Эксперимент по внедрению социальных карточек начался в Киеве, а также в Киевской, Черновицкой и Харьковской областях
Всякие сложные словосочетания вроде «адресная помощь» или «монетизация льгот» вызывают у людей непонимание. Но если сказать, что вместо униженных просьб вроде: «А не подвезете ли вы по льготному?» — и не всегда утвердительного ответа водителя людям, имеющим право на бесплатный проезд, будут выдавать деньги, талоны или карточки на транспорт, становится ясно, что такое адресная помощь. Ведь тогда водители не смогут отказывать льготникам: их проезд будет оплачен государством.
«Получается, что льготники, которые ездят чаще, получают от государства большую помощь»
Из-за многочисленных митингов и протестов, проведенных в разное время представителями левых сил, переход на адресное предоставление льгот затянулся как минимум лет на десять. Многие проблемы пришлось преодолеть, много вопросов изучить. Поэтому решили начать с организации учета льгот. А точнее, с создания автоматизированной системы предоставления льгот с использованием электронных карточек. О возможностях, которые откроются благодаря внедрению этой системы, «ФАКТЫ» побеседовали с директором департамента информатизации и материально-технического обеспечения Министерства труда и социальной политики Украины Владимиром Хольченковым:
— Не секрет, что нынешняя система предоставления льгот требует доработки. Она не удовлетворяет ни самих льготников, ни тех, кто им льготные услуги предоставляет (те же коммунальные службы и транспортники), ни государство, финансирующее эти льготы.
— Ну почему? Как раз льготники ратуют и за скидки по квартплате, и за бесплатный проезд
— Транспортной льготой доволен только тот, кто без проблем ею пользуется. Но далеко не каждый маршруточник или водитель междугородного автобуса соглашается взять «лишнего» льготника. И это можно понять: не всем перевозчикам государство выплачивает за таких пассажиров компенсацию, да и при переполненном пригородном автобусе водителю гораздо выгоднее взять человека, который оплатит проезд наличными.
Опять же вопрос в тех льготниках, которые никуда не ездят: им льгота полагается, но они ею не пользуются. Получается, что люди, которые ездят чаще, фактически получают от государства большую помощь.
- И чем же помогут социальные карточки?
— Все зависит от того, в какой форме они у нас будут внедрены. На сегодняшний момент основная задача — направить деньги государства на оплату именно тех услуг, которые были получены льготниками.
Например, сейчас компенсация за льготный проезд на транспорте определяется так: вычисляется среднестатистическое количество пассажиров, рассчитывается число льготников с применением коэффициентов для каждого населенного пункта, затем — сумма, которую эти люди потратили бы на проезд. Потом государство перечисляет деньги транспортникам. Но не всегда в реальном объеме и не всегда тем, кто действительно возил льготников. Например, в ходе проверки днепродзержинских перевозчиков комиссия обнаружила, что в информации, поданной ими для получения компенсации, количество льготников, воспользовавшихся их транспортом, было завышено почти в два с половиной раза.
«Необходимо разработать и внедрить единую для всей страны систему»
— Вы сказали, что пока не известно, в какой форме могут быть внедрены карточки льготников.
— Да, этот вопрос остается открытым. Нужно обеспечить единый подход к подготовке организационно-технических решений, создать единую нормативно-правовую базу. Поэтому постановлениями Кабинета министров Украины были определены пилотные проекты по созданию информационно-аналитических систем регионального управления и внедрению социальных карточек в столице, а также в Киевской, Черновицкой и Харьковской областях. Планируется учесть отечественные наработки, такие как «Социальная карточка одессита», «Социальная карточка киевлянина» и «Льготная карточка» Харьковского метрополитена. Будет проанализирован и адаптирован накопленный международный опыт, в том числе Российской Федерации, которая имеет проекты по внедрению социальных карточек в разных регионах.
На заседании Межведомственной комиссии по вопросам внедрения электронной социальной карточки, состоявшемся 16 ноября 2010 года, был одобрен проект Концепции государственной целевой программы создания единой информационно-аналитической системы учета и управления деньгами социальной сферы и внедрения электронной социальной карточки.
- Получается, что в каждом регионе, где проходит эксперимент, будут свои экспериментальные карточки?
— Об этом говорить еще рановато, поскольку программа не разработана, а расчеты затрат на проведение экспериментов Киевской городской, а также Киевской, Харьковской и Черновицкой областными государственными администрациями еще не предоставлены.
- Но потом удастся сделать так, чтобы социальные карточки были одинаковыми у всех льготников страны?
— Вот именно для этого и были организованы эксперименты. Необходимо разработать и внедрить единую для всей страны систему.
- И какой же будет данная система?
— Сейчас мы можем об этом только фантазировать, ведь находимся в самом начале пути по разработке социальных карточек.
- Ну так давайте пофантазируем! Что можно получить от такой карточки?
— Все льготы, вплоть до тех, которые касаются медицинского обслуживания, путевок в санатории и покупки лекарств. Особенно если нам удастся внедрить так называемую электронную подпись, идентифицирующую льготника.
Например, придет льготник в аптеку. Вроде бы рецепт у него на бесплатные лекарства есть. Но тот ли человек этот рецепт получил? Может, вместо лежащего дома инвалида войны Иванова Ивана Ивановича в поликлинику сходил его вполне трудоспособный сосед Петр Петров, представился Ивановым, прошел льготное обследование и получил бесплатные лекарства. Но при использовании социальной карточки органы соцзащиты получат полную информацию о том, что Ивану Иванову такого-то числа в такой-то аптеке были выданы определенные лекарства. И в том же файле будет отмечено, что он — инвалид I группы, самостоятельно передвигаться не может. Как же он тогда сходил в эту аптеку? Получается, что инвалида фактически обворовали — украли у него социальные гарантии, на которые законное право имеет только он.
«В электронный файл человека будет внесена вся информация о его доходах, составе семьи, статусе и правах на льготы»
— На внедрение такой комплексной системы нужны не годы — десятилетия
— Вы не совсем правы. Информационное пространство Украины сейчас похоже на спящую красавицу. Дайте толчок — и оно преобразится. При помощи подобных карточек льготник сможет, не посещая жэки, оформлять жилищно-коммунальные льготы, субсидии, дотации на топливо, скидки на телефон и электроэнергию. Ведь вся информация о его доходах, составе семьи, статусе и правах на льготы будет внесена в электронный файл.
- И любой сможет все эти данные прочитать?
— Бог с вами! Необходимость конфиденциальности, защиты информации стоит в данном проекте в числе первоочередных задач. Иначе система теряет смысл. Только при участии самого льготника, лишь после идентификации его карточки возможны чтение и корректировка информации, заложенной в файле. Будут разработаны специальные электронные ключи (как для льготников, так и для лиц, предоставляющих им услуги).
- Тогда давайте поговорим о том, как карточка будет выглядеть и какую именно информацию содержать?
— Это будет пластиковая карточка с вмонтированным в нее чипом, позволяющим считывать информацию. Отмечу, что главным исполнителем и координатором работы по внедрению карточки является Министерство финансов Украины. Сформирована специальная межведомственная комиссия, которая и определит вид карточки и информацию, которую она будет содержать.
- Какие предложения были у вашего министерства?
— Мы считаем, что такой карточке нужно предоставить статус документа со всеми полагающимися данными: фамилией, именем и отчеством льготника, его фотокарточкой и так далее. Также, как я уже сказал, в этом документе целесообразно (хотя бы из соображений защиты информации) поместить электронную подпись владельца.
Социальную карточку можно будет использовать как платежную. Она даст человеку возможность не только получать пособия, помощь и все остальные адресные переводы в любом банкомате, но и оплачивать с ее помощью товары уже со скидкой, если ему таковая положена.
- Сразу со скидкой?
— Да. Карточка может содержать данные обо все скидках и льготах в торговых сетях, аптеках, лечебных заведениях. Вот вам, кстати, возможность реализовать проект социальных цен на основные продукты для льготников.
- Вы имеете в виду так называемый социальный хлеб?
— И не только хлеб. Также при помощи этой карточки человек сможет платить с учетом всех льгот и дотаций за жилищно-коммунальные услуги. Более того, в электронной памяти карточки можно разместить данные, необходимые для предоставления скорой помощи.
- Какой?
— Медицинской, разумеется. С помощью карточки и своей электронной подписи врач сможет увидеть в медицинской информационной системе при согласии льготника его электронную историю болезни, рецепты, которые ему были выписаны, и уже полученные им лекарства. Например, упал человек на улице в обморок, что с ним — непонятно. А вдруг у него сахарный диабет или хроническое заболевание сердца? Если такая информация содержится в карточке, то это поможет спасти ему жизнь. Как видите, карточку льготника вполне можно привлечь к реализации системы медицинского страхования, учету предоставления и выдачи льготных лекарств и к внедрению электронных рецептов.
И, конечно же, эту карточку льготник будет использовать в качестве проездного документа в транспорте.
- Какой масштабный проект может получиться! В мире есть подобные?
— В этом-то и проблема! В мире не существует аналогов такого проекта, внедренных в масштабах целого государства. Есть элементы использования социальных карточек в некоторых штатах США: в одной программе задействованы пять штатов, в другой — двадцать три. Также система социальных карточек используется в некоторых программах Великобритании, Новой Зеландии, Австрии. Но в масштабе 46-миллионной страны такой проект еще никто не делал.
Самое главное, что карточка поможет оптимизировать бюджетные затраты и повысить эффективность использования средств на социальную защиту людей. Обеспечит государственный контроль за целевым расходованием бюджетных денег. А значит, средства не будут «пропадать» по дороге к получателям и государство сможет предоставить льготникам полный набор гарантий, на которые они имеют право.
Читайте нас в Facebook