В сентябре стоимость литра горючего увеличится минимум на 50 копеек
В нынешнем году на отечественном топливном рынке наблюдается нетипичная для лета ситуация — горючее дешевеет. Невзирая на сезонный рост потребления и проведение полевых работ. За последний месяц в среднем по стране стоимость литра бензина А-80 снизилась на 6 копеек — до 9 гривен 42 копеек, А-92 на 12 копеек — до 9 гривен 90 копеек, А-95 на 10 копеек — до 10 гривен 24 копеек, а дизельного топлива на 5 копеек — до 9 гривен 70 копеек.
Любопытно, что стабилизация на отечественном топливном рынке мало связана с влиянием мирового рынка. В Украине сейчас гораздо большее влияние оказывают факторы внутриэкономические. Напомним, что согласно нормам принятого недавно Налогового кодекса транспортный сбор, который водители платили раз в два года, был упразднен. Но при этом существенно повысились ставки акцизного сбора на нефтепродукты. Смысл нововведений довольно прост: кто больше ездит по дорогам, тот должен больше платить за их ремонт и содержание. Однако цены на заправках сразу пошли вверх.
По словам директора консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, повышение в начале года было вызвано не только увеличенными акцизами, но и параллельным ростом цен на нефть в мире, продолжавшимся вплоть до мая. Поэтому цены на самый популярный бензин А-95 и дизельное топливо повысились за первые четыре месяца года почти на 2 гривни за литр, или на 23-28 процентов. Это вызвало недовольство населения, и в конце апреля правительство было вынуждено включить задний ход — временно, до 1 августа, были возвращены старые акцизные ставки. Сейчас правительство решило продлить льготный период взимания акциза до 1 сентября.
— Нынешнее снижение цен связано с пролонгацией действия пониженных ставок акциза, — подтвердил Сергей Куюн. — Это также пока позволяет Украине не замечать рост стоимости нефти на мировых биржах. Ведь баррель нефти продают уже почти по 120 долларов. Что будет дальше, зависит от того, как США выйдут из сложной экономической ситуации, грозящей им техническим дефолтом.
Но в любом случае избежать в сентябре роста цен вследствие повышения акцизного сбора не удастся. А это минимум 50 копеек на литре. Вполне возможно, что будем иметь такую ситуацию, как в начале года, когда повышение налогов совпадет с ростом мировых котировок.
Есть еще одна серьезная проблема. Впервые за несколько лет мы наблюдаем дефицит горючего на розничном рынке. Тому есть несколько причин. Первым виновником возникновения дефицита стало, как ни странно, государство. Еще весной НАК «Нефтегаз Украины» для стабилизации розничных цен закупил в России большие объемы нефти с целью ее переработки и поставки горючего на рынок. Однако сейчас топливо (а это около 100 тысяч тонн) лежит мертвым грузом на складах, так как госкомпания выдвигает условия продажи, которые неприемлемы для подавляющего большинства покупателей.
Вторым виновником дефицита стал один из крупнейших в стране Лисичанский нефтеперерабатывающий завод. Сейчас предприятие отправляет весь объем производимого горючего в Россию, где с весны наблюдается нехватка нефтепродуктов. В результате в восточных регионах Украины возникли перебои с топливом. Как следствие — резко увеличились контрабанда и фальсификация нефтепродуктов. Правительство пока никак не реагирует на поведение Лисичанского НПЗ.
Все вышеперечисленные факторы могут привести к серьезным проблемам на украинском топливном рынке уже в августе-сентябре, и в первую очередь к резкому и существенному подорожанию горючего, — подытожил Сергей Куюн.
628Читайте нас в Facebook