«Возможно, трагический уход Лены Майоровой из жизни связан с мистическими ролями, которых она совершенно не боялась»
Елена Майорова дебютировала в эпизоде знаменитого фильма Ильи Фреза «Вам и не снилось». Потом были
*Фильм «Вам и не снилось», где Елена Майорова сыграла Зою, стал замечательным стартом творческой карьеры актрисы. Кадр из фильма, 1980 год
Произошедшая с Майоровой трагедия до сих пор не оставляет равнодушными поклонников актрисы. 23 августа 1997 года она выбежала из подъезда своего дома в самом центре Москвы, пылая, как факел. Модное и так шедшее ей платье из синтетики не оставило Елене никаких шансов — она получила ожог
О своей подруге и названой сестре рассказывает актриса Анна Гуляренко.
«В детстве Майорова не выговаривала букву „р“, но во взрослом возрасте этот дефект дикции исправила»
— Анна Юрьевна, почему вы с Еленой называли себя сестрами?
— Когда мы с ней познакомились и все друг о друге узнали, оказалось, что у нас рядом дни рождения, да и вообще мы во многом похожи. Вот и почувствовали себя родными. Встретились на вступительных экзаменах в ГИТИС и как-то сразу почувствовали взаимную симпатию. «Давай дружить!» — тут же предложила одна, а другая радостно подхватила: «Давай!» Лена и я попали в одну десятку. На экзамен по специальности нас, абитуриентов, запускали по десять человек. Лена замечательно читала, сразу было понятно, что ее возьмут. Во время учебы мы жили в одной комнате в общежитии, потом квартиру вместе снимали. Дружили всю жизнь. Отношения, которые складываются в детстве и юности, как правило, оказываются самыми крепкими.
*Анна Гуляренко считала Майорову своей названой сестрой
— Не ссорились?
— Всякое бывало. В дружбе, как и в семье, случается по-разному. Помню, как она на меня обиделась из-за того, что я пообещала ей не курить (была у меня раньше такая дурная привычка, Лена гораздо позже начала курить), но не сделала этого. «Бросай!» — все время твердила она мне. Я каждый раз обещала, но тяга к сигаретам оказывалась сильнее. После очередной такой клятвы Ленка вернулась в общежитие раньше положенного и увидела, что я курю. Ничего не сказав, она бросила сумку, развернулась и вышла. Потом появилась со словами: «Не буду с тобой больше разговаривать — ты меня обманула». Характер у Лены был твердый. Она действительно не разговаривала со мной недели три, из-за чего я ужасно мучилась, пока мы с ней наконец-то не помирились.
— Елена была красавицей.
— Невероятной: высокого роста, с тонкими чертами лица и глазами небесно-голубого цвета. Я таких, пожалуй, больше не видела. Ленка вообще человек уникальный и внешне, и внутренне. Такие, как она, редко рождаются — возможно, один человек на миллион.
Несмотря на свою впечатляющую внешность, в институте Майорова играла простых девчонок. Правда, были у нее и роли, в которых она вовсю пользовалась своей внешностью — например, Багира в «Маугли» или Царица. Могла сыграть все, в том числе и комедию. В детстве Лена не выговаривала букву «р», но уже взрослой этот дефект дикции исправила. Правда, иногда пользовалась им как изобразительным средством. В фильме Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты» сделала этот штрих изюминкой своей героини — она так забавно грассирует.
— Часто актеры считают себя невостребованными. Майорову ее творческая судьба устраивала?
— Ей нравились роли, которые играла в кино, с удовольствием работала во МХАТе с Олегом Николаевичем Ефремовым. Но даже самый успешный актер считает, что мог бы сыграть больше и лучше, и Лена в этом смысле не исключение.
— Мужчинам Елена нравилась?
— Очень! Она была не только красивой, что, конечно же, привлекает мужчин, но и обаятельной, веселой, с чувством юмора. В жизни, как и все мы, могла грустить, быть смурной, но в компаниях умела веселиться сама и «заводить» других.
Первый брак у Лены не сложился, а вот со вторым мужем, художником Сережей Шерстюком, они были очень счастливы. История их знакомства была невероятно романтическая, возможно, даже с оттенком мистики. В общежитии она как-то сказала: «Сейчас откроется дверь — и войдет Он». Буквально через мгновение дверь действительно распахнулась, и на пороге появился Сережа. Они посмотрели друг на друга и — все. Видимо, любовь с первого взгляда все-таки существует.
«Раз мне не суждено иметь детей, то стану великой актрисой», — говорила подруга«
— Она сильно переживала из-за невозможности иметь детей?
— Этот диагноз Лене поставили еще в институте, на втором курсе. В детстве она болела туберкулезом, ее лечили сильными препаратами, у которых был побочный эффект. Впоследствии пришлось делать операцию. Услышав окончательный вердикт врачей, Лена сказала: «Раз я не смогу иметь детей, то брошу все силы на другое — стану великой актрисой». Поэтому нельзя сказать, что диагноз бесплодие стал для нее трагедией. Возможно, она так отнеслась к невозможности иметь детей потому, что была еще очень молода, а потом поменяла мнение, но я об этом ничего не знаю.
— Что же все-таки случилось в тот роковой день? Убийство, самоубийство, несчастный случай?
— То, что это не убийство, показало следствие. Не была ее смерть и самоубийством, у Лены не было для этого оснований. После случившегося мы часто встречались с ее мужем Сережей, пока он еще был жив (удивительная история, его не стало через девять месяцев — день в день! — после гибели Лены), а сейчас обсуждаем те события с сестрой Сергея и ее сыном. И все мы — как, впрочем, в свое время и следствие — склоняемся к убийству по неосторожности. Хотя полной правды никто из нас никогда не узнает.
Года через два после того, как Лены не стало, мне приснился сон: я вставляю в видеомагнитофон кассету (тогда еще не было дисков), на которой записан монолог Лены — она рассказывает, что с ней произошло. Как только она замолкает, я просыпаюсь и говорю мужу: «Представляешь, оказывается...» И в ту же секунду забываю все, что Лена говорила мне во сне. Может быть, она действительно хотела рассказать, как все было на самом деле, а я, дура, забыла! А возможно, этот сон — плод моих душевных терзаний, я ведь все время мысленно возвращаюсь к этой трагедии. Раньше Лена часто приходила ко мне во сне, сейчас такое случается реже.
«У Лены был ожог 85-ти процентов тела — сразу было понятно, что она не выживет»
— Накануне трагедии вы с ней общались?
— К сожалению, нет. Мы не встречались, наверное, около года — у нее было много работы, у меня тоже. Конечно, если бы я могла хотя бы предположить, что случится такое горе, бросила бы все и примчалась к ней, но никаких предчувствий не было.
Зато был от нее звонок... с того света. После похорон, на которые приехала из Испании наша однокурсница Марина Шиманская, мы сидели в гостях, и вдруг мне говорят: «Аня, с тобой хочет по телефону поговорить одна девочка, Наташа, она была подругой Лены, сейчас живет в Минске». Оказалось, одно время они с Майоровой много общались, Лена даже готовила ее к поступлению в институт. Наташа рассказала, что Лена часто повторяла: «Если со мной что-нибудь случится, обязательно позвоните Гуле!» При этом Наташа не могла понять, что Аня Гуляренко и Гуля (мое институтское прозвище) — один и тот же человек.
— Значит, Майорова чувствовала: что-то должно произойти?
— Когда мы с ней были еще молоденькими дурочками, одна девочка, по национальности полуцыганка, в общежитии нагадала, что после сорока лет мы с Леной сойдем с ума. Мы решили, коль скоро мы с ней обе Близнецы, то и судьба у нас будет одинаковой. И договорились держаться вместе, помогать друг другу. Не знаю, что произошло с Ленкой во взрослом возрасте, почему она вдруг сказала Наташе такую фразу, но, наверное, основания для этого у нее были.
— Как вы узнали о том, что произошло?
— Мне позвонили в театр, когда я вышла после спектакля. Наш однокурсник Миша Хомяков сказал, что с Леной произошел несчастный случай — у нее ожог
Хорошо помню, как мы с Шиманской приехали к Майоровой на квартиру. На лестнице были жуткие черные пятна, как потом оказалось, их оставили расплавленные потеки от платья Лены. Какая страшная смерть!
— После смерти Майоровой вы озвучивали ее героиню в фильме «На ножах».
— Заканчивала озвучивать, потому что значительную часть работы Лена успела сделать сама. У нас с ней очень похожи голоса. Татьяна Догилева, дружившая с Леной в последние годы, хотела озвучить эту роль Майоровой, но голос не подошел. Поэтому, как только я пришла в студию, режиссер картины Александр Иванов, услышав меня, сказал, что у него мурашки побежали по коже. А когда закончили, признался: «Я был уверен, что все получится — нас Лена поддерживает». Мы действительно как-то чувствовали ее присутствие.
— У этой картины, как, собственно, и романа Лескова, по которому он снят, дурная репутация: съемочную группу преследовали несчастья.
— Озвучивать мне и, правда, было страшно и тяжело. На экране я видела Ленку — живую, красивую. Трудно было осознать, что ее больше нет. После каждой смены меня буквально трясло.
Что касается так называемых мистических произведений, то я, наверное, не осмелилась бы играть леди Макбет. А у Лены было несколько таких не рекомендованных ролей: Глафира в сериале «На ножах», Тойбеле в спектакле «Тойбеле и ее демон» и даже сама Смерть в картине «Послушай, не идет ли дождь». Кто знает, возможно, ее ранний и трагический уход из жизни связан и с этими запретными для актеров ролями.
Фото в заголовке с сайта socionica.com
10852Читайте нас в Facebook