Вызвав ГАИ для оформления ДТП, в котором весь ущерб — царапина на бампере, можно не только схлопотать штраф, но и лишиться прав
В последнее время вождение автомобиля по украинским дорогам все больше напоминает экстремальный спорт. Объезжая сугробы, буксуя, уворачиваясь от ям, проще простого задеть другой автомобиль. Последствия большинства таких мини-аварий — поцарапанные бамперы или крылья машин. А чего переживать, считают многие водители, ведь сейчас практически у всех есть полис «автогражданки» — обязательного страхования автогражданской ответственности. Значит, за ущерб заплатит страховая компания виновника. Нужно лишь для оформления документов вызвать ГАИ. Увы, на самом деле не все так просто. О том, что в такой ситуации может ждать водителей, мы попросили рассказать заместителей председателя правления Ассоциации по защите прав автомобилистов Андрея Шимко и Валерия Зинченко.
«Желательно обменяться расписками, что стороны не имеют претензий друг к другу»
— Не раз приходилось слышать, что если при аварии ущерб не превышает ста долларов, то виновнику лучше расплатиться с пострадавшим на месте. Вызов ГАИ и обращение в страховую компанию обойдется дороже
— Это правда, ведь в полисе «автогражданки» зачастую предусмотрена франшиза (сумма возмещения, которую виновник ДТП платит из своего кармана. — Авт. ) размером порядка 500 гривен. Прибавьте еще штраф за нарушение Правил дорожного движения — а это в основном 340 гривен — и получите, так сказать, «пороговую сумму» для вызова ГАИ. За эти деньги, к слову, вам вполне могут ликвидировать царапину или даже перекрасить всю кузовную деталь, если речь, скажем, идет о крыле.
— Но у некоторых полис «автогражданки» с нулевой франшизой!
— Возможно, но не забывайте еще об одном важном моменте: сейчас, как правило, после любого, даже незначительного, ДТП инспектор изымает у виновника водительское удостоверение. И есть все шансы, что районный судья может лишить вас права управления автомобилем на срок от года до трех лет. А при повторном ДТП — от года до десяти.
— Из-за какой-то царапины лишиться прав?
— У нас был случай, когда водителя лишили прав из-за ущерба в 50 гривен! Во дворе дома были большие сугробы, и на узкой дорожке он не смог разъехаться с соседом — автомобили зацепились боковыми зеркалами. У одной из машин зеркало лопнуло. Как выяснилось потом, заменить его стоило около 50 гривен. Но автомобилисты решили: раз уж есть полис, зачем тратить свои деньги, пусть заплатит страховая компания. Приехали инспекторы ГАИ, составили на одного из водителей протокол (почему именно на него, загадка, ведь оба авто двигались, и без экспертизы виновника не определить). В итоге человек не только заплатил штраф, но и лишился прав. Мы ни в коем случае не агитируем за то, чтобы решать вопросы, связанные с ДТП, без привлечения инспекторов ГАИ. Просто в некоторых случаях действительно имеет смысл разъехаться полюбовно.
— Особенно когда виноваты оба водителя! Шел на встречу с вами и видел, как на узкой улочке в центре Киева джип, съезжая задним ходом с тротуара, столкнулся с легковушкой, которая, пытаясь припарковаться между сугробами, тоже сдавала назад.
— Оба водителя должны были убедиться, что для движения их автомобилей нет помех. Следовательно, оба виноваты, а значит, обоим могут выписать штраф и обоих лишить прав. Поэтому, возможно, разумнее разъехаться и каждому ремонтировать свою машину. Но помните: если дело решилось полюбовно, необходимо попросить другую сторону дать расписку, в которой должно быть указано, что к вам не имеют претензий, связанных с материальным, моральным ущербом, а также ущербом здоровью. Иначе спустя, скажем, месяц вы неожиданно для себя можете узнать, что признаны судом виновником ДТП и лишены водительских прав.
— Как так?
— Мы сталкивались с такой ситуацией — водители вроде бы обо всем договорились, попрощались. Один сел в машину и уехал. А другой подумал-подумал, да и вызвал гаишников. Приехавшим инспекторам сказал, что автомобиль виновника аварии скрылся с места ДТП.
— Виновником сейчас делают просто — находят пару «своих» свидетелей, а вы потом доказывайте, что не ехали на красный свет
— Да, такое случается сплошь и рядом. Людям сложно доказать свою невиновность даже в очевидных ситуациях. К примеру, на проспекте Бажана в Киеве пенсионера на «Жигулях» «догнала» сзади иномарка. У пострадавшего претензий нет — удар бампером иномарки пришелся в мощный фаркоп «Жигулей». Но хозяин иномарки настоял на вызове ГАИ. И в протоколе появилась такая версия произошедшего: дескать, пенсионер по ошибке включил заднюю скорость и ударил двигавшийся следом автомобиль. Это в третьем-то ряду! Версию владельца иномарки подтвердил и некий водитель, якобы ехавший рядом и все видевший. Хозяин «Жигулей», пожилой человек, плохо себя чувствовал, устал и подписал подсунутый протокол не глядя. У его товарища, находившегося в салоне машины, свидетельские показания инспекторы вообще не брали — мол, он лицо заинтересованное. Нам с большим трудом удалось в суде восстановить справедливость.
«Не пишите в протоколе «Не согласен». Этим вы себе только навредите»
— Что же делать, когда понимаешь, что тебя могут сделать виноватым?
— Во-первых, после аварии нужно записать имена и координаты свидетелей. Во-вторых, позвонить кому-нибудь из друзей и родственников и попросить приехать, чтобы проследить за правильностью составления схемы ДТП. Сам водитель часто находится в шоковом состоянии и может просто не обратить внимания на многие детали — длину тормозного пути, местонахождение осколков. В крайнем случае можно сослаться на плохое самочувствие, неспособность адекватно воспринимать информацию и внести свои замечания, а также подписать схему ДТП позднее, подъехав в ГАИ через несколько дней. Только не пишите в протоколе «Не согласен» без каких-либо пояснений. Этим вы себе только навредите. В суде, как правило, на рассмотрение дела о ДТП с незначительными последствиями отводится пять-десять минут. Судья не станет разбираться, а расценит ваше «Не согласен» как отсутствие раскаяния и гарантированно лишит вас прав. Ждать суда в надежде, что уж там-то вы все поясните, наивно. Составив протокол на одного из водителей, инспектор ГАИ уже определил виновного, а судьи в основном исходят из решения милиционеров. Готовиться отстаивать свои права нужно до суда.
— Как, если протокол на меня уже составлен?
— Но прав же вас еще не лишили! Поэтому лучше обратиться к адвокату. Его помощь в составлении пояснений для суда обойдется не так уж и дорого — 300-400 гривен. Какую тактику вашей защиты выберет адвокат, зависит от ситуации. Ведь иногда автомобилисту, даже не чувствующему за собой вины, разумнее продемонстрировать раскаяние. Пример: водителя легковушки у его дома заблокировал грузовик, приехавший выгружать мебель. На просьбы убрать автомобиль шофер грузовика отвечал руганью. Покрутившись, водитель легковушки все-таки выбрался из западни и спокойно уехал. А через пару недель его вызвали в суд. Дескать, он разворотил чуть ли не половину грузовика! Человек приехал в ГАИ разбираться. В итоге под слоем грязи на бампере его машины нашли какую-то царапину. Смех смехом, а ситуация очень неприятная — оставление места ДТП! Но сохранить права этому автомобилисту удалось. Он работал водителем и без них не мог бы добывать средства к существованию. А ведь право на труд закреплено Конституцией
4390Читайте нас в Facebook