Правнук автора герба Украины Василия Кричевского: «На украинском сале, борще и варениках я... похудел на 28 килограммов!»
Василий Кричевский-младший впервые увидел родину своего прадеда два года назад, когда ему было 25 лет. Тогда его отец, американский художник-керамист, взял сына с собой в поездку, целью которой было при поддержке общественности защитить от «модернизации» Каневский литературно-мемориальный музей Тараса Шевченко. В то время Министерство культуры Украины приостановило реставрационные работы музея по сохранившимся оригинальным чертежам и эскизам Василия Кричевского. Наследников знаменитого архитектора это возмутило.
«Менi важко розмовляти українською, бо багато людей навколо не говорять рiдною мовою»
— Увы, нам ничего так и не удалось добиться, — рассказывает студент первого курса Полтавского национального технического университета Василий Линде-Кричевский. — По замыслу моего прадеда, работавшего в украинском национальном стиле, фасад музея должна была украшать майолика. Однако на последнем этапе, в конце тридцатых годов прошлого века, советская власть устранила его от участия в строительстве здания, и многие десятилетия оно просуществовало, так сказать, в упрощенном виде. Вместо майолики использовали мозаику. Но в 2006 году мои родственники, которые бережно хранили творческое наследие Василия Кричевского, передали в Канев оригинальные эскизы внутреннего и внешнего оформления здания музея, который, кстати, за все время ни разу не ремонтировался. Надеялись, что историческая справедливость восторжествует. Увы... Правительство выделило на реставрационные работы 50 миллионов гривен. А спустя какое-то время Министерством культуры Украины был утвержден совершенно иной план ремонтных работ, который никак не вязался ни с замыслом Кричевского, ни с образом самого Тараса Шевченко. И теперь вместо витражей на окнах — обычное стекло, вместо паркета — бетон, вместо майолики на стенах — белая краска. А национальных орнаментов нет вообще. Это европейский, но никак не украинский музей!
*Парк напротив Полтавского областного краеведческого музея — любимое место отдыха Василия Линде-Кричевского (фото автора)
— Тем не менее, такое неуважение к памяти человека, с именем которого связано духовное возрождение Украины первой половины ХХ века, не отбило у тебя желания вернуться на родину предков?
— Я имел возможность выбирать, где мне жить и учиться. Мог остаться во Франции, куда поначалу эмигрировала семья прадеда, или в Испании, язык и культура которой мне близки, поскольку моя мама — венесуэлка, а Венесуэла некогда была испанской колонией. Но я вернулся в поселок Опошню Зеньковского района, которую называют гончарной столицей Украины. Два года назад нас с отцом приглашали сюда для участия в Неделе национального гончарного искусства. И с тех пор мое сердце прикипело к этому райскому уголку. Я хочу не просто получить в Украине высшее образование, но остаться здесь навсегда. Хочу знати мою культуру, мої традицiї, мою мову...
— Зов предков?
— Наверное. Только побывав в Украине, я понял, почему мой прадед, живя в Каракасе — столице Венесуэлы, рисовал в основном украинские пейзажи. Он тосковал по природе, среди которой прошло его детство, по людям, что умеют хранить свои многовековые традиции и у которых душа нараспашку...
*Василий Кричевский
— Хочу сделать комплимент — твой украинский язык сейчас гораздо лучше, чем два года назад, когда я видела тебя первый раз.
— О, тогда я вообще ничего не понимал (улыбается). Я только чувствовал, что оказался среди очень гостеприимных, щедрых, интересных, талантливых людей. А как жить среди них и не владеть их языком? Я выучил его в свободном общении, перед поступлением в технический университет. К сожалению, на подготовительных курсах при университете целый год учил только русский язык. Странно, конечно, что иностранцам преподают на русском, а не на украинском. Хоча я принципово розмовляю лише українською. Але, знаєте, це важко, бо багато людей навколо не говорять рiдною мовою. Це дуже погано.
«Гончар из меня не получился, а вот курительные трубки из глины делать умею»
— Помогает ли тебе здесь твоя фамилия?
— Фамилия Кричевский сейчас у многих ассоциируется с известным шансонье Гариком Кричевским. В лучшем случае могут вспомнить художника Федора Кричевского — старшего брата моего прадеда. Увы, большинство не знает, что сделал для Украины Василий Кричевский. Наверное, потому, что это уже далекая история. Но мне кажется, еще и потому, что это имя долгие годы замалчивалось.
*Работы Василия Кричевского отличаются неповторимым украинским колоритом и проникновенностью
— Ты пытаешься восстановить справедливость?
— По возможности, конечно, стараюсь напомнить о многогранном таланте своего прадеда. Буквально на днях вернулся из Львова, где проходила Неделя актуального искусства, в которой я участвовал со своей инсталляцией. Я привез туда фильм «Звенигора», снятый Александром Довженко в 1927 году, художником-постановщиком которого был Василий Кричевский. На проектор повесил рушник, а перед проектором установил велосипед «Украина», собранный из трех старых и выкрашенный в желто-синий цвет. По моему замыслу, зрители как бы въезжают на нем в эпоху, отраженную в фильме.
— Помню, из Америки ты приезжал в кроссовках, разукрашенных орнаментами своего знаменитого прадеда.
— У меня в Нью-Йорке и в Вашингтоне был небольшой бизнес. Я заказывал на фабрике белую спортивную обувь и с помощью специальной технологии наносил на нее рисунки красками. Точно так же украшал одежду. Для американцев делал отдельный дизайн, а для себя и друзей из Украины наносил орнаменты, разработанные Василием Кричевским. Но в последние годы это не приносило больших дивидендов, и перед поездкой в Украину дело пришлось закрыть.
— Та поездка двухгодичной давности, как я понимаю, круто изменила твою судьбу...
— Да, я попал в свою стихию, в свою среду. Моему сердцу здесь все близко. В Национальном музее-заповеднике украинского гончарства в Опошне мне дали отдельную комнату со всеми удобствами, где я целый год жил бесплатно. И хотя гончар из меня не получился, курительные трубки из глины делать умею. В Полтавском техническом университете есть возможность изучать академическое искусство, графику, гончарство, а в Национальной академии искусств во Львове, куда я хочу со временем перевестись, — дизайн.
— Родные не были против твоего выбора?
— Отец, естественно, поддержал меня. И очень гордится тем, что я разговариваю на языке наших предков. Он говорил на нем в детстве, а сейчас только понимает и мечтает выучить снова. Папа помогает мне и материально. А вот мама до сих пор не смирилась с тем, что я уехал в Украину, а не в Венесуэлу.
«Я научил американок делать вареники на пару, как в Украине»
— Василий, ты с пяти лет жил в Соединенных Штатах, но, похоже, так и не стал американцем.
— Это точно. Там все помешаны на деньгах. Поговорить с человеком по душам невозможно. Если я звоню другу и предлагаю встретиться, он обычно отвечает, что у него нет времени, и предлагает перенести встречу на следующую неделю. И так может длиться бесконечно долго. Там работа, работа и ничего, кроме работы. Я, например, шесть лет занимался бизнесом, но за это время ни разу не мог позволить себе отдохнуть — у меня не хватало средств. В Украине все гораздо проще. Здесь любой может скопить за год немного денег и отправиться хотя бы на неделю к морю. Я уже тоже успел побывать в Одессе.
— На велосипеде туда ездил?
— Нет! (Смеется.) Хотя велосипедный спорт я люблю. Мой любимый маршрут Опошня- Полтава. Пятьдесят километров проезжаю за два часа. А первый раз добирался целых четыре! Ну, я тогда и весил 115 килограммов. Сейчас всего 87. Соответственно, и время в пути уменьшилось вдвое.
— Похудел благодаря велосипеду?
— И ему тоже. А вообще основную роль тут сыграло здоровое питание. В Америке много химии в еде, а здесь все натуральное. Люблю борщ, вареники, галушки, голубцы, а особенно сало. Друзья даже прозвали меня салоедом. Однажды в Киеве мы отправились в ресторан, где ребята заказали огромную тарелку нарезанного сала разных видов. Под чеснок и черный хлеб я и не заметил, как все исчезло, — было очень вкусно. В Америке и Венесуэле такого нет.
— Сам себе готовишь?
— Теперь не только для себя буду готовить, но и на всю комнату в общежитии. Нас поселили вчетвером. Ребята из сел, так что натуральными продуктами будем обеспечены. А мне ничего не стоит приготовить хоть украинское, хоть кубинское, итальянское, вьетнамское, африканское или ямайское блюдо. Впрочем, сегодня на ужин у нас будет венесуэльское кочино фрито.
— Не поделишься рецептом?
— Две чашки длиннозернистого риса нужно сварить в трех чашках воды вместе с небольшим количеством нарезанного лука, чеснока и сладкого перца. Свиное филе нарезать кубиками, поджарить на постном масле до золотистой корочки. Добавить лук, чеснок, зелень, соевый соус, специи и пряности к мясу, обязательно зиру (она продается в здешних магазинах) — без нее вкус совершенно не тот. И все это смешать с приготовленным рисом.
— Должно быть вкусно. А своих родственников в Америке ты уже приучил к украинской кухне?
— И не только родственников. Три года назад я участвовал в фестивале вареников в Штатах, который организовала одна из православных церквей. Сначала женщины были против того, чтобы я наравне с ними лепил вареники. Дескать, не мужское это дело. Затем они раскритиковали мои вареники с вишнями из-за их больших размеров. Но, попробовав, стали просить рецепт. А весь секрет состоял в том, что я варил вареники не в воде, а на пару, как это делают украинцы.
— Я заметила, что ты постоянно проводишь параллели между Америкой и Украиной. Причем об Украине отзываешься более лестно. Разве в нашем обществе нет недостатков?
— Почему же? Мне не нравится, например, что украинцы много говорят о своих проблемах, но при этом ничего не делают для того, чтобы жить лучше. Однi тяжко працюють i при цьому живуть бiдно, а iншi розкошують, нiчого не роблячи. Однак i в Америцi не все так добре, як видається звiдси. Там також iснує соцiальна несправедливiсть.
— У тебя уже есть любимые места в Полтаве?
— Часто хожу в небольшой сквер, расположенный возле железнодорожного вокзала, и наблюдаю за поездами. Но самое любимое место — это, конечно же, парк напротив краеведческого музея, построенного по проекту моего прадедушки. Изначально в этом здании, которое считается первым образцом украинской архитектуры нового стиля, размещалось губернское земство, им восхищался царь Николай Второй, приезжавший на празднование
Читайте нас в Facebook