Сергей Тигипко: «Я готов потерять в рейтинге, но людям буду говорить только правду. И делать дело! Если не сейчас, то со временем это поймут и оценят»
На днях миссия Международного валютного фонда, завершив переговоры с украинским правительством, заявила о намерении рекомендовать Совету директоров МВФ предоставить Украине заем в 14,9 миллиарда долларов. МВФ планирует рассмотреть вопрос о выделении нашей стране кредита в конце июля, после того, как в Украине будут приняты законодательные изменения, касающиеся бюджета и финансового сектора. Вице-премьер-министр Сергей Тигипко в интервью «ФАКТАМ» по поводу грядущих законодательных изменений заявил: «Будем откровенны: в МВФ ждут достаточно жестких мер с нашей стороны. Эти меры создадут определенные проблемы для тех политиков, которые будут о них говорить и внедрять их. Но вариантов у нас нет! Если сотрудничества с МВФ не будет, страна выживет, но мы слишком увеличим свои риски. Если же, не дай Бог, будет еще одна волна кризиса — а сегодня о стабильности пока еще рано говорить, — то Украина очень много потеряет. Поэтому я являюсь сторонником программы сотрудничества с Фондом, несмотря на все его требования».
«Скажу откровенно: ожидания, что реформы в стране пойдут легко и просто, это иллюзия»
— На сегодня основное достижение нового правительства — то, что мы хоть в какой-то мере перестали покорно следовать за развитием событий и начали пытаться на них влиять. Остальную же часть впечатлений составляют преимущественно опасения. Например, в том, что анонсированные масштабные реформы останутся лишь на бумаге. Так долго ли еще Украине ждать реформ?
— Самое главное, что правительству удалось взять ситуацию под контроль и подготовить законодательную почву для модернизации страны. Мы действительно немного потеряли динамику в проведении реформ. Причины? Они состоят в том, что готовых реформаторских законов нет — их надо отрабатывать. При этом многие законы мы согласовываем, например, с Европейской комиссией, а это забирает определенное время. Но если мы хотим получить модерновые, правильные законы, если мы серьезно настроены подписать с Европейским Союзом до конца 2010 года соглашение об ассоциации и получить зону свободной торговли, если мы хотим, наконец, добиться безвизового режима с ЕС, иного пути у нас нет. К объективным причинам буксования реформ я отношу и сложную процедуру утверждения законопроектов в парламенте.
— Но если взять проект Налогового кодекса, то он в Верховной Раде не задержался, хотя и был подан в парламент явно сырым. И теперь время тратится на его доработку
— Проект Налогового кодекса вызывает много замечаний, но то, что мы в кратчайшие сроки подали его на рассмотрение в парламент, — только активизировало его совершенствование. При подготовке кодекса Минфин и Налоговая действительно очень сильно передавили бизнес — и этот перекос будет снят. К обсуждению мы подключили и общественность, и бизнес. Почти каждый пункт проекта Налогового кодекса мы сейчас очень предметно обсуждаем с предпринимателями: с членами Совета предпринимателей, Ассоциации работодателей, Европейской бизнес-ассоциации, с представителями Американской торговой палаты, другими организациями. То есть я встречаюсь и с инвесторами, и с предпринимателями. Проект Налогового кодекса мы дошлифуем. Он будет представлен в Верховной Раде в том виде, который устроит прежде всего нашего отечественного производителя. И это будет качественный документ европейского образца, который даст стимулы к развитию бизнеса и улучшению инвестиционного климата в стране.
— На фоне европейской экономической нестабильности реформы в стране проводить сложно. Многие высказываются, что их лучше отложить до лучших времен. Так ли это?
— Альтернативы реформам нет. Позитив в том, что сейчас и Президент, и Кабинет министров, и коалиция нацелены на реформы, точнее, на их осуществление.
Скажу откровенно: ожидания, что реформы в стране пойдут очень легко и просто, это иллюзия. Реформы всегда сопровождаются определенными сложностями и внутренними боями. Почему? Потому что они затрагивают интересы очень многих людей. Потому что они требуют от политиков и чиновников непопулярных действий. При этом эффект от некоторых шагов будет виден через какое-то время, а люди, как правило, хотят все сегодня и немедленно!
Так что сейчас главное — иметь упорство и действительно реформы провести. Ведь в противном случае мы рискуем скатиться в разряд «несостоявшихся стран».
«Я поддерживаю постепенное усиление гривни, несмотря на то, что это может ухудшить ситуацию для экспортеров»
— В связи с дефицитом бюджета необходимость жесткой экономии средств сейчас — далеко не пустые слова. Как эта необходимость согласуется с планами постоянного повышения социальных стандартов?..
— Давайте, в конце концов, говорить друг другу правду: средства для финансирования все возрастающих потребностей экономика должна заработать! А делать это за счет дефицита бюджета, за счет его увеличения — это путь в никуда! Повышение социальных стандартов, заложенное в бюджете, будет выполняться. На большее рассчитывать не приходится. В нынешнем году дефицит госбюджета составит более 53 миллиардов гривен. Это значит, что данные средства мы добавим в государственный внешний и внутренний долг. Это значит, что мы сами и наши дети будут это все потом выплачивать.
Страны, которые живут не по средствам, раздувают дефицит бюджета, не управляют этим процессом, практически становятся банкротами! Но хорошо, если это страны Евросоюза — тогда Евросоюз бросается на их поддержку. А кто нас поддержит, кто нам поможет?.. Кроме нас самих, я думаю, никто.
Поэтому рекомендую политикам прекратить заниматься популизмом, ведь он действительно может угробить страну. Наверное, повторюсь, но скажу: если сегодня мы будем жить не по средствам, завтра наши дети будут жить в неперспективной стране, которая никому не будет интересна, в которую не придет ни один инвестор!.. Кто от этого выиграет?
Если мы хотим обеспечить достойную жизнь гражданам, то первое, что должны сделать, — создать условия для экономики. Пока что мы, имея тяжелейшую ситуацию, не даем людям реализовать свою инициативу: самим заработать, а заодно поддержать и государство.
Вот почему так много сейчас копьев ломается вокруг проблемы дерегуляции экономики; вот почему, несмотря ни на что, мы говорим о необходимости принятия нового Налогового кодекса; вот почему опять возвращаемся к теме о необходимости создания мощной банковской системы. Без нее у нас будут постоянные проблемы, и мы все время будем зависеть от внешних рынков. Что сейчас происходит? Остановился внешний рынок — все, наши предприятия, наши банки не могут получить финансирование.
Почему, например, экономики Польши, Израиля, Турции намного меньше пострадали от кризиса, по крайней мере, достаточно спокойно пережили это время? Потому что в этих государствах работают мощные национальные банковские системы.
— Что мешает ее созданию в Украине?
— Думаю, не в последнюю очередь нам недостает мужества принять, например, очень непопулярное решение о защите прав кредиторов. Банкам надо помогать, они должны иметь право законодательно забирать залоги, под которые выдавали кредиты. Ведь, по сути, залоги принадлежат вкладчикам банка. Если не заработает эта связка, будут проблемы.
При этом я всегда добавляю, что банки должны побеспокоиться прежде всего о заемщиках — физических лицах. Нельзя допускать, например, конфискации квартиры у человека, который добросовестно выплачивал более пяти лет ипотеку, а потом у него случилась беда — он потерял работу и возможность гасить кредит. В подобных случаях закон о защите прав кредиторов должен быть более лоялен. Например, такому заемщику надо предложить минимум пять программ, которые бы давали отсрочку или возможность снижения процентных платежей. В общем, просто дали бы ему шанс удержаться!.. Но подобный подход необходимо использовать только в отношении людей, которые хотят сотрудничать с банками. Те, которые хотят обмануть финансовые учреждения, должны отвечать за свои действия.
— В период кризиса на пике неопределенности национальная валюта существенно обесценилась. Казалось бы, с наступлением стабильности она должна была в определенной мере вернуться назад. Однако этого практически не произошло. Почему? Остановимся на уровне восьми гривен за доллар до следующего экономического кризиса?
— Нынешнюю ситуацию нельзя назвать стабильной. Я сторонник того, чтобы гривня постепенно усиливалась, несмотря на то, что это может ухудшить ситуацию для экспортеров. Я против того, чтобы наши экспортеры каждый раз решали свои проблемы за счет населения! А мы видим, что именно так и происходит: мы обваливаем гривню, тем самым на такой же процент наше население становится беднее. Потому что зарплату ведь все получают в гривне, а цены привязаны к доллару. Именно поэтому нам надо провести реформы, поэтому мы говорим о сокращении дефицита бюджета — инвесторы в страну придут тогда, когда поверят и увидят, что страна живет по средствам.
Почему я пытаюсь помочь банковскому сектору развернуться, создавая условия для того, чтобы он смог возобновить кредитование? Почему я настаиваю на упрощении регуляторной системы, на сокращении количества видов деятельности, которые лицензируются? Почему в работе над Налоговым кодексом отстаиваю существенное снижение налогового давления и поддержку малого бизнеса? По одной простой причине: потому что только государственная поддержка внутренних и внешних инвесторов даст экономический рост! А экономический рост обеспечит поступление валюты, которая в свою очередь станет основанием для усиления гривни.
Пока что с начала года у нас о-о-очень постепенно растут валютные резервы. Если бы они росли быстрее, вот тогда были бы основания укреплять гривню.
«Надо переходить к режиму экономии! Везде, где можем!»
— Можете спрогнозировать, что будет дальше после «наведения порядка» и «восстановления налоговой справедливости»?
— Сейчас надо переходить к режиму экономии! Везде, где мы можем!.. Посмотрите на нашу пенсионную систему: у нас нет ограничений по максимальным пенсиям. У нас можно выйти на пенсию в 39 лет, отработав 20 лет! И это не шахтеры. Было время, когда мы могли позволить себе обеспечить некоторым подобные льготы. Сегодня ситуация заставляет нас многие вещи пересмотреть.
У нас сейчас расходная часть бюджета Пенсионного фонда составляет 192 миллиарда гривен Из них 29 миллиардов гривен не хватает. Эти деньги мы можем забрать только из госбюджета, который тоже более чем на 70 процентов состоит из заработной платы и других соцвыплат. То есть ситуация непростая. И если мы сейчас не убедим украинцев в необходимости таких жестких мер, как лишение ряда пенсионных льгот отдельных категорий граждан, то потом будут страдать все пенсионеры. Я точно знаю, что допускать такого нельзя!
— А вы анализировали свое политическое будущее в случае, если вам удастся реализовать намеченное? Например, оценивали шансы своей партии на предстоящих выборах?
— А какое будущее ждет страну, если мы не проведем этих реформ? Да, такие шаги делать сложно, и не все их сразу воспримут. Но мне хочется все-таки верить, что за меня голосовали люди, которые не боятся изменений, которые смотрят правде в лицо, которые хотят жить в другой Украине — перспективной, прогнозируемой, благополучной и конкурентоспособной.
Недавно прочел очень интересную статью об Аргентине и Соединенных Штатах, которые в начале XIX века стартовали с одного уровня. У Аргентины внутренний валовой продукт на одного жителя был больше, чем в Италии, и соизмерим с тем, что в Германии. Где сегодня Аргентина, а где — Соединенные Штаты? Нынешнее место в мире Аргентина занимает только из-за того, что тогдашние ее руководители прибегали к популистской политике, играя на эмоциях простых людей. Я не хочу этого! Я готов потерять в рейтинге, я готов потерять поддержку избирателей, но я буду говорить людям правду. И делать дело! Если не сейчас, то со временем это поймут и оценят.
264Читайте нас в Facebook