Украинские военные в 2001 году не сбивали над Черным морем пассажирский самолет Ту-154?
Четвертого октября нынешнего года исполнится ровно десять лет с того дня, как над Черным морем потерпел крушение пассажирский самолет Ту-154, принадлежавший российской авиакомпании «Сибирь». На его борту находились 78 человек — 66 пассажиров, большинство из которых были гражданами Израиля, и 12 членов экипажа. Лайнер совершал перелет по маршруту Тель-Авив — Новосибирск. Рассматривая различные версии катастрофы, эксперты пришли к выводу, что воздушное судно сбила ракета С-200, выпущенная в ходе учений украинских противовоздушных сил в Крыму.
Официальный Киев сначала отрицал свою причастность к инциденту. Была озвучена версия, что в ходе учений военные стреляли ракетами без боеголовок, позже — что максимальная дальность полета С-200 не превышает пяти километров и попасть ими в самолет невозможно. Тем не менее американские средства массовой информации, ссылаясь на данные Пентагона, писали, что во время учений был зафиксирован запуск двух ракет класса «земля — воздух», которые и могли попасть в самолет. Впрочем, через месяц после инцидента Украина признала свою вину и выплатила компенсацию родственникам погибших. А в 2004 году российская авиакомпания «Сибирь» подала в Хозяйственный суд Киева иск к Министерству обороны и Государственному казначейству Украины, требуя возместить ущерб, причиненный в связи с крушением принадлежавшего ей Ту-154. Сумма иска составляла почти 15 с половиной миллионов долларов.
И вот спустя десять лет в этом деле, похоже, наметился кардинальный поворот. В минувший вторник Хозяйственный суд Киева отклонил иск российской авиакомпании. Дело в том, что ответчики предоставили суду данные экспертизы, проведенной в 2008-2010 годах Киевским научно-исследовательским институтом судебных экспертиз (КНИИСЭ). Специалисты сделали вывод, что самолет Ту-154… не мог быть сбит украинской зенитной ракетой.
«Комиссия пришла к заключению, что во время подрыва боевой части ракеты расстояние до самолета должно было составлять 780 метров. В таком случае в самолет попало бы до трех поражающих элементов… Уничтожение самолета при таких условиях является практически невозможным», — сказано в опубликованных украинскими СМИ выводах КНИИСЭ. По данным экспертов, катастрофа российского самолета произошла вследствие действия на его детали (в направлении сверху и до середины) множества твердых предметов диаметром около 10 миллиметров, которые обладали значительной кинетической энергией.
Между тем адвокаты авиакомпании «Сибирь» намерены обжаловать решение киевского Хозсуда и не исключают возможности рассмотрения дела в международной судебной инстанции. Как заявила агентству «Интерфакс-Украина» представлявшая интересы авиакомпании в суде партнер Правовой группы «Павленко и Побережнюк» Александра Павленко, защита шокирована не столько сутью решения суда первой инстанции, сколько процессуальной незаконностью. «Нам не было предоставлено слово в дебатах, а главное — суд оставил без рассмотрения ряд важных ходатайств защиты, связанных с информацией, тщательно скрываемой украинской стороной… Украина признала поражение официально, выплатила деньги родственникам погибших. Пусть решение суда сейчас таково, но это только первая инстанция, — сказала Александра Павленко, добавив: — Дело дойдет до международной арены, а там уже не будет политической подоплеки».
Кстати, ранее адвокат ответчиков Андрей Козлов заявлял о том, что Министерство обороны Украины не будет подавать встречный иск к авиакомпании «Сибирь», если суд признает, что украинские военные непричастны к крушению Ту-154. «Позиция «Сибири» основывается на материалах Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Если «Сибирь» заблуждается вместе с МАК, как мы считаем, то они вправе заблуждаться», — говорил еще в январе текущего года Андрей Козлов.
Это заявление адвокат сделал после того, как Хозяйственный суд Киева принял решение о приобщении к делу в качестве доказательства выводов украинских экспертов, согласно которым ракета ПВО Украины не могла сбить российский самолет Ту-154 над Черным морем.
1848Читайте нас в Facebook