«Чтобы стать брацлавским хасидом, недостаточно отрастить пейсы и облачиться в черный лапсердак!»
В минувшее воскресенье в Умани задержали членов ВО «Свобода», скандировавших вместе с горожанами «Умань без хасидов!». Ранее «Свобода» сообщала, что намерена провести марш протеста. Однако Черкасский окружной административный суд запретил проведение в городе любых политических акций в период с 23 сентября по 10 октября.
Как сообщил «ФАКТАМ» один из организаторов акции Юрий Ноевой, партия «Всеукраинское объединение «Свобода» не собиралась проводить мероприятия, запрещенные судом. Вместо этого на том же месте состоялась встреча избирателей с депутатами областных и городских советов, на которую пришли около 200 уманчан. После собрания его участников окружили бойцы «Беркута» и без предупреждения начали бить всех без разбору — стариков, детей и женщин. Когда депутаты попытались переговорить с командирами спецназа, «беркутовцы» стали задерживать людей, попутно избивая их. Милиционеры задержали 60 участников акции. Начальник Управления по связям с общественностью МВД Украины Виктория Кушнир сообщила УНИАН, что у них изъяли дымовые шашки, рогатки, газовые баллончики и другие опасные предметы.
В понедельник, 26 сентября, всех задержанных во время столкновения с «Беркутом» в Умани отпустили.
«Цадик не умер, он просто… перешел в другую комнату»
«Шолом, Умань! Шана Това, с Новым годом!» — звучат восторженные возгласы в «хасидском» микрорайоне Умани, 90-тысячного городка Черкасской области, а вечернее небо вот уже несколько дней расцветает праздничным салютом. Десятки тысяч брацлавских хасидов из Израиля, США, Франции, Испании, Марокко, Германии и других стран, как всегда, в начале осени приезжают в Умань, чтобы на могиле учителя и провидца рабби Нахмана отпраздновать Рош-Гашана — новый, 5772-й, год от сотворения мира. Большинство паломников — из Израиля, а поскольку между нашими странами введен безвизовый режим, их прибыло рекордное количество. По данным одних источников, паломников ожидается 35 тысяч, по другим — около 70 тысяч.
*В уманский городок паломников прибывают хасиды со всего мира. По некоторым прогнозам, в этом году могилу рабби Нахмана посетят около 70 тысяч его последователей
В Рош-Гашана хасиды много и самозабвенно молятся и возносят хвалу Господу. Они верят, что в эти дни решается судьба каждого человека на год вперед. С особым трепетом ортодоксальные евреи произносят и праздничные молитвы, и Тикун-Аклали — десять псалмов, которые помогают все исправить в жизни. Преодолевая тысячи километров на пути в Умань, ученики и последователи потомка основателя хасидизма (ортодоксального течения в иудаизме) Баал Шем Това цадика Нахмана из Брацлава, завещавшего им приезжать к нему в Рош-Гашана, принимают все испытания и невзгоды как благо, ведь святой призывал никогда не отчаиваться и не терять надежду.
Цадика Нахмана нет в живых вот уже более двухсот лет, но брацлавские хасиды говорят, что рабби не умер, а просто… перешел в другую комнату. И верят: цадик будет ходатайствовать за каждого перед Небесным судом. Поэтому и разговаривают с ним, как с живым, советуются, рассказывают о своих горестях и печалях, просят помочь в решении насущных проблем.
— Еще десять лет назад в Умань на Рош-Гашана приезжали немногим более двух тысяч паломников, и тогда никто не думал, что их количество вскоре увеличится до нескольких десятков тысяч, — говорит секретарь Международного благотворительного фонда имени рабби Нахмана из Брацлава Шимон Бускила. — В Израиле есть туристические агентства, занимающиеся религиозным туризмом. Они и организовывают паломничества в Украину. Кто-то заказывает билеты через интернет, многие добираются в Умань на Рош-Гашана личными автомобилями. Несмотря на то что стоимость авиабилетов на чартерные рейсы в эти дни в два-три раза выше обычной, а проживание в Умани обходится дорого (хотя до комфортабельных условий еще очень далеко), хасиды едут к цадику. Для них очень важно побывать в эти дни в Умани. Большинство брацлавских хасидов — люди очень духовные, но бедные. Чтобы потратить одну — полторы тысячи долларов на поездку в Умань, занимают деньги у родственников, знакомых или берут кредит в банке. Несколько лет назад один состоятельный брацлавский хасид-американец купил своим единоверцам шесть тысяч авиабилетов в Умань. По его примеру и другие зажиточные евреи оплачивают поездки бедных паломников. Но большинство хасидов заботятся о себе сами.
Многие паломники приезжают в Умань вместе с сыновьями. Впрочем, если в семье брацлавского хасида рождается ребенок, это совсем не значит, что он тоже хасид. Для этого недостаточно отрастить пейсы и облачиться в черный лапсердак и белую рубашку… Лишь постигнув учение рабби Нахмана, его истину, почувствовав, что цадик говорит с ним, он становится брацлавским хасидом. Ведь согласно одному из правил хасидизма, человек воистину жив, если предан Богу.
В Умань паломники прибывают комфортабельными автобусами из аэропорта «Борисполь», а также из аэропортов Одессы, Винницы, Черновцов, Львова, Днепропетровска. Впрочем, руководители благотворительного фонда вместе с уманскими чиновниками проводят активную работу по строительству в городе аэропорта и надеются, что уже в следующем году «боинги» с паломниками будут приземляться в Умани.
«Наблюдая, как искренне молятся хасиды, взывая к цадику, мне и самой хочется попросить что-нибудь у этого всемогущего святого»
В Рош-Гашана, который считается праздником праздников, паломники не только много молятся. Они дружно радуются празднику и желают друг другу быть вписанными в Книгу жизни, поют и пляшут, дружно хлопают в ладоши, зажигают ароматические палочки. Среди брацлавских хасидов, оказывается, есть и довольно известные люди — политики, певцы, художники. Незадолго до нынешнего торжества на мемориале цадика побывал министр внутренних дел Израиля. Он помолился у святыни, хотя и не является брацлавским хасидом.
По обычаю, в Рош-Гашана хасиды делают цдоку — пожертвование бедным. Перед утренней и вечерней молитвами совершают омовение, смывая все прошлогодние грехи. А еще отсылают рабби Нахману записки от родственников и знакомых, которые не смогли приехать в Умань, с просьбами о милости и помощи. Для этих записок в городке паломников развешаны специальные деревянные ящички. Во время праздника многотысячный поток верующих в белых одеждах несет свиток, данный евреям Господом. Чарующие звуки шофара провозглашают, что Новый год наступил.
*Маленькие хасиды отличаются от своих сверстников не только внешне, но и поведением на детской площадке
Хасиды дружно молятся и поют у синагоги, а затем и на берегу раскинувшегося неподалеку озера, в котором, по преданию, купался сам цадик. Несколько тысяч верующих садятся за праздничные столы с огромным количеством мясных блюд под разнообразными соусами и кетчупами, фаршированной рыбой с головой (чтобы быть головой, а не хвостом), плодами граната (чтобы заслуг было так много, как зернышек в гранате), овощными блюдами, сладкой выпечкой. Окуная дольки яблока в мед, хасиды желают себе и окружающим, чтобы новый год был добрым и сладким. Все блюда готовятся из привезенных ими кошерных продуктов. К слову, паломники везут с собой и поваров, многие из которых не только отлично готовят, но успевают и помолиться.
— Хасиды в белых халатах или наброшенных на строгие черные костюмы белых накидках молятся группами прямо в наших дворах. Время от времени они так громко взывают к цадику, что хочется присоединиться и попросить чего-нибудь у этого всемогущего святого, — улыбается уманчанка Наталья. — Прошу у цадика здоровья себе и своим детям. А еще — чтобы праздник прошел спокойно, без драк и поножовщины. Ведь в прошлом году, к сожалению, без этого не обошлось. Погиб хасид, который сам же и набросился на уманчан с ножом. И, надо же, после этого его брат написал огромный плакат на иврите «Дом имени Шмуэля» и прикрепил его на многоэтажке, где произошла трагедия. Слава Богу, плакат сняли.
— Лучше бы у всех уманчан были такие же дружеские отношения с хасидами, как у нашей семьи, — говорит соседка Натальи Лариса Михайловна. — Паломники из Израиля останавливаются у нас уже в течение нескольких лет, приезжают также их друзья и родственники из Австрии. Обычно за несколько дней до праздника они звонят, сообщают, когда приедут, и просят «держать» для них помещение.
Несколько дней мы всей семьей готовим дом для гостей. Выносим из комнат мебель, ковры, телевизор, картины, в общем, все лишнее, чтобы поставить побольше кроватей для постояльцев. Разбиваем во дворе палатку — столовую для гостей. Сами временно переселяемся во флигелек, а соседи «прописываются» кто в гаражах, кто на чердаках домов, некоторые уезжают к родственникам. Чем больше коек, тем больше денег заработаем. Одно спальное место паломника стоит 280-300 долларов за все время проживания, селим же мы обычно двадцать хасидов. На эти деньги и живем до следующего Рош-Гашана. Впрочем, сейчас хасиды «поумнели» и просят называть цену не за койко-место, а за дом в целом. Несмотря на то что мы, казалось бы, уже хорошо понимаем друг друга, они очень любят поторговаться и пожаловаться, как много надо денег, чтобы приехать в Умань. Конечно, мы немного уступаем, ведь лучше все-таки сдать жилье проверенным людям. Кстати, хасиды, проживающие в Умани, тоже сдают жилье единоверцам.
К сожалению, не всем уманчанам везет с постояльцами. Как-то попросились к одной семье уставшие путники, хорошенько отоспались, перемяли постели, намусорили и… исчезли в предрассветной мгле, ничего не заплатив. В общем, мы хорошо усвоили: прежде чем войти в дом, хасиды должны заплатить за проживание. Тем более что во время праздника паломники рассчитаться не смогут. В эти дни им запрещено держать в руках деньги, потому что это… работа, а в праздник нужно отдыхать!
«Когда в разгар Рош-Гашана на полчаса отключилось электричество, зажигать свечи пришлось уманчанам, ведь в праздник хасидам даже это не разрешается»
— Некоторые уманчане, сдающие свои дома и квартиры паломникам, вынуждены после их отъезда делать ремонт: менять выгоревший линолеум (некоторые хасиды умудряются жарить шашлыки прямо на полу), а также клеить новые обои вместо размалеванных, — сетует Виктор. — Иногда хозяевам все же удается получить с гостей компенсацию за ущерб. Слышал, что некоторые хасиды считают своим долгом в праздники наказать «неверных», вот и портят все подряд… Впрочем, их цивилизованные и законопослушные единоверцы как-то пытались объяснить нам, что к рабби Нахману приезжает много грешников, которые хотят встать на путь исправления, но пока у них это не очень получается.
— Подготовка к празднику была омрачена выяснением отношений с местными энергетиками, — рассказывает Владимир, житель улицы Кулика. — Они разослали уведомления, что для того, чтобы в хасидском городке не было перебоев с электроэнергией, ограничат ее подачу нам. Да, мы знаем, что паломники любят яркий свет, причем круглосуточно. Наверное, они хотят, чтобы цадик мог каждого хорошо разглядеть и никого не потерял из виду. К тому же в этом году хасидский городок очень разросся! Вокруг него возвели высокий забор, развернули на территории кухню, столовую, установили несколько огромных палаток, где во время праздника будут жить паломники. Конечно, и электроэнергии требуется больше. Но почему же энергетики решили обеспечивать гостям настоящее «северное сияние» за счет граждан микрорайона? Поскольку, как говорится, такие услуги мы не заказывали, жители дружно собрались и просто не пустили мастеров на нашу улицу. Электрикам пришлось установить в городке паломников дополнительный трансформатор.
— Вспоминаю случай, когда в разгар Рош-Гашана на целых полчаса отключилось электричество, — продолжает Владимир. — Хорошо, что мы запаслись свечами, да и хасиды их всегда много привозят. Зажигать свечи пришлось нам, ведь в праздник им даже это не разрешается. А в многоэтажке на улице Пушкина как-то отключили водоснабжение, так хозяевам пришлось носить гостям воду из колодцев.
Зарабатывают на хасидах все. Таксисты, развозящие их по святым местам в Брацлав и Меджибож, грузчики с тележками, доставляющие вещи по указанным адресам, бабушки, освоившие экспресс-курс английского и продающие гостям овощи со своих огородов за доллары… Кроме того, уманчане, обустраивавшие городок паломников, работают сейчас подсобными рабочими на хасидской кухне.
— К приезду гостей подготовились все городские службы, — сообщил заместитель городского головы Умани Петр Паевский. — По опыту прежних лет знаю, что одна из горячих проблем города в эти дни — вывоз мусора. Поэтому и в городке паломников, и на примыкающих к нему улицах установили дополнительные контейнеры, увеличили количество техники. Коммунальщики трудятся в круглосуточном режиме. Непросто было решить и вопрос водоснабжения городка паломников, ведь гости используют чрезвычайно много воды. Именно поэтому и в многоэтажках, и в частных домах, где обычно проживают хасиды, мы бесплатно установили счетчики воды. Теперь, надеюсь, проблем с оплатой за воду не будет. Кроме того, незадолго до праздников заасфальтировали несколько улиц, средства на это выделил Кабмин.
Полагаю, что после Рош-Гашана городской бюджет пополнится. Часть денег поступит от туристического сбора с паломников и местных жителей, сдающих им жилье. Уманчане должны научиться честно платить налоги. Приняты также меры по охране порядка. В праздники спокойствие горожан и гостей будут охранять около 500 сотрудников милиции и несколько израильских полицейских.
Примечательно, что закона о паломниках в Украине нет, поэтому хасиды приезжают к нам как туристы. Некоторые из них, к сожалению, ведут себя вызывающе. Чтобы иностранцы не забывали, что они находятся в Украине, представители общественных организаций установили рядом с мемориалом цадика украинский флаг.
— Мы уважаем религиозные взгляды паломников, а их упорство и сила воли, с которыми они преодолевают тысячи километров на пути к духовному лидеру, не могут не впечатлять, — отмечает член совета общественных организаций Умани Владимир Гончарук. — Но многие из хасидов, которые купили в Умани жилье и живут здесь постоянно, ведут себя бесцеремонно и нагло. Они все время конфликтуют с местными жителями, захватывают земельные участки и возводят на них самострои, вырубают парки с вековыми деревьями, перегораживают дороги, нарушают правила торговли, круглосуточно включают громкую музыку, в общем, всячески ущемляют гражданские права уманчан. Недавно эти «религиозные» люди избили таксиста, ударили студента лопатой по голове. Почему же уманчане должны это терпеть? Да и сами добропорядочные хасиды сетуют, что в Умани осели те, кто уклоняется от службы в армии или скрывается от правосудия. Нам такие не нужны!
К слову, накануне нынешнего праздника Рош-Гашана нескольких хасидов депортировали на родину. За хулиганство.
1793Читайте нас в Facebook