни. Количество таких детей растет. Возможно, программа физического воспитания детей, больных ДЦП, которую разработал и практикует Анатолий Мирошниченко, станет новой ступенькой в лечении этого недуга. Автор методики готов дать консультации родителям. Его контактный телефон (044) 475-22-03.
2150Читайте нас в Facebook