Подавая отчетность в электронном виде, предприниматели могут вообще не посещать налоговую инспекцию
Разнообразие и удобство интернет-сервисов трудно переоценить. Чего только сейчас люди не делают в онлайн-режиме: оплачивают коммунальные услуги, пополняют счет мобильного телефона, управляют своими банковскими счетами, слушают музыку, смотрят фильмы, покупают продукты... Такая популярность электронных услуг вполне объяснима: она обеспечивает легкость, доступность, удобство и комфорт любой операции. А главное — в минимальные сроки. Поэтому появившиеся недавно онлайн-сервисы для налогоплательщиков тоже должны были облегчить жизнь нашим предпринимателям. Как именно? Об этом мы спросили у директора департамента информатизации и учета налогоплательщиков Государственной налоговой службы Украины Мирослава Лабы.
«Хотим создать условия для спокойной работы бизнеса: чтобы люди не тратили время на походы в налоговую, очереди...»
— Мирослав Стефанович, предприниматели звонят в редакцию, жалуются, что налоговая требует отчитываться в электронном виде. Так это обязательно или нет?
— Конечно, нет! Ни один законодательный акт не предусматривает обязательную подачу налоговой отчетности в электронном виде для малого бизнеса. Налоговый кодекс определяет такой порядок только для крупных налогоплательщиков.
Вопрос тут в другом, в удобстве. Предпринимателям удобно подавать такую отчетность, а службе — ее обрабатывать. Активное внедрение электронных услуг началось пару лет назад. Помните, какие были очереди в налоговых?
— Кто ж этого не помнит?! И даже если выстоишь, попробуй еще сдай бумаги. Например, в некоторых инспекциях предприниматели испытывали трудности с подачей документов.
— Вот поэтому руководством налоговой была поставлена задача — перевести процесс в онлайн-режим. Мы начали активно развивать систему электронных сервисов. Хотим создать условия для спокойной работы бизнеса: чтобы люди были довольны, не тратили время на походы в налоговую инспекцию, очереди...
Поначалу электронными сервисами начали пользоваться более продвинутые бухгалтеры. Потом — те, кто неплохо разбирается в возможностях интернет-услуг и может оценить их удобство. А затем к процессу стали подключать остальных. Тогда-то, к сожалению, и начались жалобы на то, что людей «заставляют» переходить на онлайн-обслуживание. Но я еще раз повторю: электронные сервисы являются исключительно добровольной альтернативой подачи отчетности. Никто никого не принуждает. Однако мы прилагаем максимум усилий для того, чтобы показать людям удобство и простоту услуг.
— Тогда давайте поговорим о том, что имеется в виду под «электронными сервисами». Что конкретно можно делать онлайн и позволяют ли эти услуги совсем не ходить в налоговую?
— Подача отчетности в электронном виде позволяет предпринимателям вообще не посещать налоговую службу. Им нужно будет прийти в инспекцию только один раз — получить электронный ключ. А договор об обслуживании плательщики, имеющие электронный ключ, уже смогут заключить через интернет.
— Какой договор, какой ключ?
— Налогоплательщику необходимо заключить с налоговой инспекцией, в которой он стоит на учете, договор о признании электронных документов. Также ему нужно предоставить усиленные сертификаты открытых ключей должностных лиц, имеющих право подписи (руководитель, бухгалтер), и печать.
— Это могут сделать и физические лица тоже?
— Конечно! Более того, предпринимателям это очень удобно. Особенно тем, у кого нет наемных работников.
— Почему?
— Ведь на протяжении года они отчитываются в основном перед одной налоговой службой. И если переведут свои контакты на онлайн-основу, им нужно будет только раз в год ездить в Пенсионный фонд.
А вот представители предприятий, а также предприниматели, у которых есть работники, вынуждены ежеквартально посещать и Пенсионный фонд, и другие инстанции. Поэтому мы хотим со временем организовать единую службу приема отчетности в электронном виде — не только налоговой, но и пенсионной, статистической... В общем, всех предусмотренных для предпринимателей документов. Чтобы еще больше упростить ведение бизнеса.
«Наша амбициозная цель — обслуживать 99 процентов плательщиков через интернет»
— Куда и как нужно подавать электронные отчеты? Их пересылают по электронной почте или необходимо скачать определенную программу и с ее помощью размещать документы на каком-то сайте?
— Существует специальная программа для формирования отчетности в электронном виде. Ее можно скачать на нашем сайте (www.sts.gov.ua), причем бесплатно. Сформировав отчет, его следует заверить электронной подписью (так называемый электронный ключ) и переслать по электронной почте.
— Куда?
— Налоговая отчетность в электронном виде принимается через единый адрес информационного портала органов Государственной налоговой службы: [email protected]. Кстати, портал автоматически обрабатывает документы и только потом пересылает их в соответствующие налоговые инспекции.
Как видите, для предоставления налоговой отчетности имеет значение не местонахождение плательщика, а наличие у него доступа к интернету. Нынешние информационные технологии позволяют послать отчет в налоговую даже в том случае, если руководство находится на отдыхе в Карпатах или на море.
— С электронными ключами тоже вроде существовали проблемы. Их мало где можно было получить. Да и стоило это в сертифицированных центрах от 50 до 250 гривен.
— Да, такая проблема была. Поэтому с мая начал работать Аккредитованный центр сертификации ключей (АЦСК) Государственной налоговой службы, который занимается выдачей бесплатных электронных ключей. В настоящее время у нас уже 36 центров — одиннадцать в Киеве, а также в каждой области. Услугами наших центров воспользовались почти 34 тысячи налогоплательщиков. Причем большинство из них (60 процентов, то есть свыше 20 тысяч) это физические лица — предприниматели.
— А ваши центры точно бесплатно выдают ключи?
— Абсолютно точно — бесплатно. Для получения электронного ключа следует обратиться в ближайшее представительство АЦСК. Вся необходимая информация об этом выложена на сайте АЦСК: www.cskidd.gov.ua.
Если налогоплательщик правильно заполнил заявление и имеет на руках все документы, то он в этот же день получит сертификаты открытых ключей, действующих один год.
— Хорошо, мне дали ключ, я подписала договор с налоговой. После этого могу только отчеты им по электронной почте отправлять или есть еще какие-то онлайн-сервисы?
— Конечно, есть! Мы активно переводим общение граждан с налоговой в онлайн-режим. Наша амбициозная цель — обслуживать 99 процентов налогоплательщиков через интернет. Это и удобно, и позволяет преодолеть коррупционные моменты в процессе нашего сотрудничества.
— Да на бумаге и конвертах уже сколько можно сэкономить...
— Верно. Бумага, конверты, почтовая пересылка — все это дополнительные расходы налогоплательщиков.
Сегодня уже почти 400 тысяч плательщиков отчитываются через интернет. Кроме того, Государственная налоговая служба начала выдавать предпринимателям некоторые справки в электронном виде.
— Какие?
— Например, справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам (обязательных платежей), контролируемым налоговыми органами, сейчас можно получить как в бумажном, так и в электронном виде. Также по запросу налогоплательщиков отправляются по интернету выписки из Единого реестра налоговых накладных и справка расчетов по бюджету.
— Получить справку таким образом вправе любой предприниматель или же только тот, кто сдает электронные отчеты?
— Это может сделать налогоплательщик, имеющий электронный ключ. Он посылает на портал электронный запрос, отметив способ получения справки — в бумажном или электронном виде.
Кроме того, мы начали обрабатывать заявления на выдачу свидетельства плательщика НДС в электронном режиме. Это удобно для бизнеса и позволяет проследить за тем, чтобы не был нарушен срок, установленный для оформления свидетельства, — пять дней.
Ежемесячно плательщикам рассылают справки об объемах налогового кредита, который сформирован за счет налоговых накладных, и информационные сообщения о наличии налогового долга.
— Вот эти сообщения о наличии долга — с какой регулярностью они приходят и каков их статус?
— Сообщения отправляются один раз в месяц. Они рассылаются всем предпринимателям, которые подают отчетность в электронном виде и имеют к первому числу месяца налоговую задолженность. Это сообщения исключительно информационного характера и не могут использоваться во взаимоотношениях с третьими лицами.
— То есть если предпринимателю пришло сообщение о наличии долга по единому налогу, то это еще не означает суд, конфискацию имущества и большие штрафы?
— Нет. Это напоминание, что человек по каким-то причинам не внес вовремя положенный платеж. В 90 процентах случаев после таких напоминаний все долги оперативно погашаются. Так, в августе после получения уведомления плательщики направили в бюджет дополнительно свыше 260 миллионов гривен в счет погашения долга.
«Возможно, вскоре у каждого жителя страны появится свой «кабинет налогоплательщика»
— Кстати, в июле пару дней ваш сервер не принимал электронные отчеты. Как поступать человеку в случае таких сбоев?
— Права и обязанности налогоплательщиков и налоговой службы определены договором о признании электронных документов. В этом же договоре указаны пути решения спорных вопросов. Вы должны понять: сейчас мы работаем на оборудовании, приобретенном еще в 2008 году. За четыре года IT-рынок продвинулся далеко вперед. Мы с начала года приняли 63 миллиона электронных документов. Поэтому для того, чтобы обеспечить максимальную надежность портала, мы трудимся над усилением технической базы обработки электронных документов. Хочу отметить, что Министерство финансов с пониманием отнеслось к нашим инновациям и выделило необходимые средства на обновление серверной базы.
Безусловно, мы продлили срок приема отчетности. И, кстати, во время июльского сбоя ни один документ не был утрачен. Фактически просто случались задержки при пересылке налоговой отчетности на районный уровень.
— И все отчеты, которые были оформлены даже с опозданием, инспекции приняли?
— Конечно! Мы всегда стараемся идти навстречу налогоплательщику. Кстати, в случае возникновения каких-либо вопросов по поводу работы электронных сервисов человек всегда может обратиться в информационный центр налоговой службы по телефону:
Также подписали с ведущим отечественным разработчиком программного обеспечения меморандум по улучшению процесса подачи отчетности в электронном виде, внедрению электронных сервисов и развитию электронного документооборота. Надеемся, что их опыт и наш энтузиазм позволят совместными усилиями создать оптимальный программный продукт, который поможет масштабно развивать электронные сервисы в нашей стране.
Кроме того, мы изучаем опыт зарубежных стран и стараемся перенять наиболее прогрессивные наработки. Так, собрав все лучшее, что есть в практике европейских и североамериканских налоговых органов, инициировали создание уникального сервиса — «кабинет налогоплательщика».
— Что это за сервис и кто им будет пользоваться?
— Думаю, что им смогут воспользоваться все граждане нашей страны. Вы же знаете, что со временем планируется внедрить общеобязательное декларирование своих доходов...
— Всеми гражданами и всех доходов?
— Да. Как в США. Так вот, мы сейчас думаем над возможностью упрощения процедуры подачи декларации. Мы уже давно сотрудничаем со всеми заинтересованными органами власти, обмениваемся с ними информацией. Так что получаем сведения об автомобилях в ГАИ, о наличии квартир и возможной их сдаче в аренду — от жэков, о земельных паях, которыми владеет человек, — от Госкомзема, о наследстве и подарках — от нотариусов. Официальные доходы людей тоже проходят через нашу базу... Таким образом, мы сможем практически на 95 процентов сформировать декларацию о доходах и имуществе человека.
— Что же тогда приходится на остальные 5 процентов, о которых вы не знаете?
— Это доходы, которые не оформлены официально, если таковые были. Но тут опять-таки нужно понимать: налоговая служба будет формировать электронные декларации только для того, чтобы было удобно гражданам. Мы поможем налогоплательщикам уменьшить количество ошибок. Кроме того, вы же знаете, что многие вещи забываются. Например, может человек не вспомнить о разовой подработке, которая была еще в феврале? Да легко! Самое главное, что, если какая-то информация, по мнению налогоплательщика, не соответствует действительности, он вправе ее исправить.
— А когда может начаться всеобщее декларирование доходов?
— Все процессы имеют свои этапы прохождения. Для внедрения такого декларирования должны быть приняты необходимые законодательные решения. Мы к этому активно готовимся.
11276Читайте нас в Facebook