В Черновцах пять лет реставрировали икону, подобных которой в мире — единицы
Уникальная паломническая икона «Святой Град Иерусалим» сейчас выставлена в Черновицком художественном музее, где посмотреть на нее может каждый желающий. Работа, написанная маслом на полотне, имеет достаточно большой формат — 221 на 155 сантиметров. В музей икона попала в очень плохом состоянии, так что реставраторам пришлось достаточно потрудиться. Пока полотно восстанавливалось, музейные сотрудники активно изучали подобный вид икон. На сегодня известно, что похожие работы есть в Санкт-Петербурге, Сирии и Болгарии.
У иконы «Святой Град Иерусалим» довольно сложная и редкая композиция со множеством сюжетов. Средняя часть полотна содержит изображение интерьера храма Воскресения Господнего и других святых мест, изображения святых великомучеников, сцену Страшного Суда. Правая и левая части посвящены соответственно Иисусу Христу и Божьей Матери, над которыми размещены сюжеты из Старого Завета, а по низу воспроизведены легенды о происхождении дерева Животворящего Креста и о некоторых святых. На таких иконах — своего рода топографиях — авторы старались передать религиозные впечатления паломника от пребывания на Святой Земле. А еще — показать географическую достоверность событий Старого и Нового Заветов.
- Работа «Святой Град Иерусалим» является редким образцом паломнической евлогии, то есть благословения, — рассказывает Лариса Курущак, заведующая отделом научно-просветительской работы Черновицкого художественного музея. — Подобные иконы создавались в святых местах и пользовались большим спросом у зажиточных паломников, которые увозили их с собой в память о пребывании на Святой Земле. Как правило, привезенные реликвии люди жертвовали в храмы, монастыри, и эти дары особенно почитались. Музейная икона, по нашим данным, была написана во время, когда православное паломничество на Восток достигло наивысшего расцвета: вторая половина XIX — начало ХХ веков.
Стоит отметить, что данная икона — самый ценный из экспонатов учреждения. Музей приобрел ее у частного лица в свой первый год основания — в 1988-м. Икона раньше называлась «Житие святых» и датировалась XIX веком. А так как на ней изображено достаточно много сюжетов, то при реставрации самой сложной работой было идентифицировать их.
- Поскольку, — продолжает Лариса Курущак, — в верхней надписи иконы речь идет об Иерусалиме и в центральной части полотна содержится изображение Иерусалимской стены вокруг Старого города, то в музее произведение переименовали из «Жития святых» в «Святой Град Иерусалим». А в результате исследования было идентифицировано содержание всех изображенных на иконе сюжетов.
Владимир Краснов, художник-реставратор с многолетним стажем, работал над иконой пять лет. Как он сам признается, ему очень помогло то, что во время пребывания в Болгарии, в одном из храмов города Несебр, он увидел аналогичную икону и сделал фотоснимки, которые потом послужили хорошим ориентиром на сложных этапах реставрационной работы.
Интересно, что вместе с представлением отреставрированной иконы вышло и специальное печатное издание «Паломническая икона «Святой Град Иерусалим», где отражены первые достижения научных работников музея в исследовании уникального раритета.
423Читайте нас в Facebook