Юрий Цверкун: «Я не стремлюсь быть очень богатым, а хочу быть счастливым»
— В детстве я часто задавал себе вопрос: почему у меня нет велосипеда, а у родителей — машины? — рассказывает Юрий Цверкун. — Не то чтобы чувствовал себя ущербным, но было обидно. Родился я в обычной семье: мама всю жизнь проработала переводчиком, отец — моряк, так что особым достатком мы похвастаться не могли. Еще подростком понял, что нужно либо самостоятельно добиваться исполнения своих желаний, либо вовсе от них отказаться. Поэтому с 13 лет начал подрабатывать где только можно было: курьером, листовки и газеты раздавал в переходах. Конечно же, все это неофициально — кто же захочет взять на работу подростка!? Мои друзья были постарше и, устраиваясь на очередное место, говорили, что будут выполнять двойную норму. Эту работу делал я и получал по тем временам большие для мальчишки деньги — 10 гривен в день.
— А на что вы их тратили?
— Занимался накопительством (улыбается). Друзья покупали какие-то музыкальные диски, а я удивлялся: разве это самое нужное? Сейчас уже не помню, что именно сам купил. По-моему, какую-то одежду. А перед одиннадцатым классом я совершенно случайно устроился на первую настоящую работу. Помню, в начале летних каникул пришел на собеседование в колл-центр «Нокии», и меня приняли оператором горячей линии. Но чудом было не это, а то, что на фирме забыли поинтересоваться моим возрастом. И только в первый рабочий день, когда я заполнял анкету, там поняли, что приняли на работу... школьника. Огромное им спасибо, что не уволили сразу. Будучи мальчиком далеко не глупым, я хорошо разбирался в компьютерах, быстро печатал и всегда старался казаться старше. С 16 лет из костюмов не вылезал! Почему? Потому что намного выгоднее купить один недорогой костюм и несколько рубашек, чем одеваться стильно, но дорого. На работе пахал, как проклятый, и за лето стал лучшим сотрудником. А когда начался учебный год, то работал по две смены в выходные, учился и параллельно готовился к поступлению в университет.
— Зарабатывали деньги на учебу?
— Родители всю жизнь собирали деньги на квартиру, но решили вложить их в мое образование. Я каким-то чудом поступил на юридический факультет университета имени Тараса Шевченко. Сначала — на контракт, потом удалось перевестись на бюджетную форму обучения. Вот тогда в моей жизни началась настоящая жара! Вставал в шесть утра, к восьми ехал на пары, а к двум — на работу. Домой возвращался часов в одиннадцать вечера. Так что на сон и подготовку к занятиям оставалось всего семь часов. Помню, что засыпал везде: в общественном транспорте, на лекциях, во время перемен. Но, несмотря на все трудности, был счастлив! Интригу в мою жизнь добавлял и тот факт, что я попал в первую группу, где учились дети «особо одаренных родителей».
— И как к вам относились отпрыски сильных мира сего?
— А я блефовал, и они принимали меня за своего. Всегда был одет в приличный костюм. Никто ведь мне под полу не лез в поисках бирки с известной маркой. А мобильные телефоны мог менять практически каждый день — на работе ведь были самые последние модели. К
После колл-центра я по счастливой случайности попал на работу к одному украинскому олигарху. Сначала работал помощником, потом заместителем директора в его фирме. Именно там понял, как нужно вести бизнес и где можно зарабатывать деньги. Но в 2008 году случился кризис, и фирма, занимавшаяся недвижимостью, закрылась, а все сотрудники оказались на улице. Этот период жизни я назвал бы так: шаг вперед как следствие пинка под зад.
— Страшно было все начинать с нуля?
— Просто другого выхода не было. Идея с бюро переводов возникла давно. Я, в общем, понимал, как нужно организовать этот бизнес, поскольку мама всю жизнь проработала переводчиком. А мой партнер, Андрей Мельник, занялся рекламой и продвижением наших услуг через интернет.
— Каков был ваш стартовый капитал?
— Тогда я не вложил в «Профпереклад» ни одной копейки! Сначала было всего несколько человек, работающих на дому. Офис появился только после того, как мы на него заработали. До сих пор мурашки по коже, когда вспоминаю первый крупный заказ. Клиент позвонил в выходной день, попросил перевести нереально огромное количество документов. Люди не спали несколько ночей, над заказом трудилось рекордное для нас количество переводчиков — 20 человек. Это сейчас у меня 120 сотрудников, а тогда это был какой-то «взрыв мозга». Благодаря этому заказу у нас появились деньги, чтобы купить принтер и арендовать помещение. Мы стали потихоньку развиваться, появились такие крупные клиенты, как «Инком», «Новый канал», Hyundai Corporation Korea, General Electric Украина, представительства VOLVO и LG, фармацевтическая фирма «Дарница»...
— Если не секрет, как распоряжаетесь прибылью?
— Массу сил и средств мы вкладываем в наших сотрудников. Проводим бизнес-тренинги, чтобы выработать у персонала понимание того, кто такой клиент и как правильно с ним общаться. Если, к примеру, переводчик где-то «накосячит», то никакая великолепная работа менеджера с клиентом не поможет. Ведь заказ все равно выполнен плохо. А если перевод качественный, но менеджер недостаточно корректен, то клиент все равно уйдет неудовлетворенным. Мне же нужно, чтобы заказчики были довольны качеством наших услуг и всегда возвращались в «Профпереклад».
*Идея нашего проекта «Покинь зону своего комфорта» состоит в том, что чудеса случаются, но для этого нужно, так сказать, оторваться от дивана
Проводя тренинги, мы добиваемся, чтобы каждый сотрудник понимал важность своей работы как части нашего общего дела. Ведь от этого зависит успешная деятельность да и само существование компании. Кроме того, вкладываю средства в личное образование. Конечно, я могу себе купить очередную дорогую машину, но умнее от этого не стану. А если потрачу деньги на самосовершенствование, то изменюсь в лучшую сторону. К сожалению, в детстве я интересовался не столько знаниями, сколько отличными оценками. Теперь приходится наверстывать упущенное.
— А дорогие костюмы носить начали?
— Моему портному лет 70 и работает он в заштатном ателье на левом берегу. Я одеваюсь у него уже лет пять. Три костюма, штук 20 рубашек, две пары джинсов, с десяток футболок — вот, пожалуй, и весь мой гардероб. Я ненавижу лишние вещи и за дорогими тряпками не гоняюсь. Могу, конечно же, позволить себе рубашку за 200 долларов, но не на каждый день.
— Юрий, скажите, а мечта-то у вас есть?
— Ежегодный рост количества клиентов и оборотов компании, выход на первые позиции в своем сегменте рынка. А еще я хочу в 30 лет... уйти на пенсию.
— Неожиданно...
— Но это не значит, что я собираюсь в потолок плевать. Когда работа фирмы организована правильно, ее владелец может сосредоточиться на каких-то стратегических проблемах, а не проверять каждый шаг сотрудников. Планирую так построить бизнес, чтобы он приносил доход без моего активного вмешательства. Хочу, чтобы у меня были средства, которые обеспечили бы мне и моей будущей семье достойное существование. Мне не нужен «роллс-ройс» или огромный дом. Я искренне не понимаю аппетитов некоторых богатых людей. Вот поэтому я на самом деле не стремлюсь быть очень богатым, а хочу быть просто счастливым.
— Я так понимаю, что спрашивать вас о хобби бесполезно...
— При двенадцатичасовом рабочем дне и выходных, отданных самообразованию? Откровенно говоря, я и без хобби загибаюсь (улыбается). Правда, есть одно увлечение. Проработав месяца полтора без выходных, позволяю себе уехать куда-нибудь на недельку и просто погулять, развеяться. Мой партнер Андрей очень любит путешествовать и меня увлек этим. Мы назвали наш проект «Покинь зону своего комфорта». Его идея состоит в том, что чудеса случаются, но для этого нужно, так сказать, оторваться от дивана. Зона комфорта у каждого своя, и выходя из нее, мы обязательно получаем какие-то новые впечатления.
У нас есть друзья, которые готовы ехать с нами в любой конец света. Мы и по бездорожью на квадроциклах гоняем, и на самолетах летаем, и в турпоходы ходим. А один из дней рождения Андрея отметили... под землей — во второй по величине пещере мира, которая находится в Тернопольской области. Двенадцать часов шли по маршруту! Мне-то хорошо — я невысокий, а вот моему двухметровому партнеру приходилось тяжко. Вылезли грязные, как черти, уставшие, но довольные. А летом собираемся на яхтах в виски-тур по островам Шотландии. Как видите, мы стараемся жить очень активно.
— С такой любовью к путешествиям вам самое время увлечься фотографией.
— Предпочитаю коллекционировать впечатления, а не фотоснимки. А еще мы с друзьями играем в «Мафию». Кстати, наша команда в прошлом году победила на мировом чемпионате.
— Юрий, а что бы вы посоветовали тем, кто только задумывается об организации своего бизнеса?
— Нужно четко понимать, чего ты хочешь, вкалывать, не жалея себя, и идти к цели. Ну и, может быть, немного блефовать. Читал как-то об одной американке, у которой после автокатастрофы начались проблемы с мозговой деятельностью: она стала с трудом соображать, IQ на порядок упал. Девушка обратилась к специалистам и ей посоветовали... притворяться. Следуя этому совету, она поступила в колледж, окончила его и получила научную степень. То есть притворялась, пока у нее что-то не получилось.
Так же поступал и я. Например, в университете был далеко не самым усердным и умным студентом, но это не помешало мне выиграть несколько крупных конкурсов. Я — единственный из студентов юрфака — стал стипендиатом программы «Завтра. ua» Фонда Виктора Пинчука. Помню, у них проводился достаточно серьезный отбор и по научным работам, и по личностным качествам кандидатов. Высший балл по Украине, который ставили эксперты-психологи, — 93, а я получил 98 баллов. Меня даже как-то назвали гением. Но никакой я не гений, а просто очень целеустремленный человек. У меня в жизни не было особо благоприятных стартовых условий для достижения успеха. Правда, случались какие-то совпадения, удачные знакомства, иногда просто везло, но отнюдь не это стало основополагающим. Мы с партнером, когда начинали совместный бизнес, пахали на износ, не жалея себя, и именно поэтому все у нас получилось.
8405Читайте нас в Facebook