Хор «Калина»: «Эти люди похожи в своей энергетике и взаимно дополняют друг друга»
В «Grand Palais» («Большой дворец») на Елисейских Полях, на огромной арене одновременно выступали артисты и лошади. И это был не цирк, а необыкновенной красоты представление. Накануне знаменитый французский дрессировщик Жан-Франде Пиньон, готовивший животных к выступлению, очень волновался по поводу того, не разбегутся ли они — с их страхом и инстинктом самосохранения, — оказавшись между музыкантами, певцами и зрителями. К счастью, все прошло безукоризненно. А руководитель украинского народного хора «Калина» Полтавского национального педагогического университета имени
«Тридцать пять минут для такого представления мало»
Скорее всего, Григорий Левченко и Жан-Франде Пиньон никогда бы не встретились, если бы не режиссер-документалист из Швейцарии Катрин Азад. Вместе с мужем Фредериком Гонзетом, тоже режиссером, она ездит по миру ради встреч с необыкновенными людьми. Двадцать с лишним лет назад профессиональное любопытство привело творческую пару в Полтаву. Супругам посоветовали побывать на репетиции украинского народного хора «Калина» Полтавского пединститута (университетом он стал позже), создателем и руководителем которого является Григорий Левченко — заслуженный работник культуры Украины, заслуженный деятель искусств Украины, профессор, заведующий кафедрой музыки педагогического вуза, хоровой дирижер, композитор, педагог. С тех пор они дружат. Катрин много раз устраивала гастроли «Калины» в Швейцарии, Германии, Франции, пропагандируя украинское искусство. Она даже организовала и возглавила у себя на родине общество с таким же названием, которое занимается культурным обменом с Украиной.
Позже супруги-режиссеры познакомились с Жан-Франде Пиньоном, и у них возникла идея свести два таланта вместе.
*Григорий Левченко вместе со своим талантливым коллективом давно и успешно пропагандирует культуру Украины далеко за ее пределами (фото предоставлено Григорием Левченко)
— Эти люди похожи в своей энергетике, в своем профессиональном горении и взаимно дополняют друг друга. Их подопечные понимают без слов, — объясняет Катрин Азад выбор героев для своего фильма. — Но как объединить таких разных людей вместе, я долго не могла придумать. Почти три года мы вынашивали замысел этого музыкально-лошадиного представления, привозили Пиньона в Полтаву, рисовали схемы передвижения всех участников по сцене, утверждали эпизоды, искали спонсоров. Технически реализовать идею оказалось сложнее, чем можно было предполагать, и одно время мы даже хотели отказаться от нее. Но в конце концов все решилось, как по мановению волшебной палочки.
…В какое-то мгновение пятерка грациозных белых лошадей галопом бросается в разные стороны. И тут же обрывается музыка, стихает песня. А стоявшие в центре арены артисты разбегаются кто куда. Сердце зрителя замирает. Кажется, что еще минута — и на глазах публики разыграется кровавая драма. Но это только режиссерский ход, подчеркивающий трагизм, заложенный в музыкальном произведении «Їхав козак за Дунай». Проходит еще какое-то время, звучит песня «Мамина вишня» поэта Дмитрия Луценко и композитора Анатолия Пашкевича, и скакуны по очереди опускаются на передние ноги посередине сцены, как будто преклоняются перед памятью самого близкого для каждого из нас человека — мамы. В финале выступления кони в кольце хористов, встав на дыбы и плотно прижавшись друг к другу, кружатся в такт давней украинской молитве, положенной на музыку, — «Святий Боже».
На глазах у французских зрителей слезы. Настоящее искусство понятно без перевода.
— Тридцать пять минут мало для такого представления, — говорят они, покидая «Grand Palais».
Об этом представлении и о подготовке к нему швейцарские кинодокументалисты сняли фильм под названием «Волшебная палочка», который был представлен на завершившемся недавно в Киеве 43-м международном кинофестивале «Молодість». Однако 70-минутная картина почетных гостей кинофестиваля Фредерика Гонзета и Катрин Азад в конкурсных показах не участвовала. На ней учились другие, как нужно снимать документальное кино, чтобы оно волновало и надолго запоминалось. Данный швейцарскими кинематографистами мастер-класс — безусловно, бесценный подарок для участников фестиваля. Ну, а кто захочет посмотреть «Волшебную палочку», тот может найти ее в интернете или купить диск. Кстати, многие полтавчане успели познакомиться с картиной на допремьерном показе 18 октября, который ее создатели устроили в кинотеатре имени
«Думаю, сто тысяч евро — не слишком много для хорошего звука»
Слова «обычный документальный» к фильму «Волшебная палочка» не подходят. Потому что кинолента, созданная компанией «Фредерик Гонзет Продакшен» при содействии швейцарского телевидения, — это высокое искусство, которое волнует сердце и даже лишает сна.
Фильм не столько о необычном шоу, сколько о том, как оно готовилось и как к нему шли два талантливых человека, которым Бог вложил в руки палочки, а уже они сделали их волшебными. Один — Григорий Левченко дирижирует коллективом из более чем сотни певцов и музыкантов, да так, что у слушателей мороз идет по коже, наворачиваются слезы на глаза. Другой — Жан-Франде Пиньон, умело используя стик дрессировщика, приручает диких лошадей и добивается от них того, что хочет. Один из этих людей живет в Полтаве, второй — на юге Франции. Но оба они самозабвенно отданы делу, которому посвятили свою жизнь. И оба умеют дарить людям частичку мира, любимого ими.
— Это все Катрин, Катенька, как я называю ее на свой манер, — искрятся глаза Григория Семеновича Левченко, которому никак не дать 80 лет: он подтянут, моложав, экспрессивен. — Она как-то пригласила на наш концерт в Женеве Анн Кербек — заместителя генерального директора знаменитой французской фирмы «Гермес», которая выпускает оригинальный реманент для лошадей. Ей мы очень понравились, и Анн пообещала, что устроит нам выступление в самом большом дворце Европы в Париже. С того момента все закрутилось с новой силой. Мари-Мартин Кальво, генеральный директор «Гермеса», когда Катя обсуждала с ним финансовые вопросы, сказал (его слова есть в фильме): «Думаю, сто тысяч евро — не слишком много для хорошего звука». Ну, вы понимаете, если человек ходит в туфлях за четыре тысячи евро, для него такая сумма почти ничего не значит. Но зато какой это был звук! Я, всю жизнь проработавший на сцене, не слышал ничего подобного. Каждому из шестидесяти шести хористов на лоб прикрепили маленький гибкий микрофон. Причем для каждого голоса отдельный! Если альт — то микрофон для альта, если сопрано — то для сопрано… Точно так же, по частоте звучания аппаратуры, подбирались микрофоны на каждый музыкальный инструмент. Таким образом, добились высочайшей чистоты звучания. Самая большая сложность состояла в том, что оркестр, игравший вживую, сидел в углу, а артисты постоянно перемещались по большому пространству, и они не должны были сбиться с ритма. Чтобы вы представили этот зал, скажу, что по его арене ездят грузовики, а зрители, если поглядеть на них с высоты купола, кажутся букашками. Слава Богу, все получилось! Это было как в сказке.
Жан-Франде Пиньон, естественно, волновался за свою часть выступления. Чтобы приучить лошадей к шуму, он просил артистов начинать аплодировать сначала потихоньку.
— К счастью, пение и овации лошадей нервировали меньше, чем я думал, — с облегчением выдохнул дрессировщик после необычного представления.
«Вы за один концерт сделали больше, нежели мы за четыре года»
Народному хору «Калина» была предоставлена честь открывать и кинофестиваль «Молодість». На фоне его песен вручались награды артистам за предыдущие успехи. С одной из награжденных, Натальей Сумской, хор исполнил романс Леонида Глибова «Стоїть гора високая», за что зал наградил их бурными овациями.
Народный хор был создан Григорием Левченко 34 года назад. В его первом составе пел сам ректор Полтавского пединститута Иван Зязюн, ныне директор Института педагогического образования и образования взрослых Национальной академии педагогических наук Украины.
— На моем пути встречалось много добрых людей, которые выручали меня в самые сложные периоды жизни, — вспоминает Григорий Семенович. — В 1978 году от меня все отвернулись, поскольку «компетентные органы» навесили на меня ярлык националиста. А «грех» заключался в том, что на республиканском фестивале искусств, проходившем тогда в полтавском городском Доме культуры, самодеятельная народная капелла педагогического института, которой я руководил, в финале спела «не ту» песню. Тогда традиционно заключительным номером звучала «Широка страна моя родная» или «Ленин — партия — народ». Мы же спели «Ой, зійшла зоря» в обработке Николая Леонтовича. В произведении есть такие строчки:
Ой, вийшла, вийшла Божая матір
Та й на хресті вона стала,
Кулі вертала, турків вбивала,
Монастир врятувала.
Причем песню я согласовал с председателем жюри, который назвал ее жемчужиной украинского искусства. Однако для секретаря горкома партии и сотрудников КГБ, которые ждали меня за кулисами после выступления, мнение знатока музыки было пустым звуком. Меня начали травить. Вызывали в партком (хотя я не был коммунистом) и требовали читать тексты всех песен, которые поет капелла. Администрация института устраивала проверки репетиций именно в то время, когда студенты и преподаватели под расписку занимались уборкой территории. Обо мне распускали грязные сплетни. В общем, я вынужден был уволиться. При этом потерял не только любимую работу, но и друзей, квартиру… Надо ли говорить о моем душевном состоянии в то время? К счастью, директор Полтавского мясокомбината Клара Сергеевна Задорожная не побоялась пригласить меня к себе на предприятие, поставив задачу создать народный хор. Кроме того, она надеялась, что талантливые рабочие, занятые репетициями, станут меньше пить. Так и вышло. Украинский народный хор «Барвінок» Полтавского мясокомбината под моим руководством не раз становился победителем областных конкурсов и фестивалей. На одном из концертов, в котором мы участвовали, присутствовал покойный Федор Трофимович Моргун, первый секретарь обкома партии. Он тогда спас меня! Ему очень понравилось выступление хора, и он высказал это мнение открыто, при всех. А новоназначенному ректору пединститута Ивану Андреевичу Зязюну рекомендовал вернуть меня на прежнее место под свою личную ответственность.
Григорий Семенович давно мог бы уехать за границу, откуда ему неоднократно поступали предложения. Но всем отказывал. Ибо чувствует себя счастливым только на родной земле, со своими «калинянами».
— После очередного концерта в Швейцарии ко мне подошли сотрудники украинского посольства и сказали: «Вы за один концерт сделали больше, нежели мы за четыре года», — вспоминает собеседник. — «Я понял, что с государством, в котором есть такое искусство, такие прекрасные люди, можно иметь серьезные деловые отношения», — говорил мне представитель одного из австрийских банков, где мы выступали. А французский генерал, побывав на концерте «Калины», заметил: «Я не буду делать вам комплименты по поводу вашего мастерства. Скажу одно: я хотел бы, чтобы мои солдаты были такими же, как ваши хлопцы-казаки!» Подобные слова для меня — наивысшее признание.
3758Читайте нас в Facebook